Что такое буквы повторяющихся звуков. Что такое звукопись: примеры

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Игра "Измени один звук"

Ведущий предлагает:

Я назову слово, а вы измените в нем только один звук, чтобы получилось новое слово.

Например: розы - козы

Сыр - (сын, сор, сыпь)

угол – (уголь)

стол - (стул, стоп, стон, сток)

бочка - (кочка, точка, почка, дочка)

день - (динь, тень, пень, лень)

ночь - (дочь, нож)

ТИР - (ПИР, МИР)

пил - (пир, бил)

жар - (шар, пар)

палка - (полка)

игла - (игра)

ЗАНЯТИЕ 9 1.Звук [у] и буква "У"

ПОВТОРЕНИЕ Что изображено на карточках? (Буква "А")

Какой звук она обозначает?

Что такое буква? (Значок для обозначения звука)

Чем отличается звук от буквы?

Что вы знаете о букве "А"?

обозначает гласный звук

может стоять в начале, середине, конце слова

может быть отдельным словом

Сейчас мы познакомимся еще с одной буквой.

Как поет кукушка? (Ку-ку)

Составьте звуковую модель ее пения при помощи карточек-звуков.

- о - -о (син, кр, - син, кр)

Какой гласный звук мы слышим? [у]

Какой согласный повторяется? [к]

В пении какой птицы тоже встречается звук [у] (Петух кричит: "Кукареку!")

Как кричат, когда заблудились в лесу? (Ау!)

Давайте попробуем записать это буквами-значками:

А... Какой же следующий звук? Вы уже догадались с какой буквой сейчас познакомитесь? (с буквой "У")

Задание № 1 Напишите в тетради такой значок. Печатание буквы "У".

Упражнение № 1 в узнавании звука [у] в словах.

Я буду называть слова. Если в слове слы­шится звук [у] - хлопайте в ладоши (вставайте), если в слове нет звука [у] - не хлопайте (сидите на месте). Скажите, где находится звук: (в начале, середине или конце слова).

Ученик; идут;идет, ручка, доска, ключ, кино, учебник, школьник, девочка, урок, пою, пишу.

Упражнение № 2 в самостоятельном подборе слов со звуком [у]

В начале слова (учебник, улица, ужин, ухо, утюг);

В середине (муха, музыка, пушка...);

В конце (пишу, читаю, лечу...).

Упражнение № 3 в сливании звуков

Я буду называть согласн ый, а вы причитывайте к нему звук [у] по схеме

Послушайте маленький рассказ: "У Маши кукла. Ее назвали Мариной. Это подарок Маше на день рождения"

О ком этот рассказ?

Что говорится о Маше?

Сколько здесь предложений?

Назовите первое предложение.

Сколько в этом предложении слов?

Какое короткое слово вы слышите в начале предло­жения? (У)

Звук [у], как и звук [а], может образовывать целое слово.

Задание №2 Составьте предложения по картинкам с малень­ким словом "У".

Запишите их схемы.

Задание №3 (на внимание)

Быстро просмотри весь текст, подчеркни все буквы "У" и "А". Не пропусти!

Мишка лапу занозил -

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

"Ты узнаешь Мишку!"

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях, Щ

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой. Щ З.Александрова

Если понравилось стихотворение - выучи наизусть. Расскажи друзьям, родственникам или знакомым.

Звуковые повторы

ЗВУКОВЫ´ Е ПОВТО´ РЫ - эвфонический прием, заключающийся в повторении внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков. Назначение З. п. - фонетическая выразительность стиха. З. п. образуются на базе аллитераций , поддержанных общей смысловой направленностью данного отрезка художественного произведения. З. п. встречаются в народном творчестве, например в стихоподобных поговорках:

Тише едешь - дальше будешь .

З. п. обычны в стихах русских поэтов:

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель.

(А. Пушкин)

Одеты темные поляны

Широкой белой пеленой .

(М. Лермонтов)

У Черного моря чинара стоит молодая.

(Он же)


Поэтический словарь. - М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Смотреть что такое "звуковые повторы" в других словарях:

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ Современная энциклопедия

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ - основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха (Редеет облаков летучая гряда, А. С. Пушкин; условное обозначение… … Большой Энциклопедический словарь

    Звуковые повторы - ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ, основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха (Редеет облаков летучая гряда, А.С. Пушкин;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    звуковые повторы - основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха («Редеет облаков летучая гряда», А. С. Пушкин; условное обозначение… … Энциклопедический словарь

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ - ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ, основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков; см. Фоника и Повтор …

    фоника - и; ж. [от греч. phōnē звук, голос] Лит. Звуковая организация поэтической речи. * * * фоника (от греч. phōnē звук) (эвфония), 1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех её элементах, правила повтора которых не… … Энциклопедический словарь

    Фоника - (от греч. phone – звук) звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком; он всегда ограничен (например, в рус. языке всего… … Большая советская энциклопедия

    ФОНИКА - (от греч. phōnikós — звуковой, phōnē — звук), звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, ее изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком, он всегда ограничен… … Литературный энциклопедический словарь

    Фоника - отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и… … Литературная энциклопедия

    повто́р - а, м. 1. разг. То же, что повторение (во 2 и 3 знач.). Избегать повторов. □ Подчиненный в присутствии старшего должен быть именно его отражением. Как в зеркале: полный повтор и в то же время ничто, видимость. Мстиславский, Грач птица весенняя. 2 … Малый академический словарь

Книги

  • Проза Антона Чехова. Монография , Фрайзе Маттиас. Вниманию читателей предлагается монография проф. М. Фрайзе`Die Prosa Anton Cechovs` 1997 г., переработанная и дополненная автором и редакторами для данного русского издания. В первой части…

Что такое звук? Что такое буква? Как они соотносятся? Как образуются звуки и какими они бывают?

Звуки

Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.
Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт;
  • набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон [л’имон] — лиман [л’иман];порт [порт] — торт [торт], лук [лук] — сук [сук];
    • различие в нескольких звуках: загар [загар] — забор [забор]; фасоль [фасол’] — пароль [парол’];
  • последовательностью расположения звуков: куст [куст] — стук [стук]; нос [нос] — сон [сон];
  • звуки в словах могут полностью не совпадать: школа [школа] — учитель [учитель]; карась [карас’] — сом [сом], дом [дом] — хата [хата].

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы.Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос (тон). Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму, образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а], [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки . В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки, в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими . Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные . Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] — в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’] — голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж] — шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук [ж’]: жюри [ж’ури], вожжи [вож’и]) ;
  • шумные глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [щ’], [х], [х’], [ц], [ч’] — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки (звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости - положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем.

Точная запись звуков речи называется транскрипцией , обозначается квадратными скобками […]. При записи транскрипции слова надо обозначить каждый звук отдельной буквой, поставить знак ударения, знак мягкости [‘]. Например, корова — [карОва], буква к передает звук [к] , буква р обозначает звук [р] и т.д.

Как соотносятся буквы и звуки?

Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.

  • Все звуки в слове могут соответствовать своей букве: стол [стол] .
  • Одна буква может обозначать разные звуки:

    в словах плод [плот], плоды [пладЫ] буква о использована для обозначения звуков [о] , [а] , а буква д — для обозначения звуков [т] и [д] .

  • Буквы могут не обозначать звуков:
    • буквы Ь и Ъ не обозначают звуков: молЬ [мол’], сЪезд [сй’эзд] ;
    • при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы пишутся:

      чув ство [ч’Уства], сол нце [сОнцэ], серд це [с’Эрцэ], радост ный [рАдасный’].

  • Одна буква может обозначать два звука:
    • буквы е, ё, ю, я в начале слова, после разделительных Ь, Ъ и гласных обозначают по два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Звуков е, ё, ю, я в русском языке не существует.
    • буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х для обозначения согласных звуков обозначают либо твердые согласные звуки, либо мягкие: мел — мол .

    Двузначность букв связана со слоговым принципом функционирования русской графики . Сущность этого принципа заключается в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а , т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков, где буквы взаимно обусловлены. Слоговый принцип используется для обозначения твёрдости и мягкости согласных, а также при обозначении согласного звука [й].

  • Один звук может передаваться разными буквами:

    в словах ц иркуль [ц ыркул’ ], улыбатьс я [улыбац а ] звук [ц ] передается буквой ц и буквами тс (тьс) .

Т.о. в слове может не совпадать количество букв и звуков, их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова .

Всего 33 буквы :

  • 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е ;
  • 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.

Звуков — 42 :

  • 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] ,
  • 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

Различие количества согласных букв и звуков связано со способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Ирина Павловна Безрукова
Занятие по обучению грамоте «Звуки [р]-[р’], буква Р»

Тема : «Звуки р рь , буква Р »

Цели : закрепление правильного произношения и различения звуков р рь в слогах словах и предложениях; звуковой анализ и синтез , преобразование слов крот – рот – кот; чтение слов и предложений; повторение правил о слогообразующей роли гласных и написание большой буквы в именах людей , правила написание предложений; развитии внимания, памяти, логического мышления и фонематического слуха; воспитание внимания к звучащей речи.

Оборудование : кассы букв и слогов , фишки для составления схемы слов (демонетр., таблицы для чтения слов и предложений, ребусы, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Игра : «Наоборот»

Сядет тот, кто назовёт слово – наоборот.

лёгкий – трудный

больной – здоровый

смелый – трусливый

белый – чёрный

весёлый – грустный

чистый – грязный

злой – добрый

враг – друг

ложь – правда

горе – радость

огорчать - радовать

молчать – говорить

находить – прятать

поднимать – бросать

2. Постановка цели

Какие звуки повторялись в «словах – наоборот» ?

(Во всех словах повторялись звуки «р, рь» )

Сегодня мы ещё лучше научимся произносить звуки «р рь» , будем играть, отгадывать загадки и ребусы, читать новые страницы в нашей Азбуке.

3. Повторение знаний о звуках «р рь»

Как надо правильно произносить звук «р» ?

(губы улыбаются, зубы приоткрыты, кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит)

Расскажите, что вы знаете про звук «р» ?

(согл., зв., мяг.)

Чем похожи эти звуки ?

(они оба согласные и звонкие)

Чем различаются звуки «р рь» ?

(звук «р» -тв, а звук «рь» - мягкий)

Какой буквой обозначаем звуки «р, рь» (буквой Р )

Игра : «Будь внимательным»

Будем произносить звуки «р рь» по сигнальной карточке

(дифференциация звуков «р-рь» – инд. и хором)

4. Закрепление произношения звуков «р, рь» в слогах, словах и предложениях.

Развитие фонематического слуха

а) Игра : «Без ошибки повтори»

Произнесите за мной слоги точно также и в той же последовательности.

ра - ра – ри арь – арь – ар

ри – ро – ри ярь – ярь – ор

ри – ри – ро ур – урь – урь

ру – ри – ри ор – орь – ор

б) Игра : «Загадки» (используются картинки)

Отгадайте загадки определите, где, находятся звуки «р рь» в словах – отгадках» - в начале, в середине или в конце слова.

Разноцветное коромысло

Над рекой повисло

(радуга)

Где находится звук «р» в слове «радуга» ?

(Звук «р» находится в начале слова)

Не зверь, не птица,

Летит – звенит, сядет – молчит.

(комар)

Где находится звук «р» в слове «комар» ?

(звук «р» находится в конце слова)

звук «р» в слове «комар» ?

(по счёту находится на пятом месте)

Стоит, Антошка,

На одной ножке

Дождь пройдёт,

Он подрастёт

(гриб)

Где находится звук «рь» в слове «гриб» ?

(звук «рь» находится в середине слова)

На каком по счёту месте находится звук «рь» в слове «гриб» ?

(по счёту находится на втором месте)

Летом бежит,

Зимой спит

Весна настала

Опять побежал

(река)

Где находится звук «рь» в слове «река» ?

(звук рь находится в начале слова)

в) Игра : «Назови части дома» ?

Назовите части дома в названии которых слышится звук «р»

Звук «р» слышится в словах (рама, труба, крыша)

Назовите части дома, в названии которого слышится звук «рь»

Из чего построен дом? (из брёвен)

Значит дом какой? (бревенчатый)

Назовите растения, какие растут возле дома, в названии которых слышится звук «рь»

(берёза, гриб, слышится звук «рь»

Назовите растения, в названии которого слышится звук «р» ? (трава слышится звук «р» )

г) Игра : «Измени слово»

Замените первый звук в слове на звук «р»

хобот-робот

мычать-рычать

танец-ранец

козы-розы

мука-рука

лама-рама

забота-работа

Видите, ребята изменение только первого звука ведёт к изменению всего слова. Поэтому надо быть очень внимательными к своей речи.

д) Игра : «Правильно закончи предложения»

Ребята, мне прислал письмо Незнайка. Он составлял предложения, но как обычно всё перепутал. Давайте ему поможем правильно закончить предложения.

Расцвели на клумбе … козы.

В огород забрались … розы.

У слона огромный … работ.

На заводе сделали … хобот.

Ползает у речки. мак.

Расцветает в поле … рак.

На конверт наклею … маску.

На лицо надену … марку.

Я возьму от сыра … кошку.

Угощу я нашу … корку.

5. Развитие логического мышления.

Отгадайте ребусы

(шарф, рак, рыбак, крот)

Кто такой «крот» ?

(крот – это животное)

Послушайте про него стихотворение.

Крот не любит свет дневной,

Проживает под замлёй.

Землю роет, роет, роет.

каждый день метро он строит.

6. Физминутка

Буратино улыбнулся,

Буратино подтянулся.

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развёл-

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик тот достать -

Надо на носочки встать.

7. Обучение грамоте

1. Звуко – слоговой анализ слова «крот» . Преобразование. Работа в кассах.

крот – рот – кот

а) произнесение, обозначение слова схематически

б) определение количества слогов, повторение правила о слогообразующей роли гласных, образование слогов схематически.

в) определение количества звуков в слове , обозначение их фишками.

г) «чтение» схемы

д) замена фишек буквами

е) чтение слов

ж) преобразование слов : крот – рот – кот

(один ребёнок работает у доски, остальные в кассах)

2. Чтение слов и предложений

Прочитаем новые страницы а Азбуке.

а) соединение букв по стрелкам

Соединив по стрелкам буквы , вы узнаете, как зовут мальчика и девочку

(Владимир, Маргарита)

Почему имена детей написаны с большой буквы ?

(Знаем правило : «Имена людей, клички животных, название городов, рек, озёр, пишем с большой буквы »)

б) соотнесение слова с картинкой

Назовите картинки.

(Рома, Рита, радуга, Мурка, шары, кран)

Назовите картинку, а затем найдите и прочитайте слово, которое к ней подходит.

Что такое «кран» ?

(кран – водопроводный

кран – подъёмный)

Слово кран имеет много значений, значит оно какое?

(многозначное)

в) чтение предложений

Рита делает зарядку.

Рома собирает грибы.

Что ты прочитал?

(предположение)

Почему ты решил, что это предположение?

(Предложение написано с большой буквы . В конце предложения стоит точка. Слова в предположении написаны раздельно)

Про кого ты прочитал предположение?

(про Риту)

Что ты узнал про Риту?

(Рита делает зарядку)

(уточнение смысла прочитанного второго предложения)

8. Подведение итогов

О каких звуках и о какой букве говорили ?

Чем занимались?

(работали в кассах, отгадывали ребусы и загадки, читали слова и предложения, играли в игры)

Мне понравилось, как вы работали на занятии . Вы хорошо читали играли, отгадывали загадки и ребусы. А самое главное вы были внимательными и ещё лучше научились говорить звуки «р рь» .

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные