Боюсь идти к репетитору первый раз. А нужен ли репетитор вообще? (Мнение репетитора)

Сама я подрабатываю репетитором с 2009-го года. Именно подрабатываю, а не работаю. Я считаю, что, когда репетиторство становится бизнесом, поиск учеников перерастает в погоню за ними, и педагог-предприниматель просто набирает побольше клиентов - неважно, нужны ли им на самом деле дополнительные занятия или нет.

Я сдавала ЕГЭ по русскому языку, литературе, английскому, физике и математике. И ко всем этим предметам я готовилась сама (школа проводила дополнительные - бесплатные - занятия по физике и английскому). Все эти предметы сдала на 80+. Именно поэтому к репетиторам и репетиторству я отношусь критически.

На мой взгляд, у репетиторства есть один огромный минус: репетиторство атрофирует в ученике способность к самоорганизации. Когда каждую неделю к ребёнку приходит человек, который продумывает за него программу, домашние задания, упражнения на уроке, тогда школьнику просто не нужно будет задумываться о распоряжении своим временем. За него это делают другие люди.
Но что происходит потом? Школьник сдаёт ЕГЭ, поступает в вуз, а там его уже никто не будет "пасти". Такой студент не умеет методично готовиться к экзаменам, вовремя читать необходимую литературу, делать задания. И получается, что к первой сессии он подходит с комом долгов. Таким образом репетитор оказывает медвежью услугу своему ученику.

Если у ребёнка нет серьёзных трудностей по предмету, он в состоянии самостоятельно подготовиться к экзаменам. Человек должен учиться ставить цели и расписывать стратегию достижения этих целей. Иначе в жизни после школы ему просто не выжить. Ребёнок должен чувствовать, что именно на нём лежит ответственность за свою успеваемость, за качество усвоения знаний. Репетиторы попросту перебивают в ученике это чувство ответственности. Именно поэтому меня раздражают семьи, где считается, что раз наняли репетитора, то с него теперь и спрос за результаты школьника; что сам факт наличия репетитора является залогом успеха.

Я, когда вижу, что ученик и без меня способен хорошо заниматься, провожу беседу с родителями и объясняю, что репетиторство для них излишне. Но в большинстве случаев они относятся к моим словам с недоверием. С репетитором им спокойнее.
Особенно не люблю я случаи, когда родители нанимают репетитора с целью "помощи с домашними заданиями, с освоением программы". Да почему, собственно, над ребёнком постоянно должен нависать контролирующий человек? Ну не хочет он учить литературу, ну не тянет он на пятёрку по русскому - да и бог с ним! Категорически не понимаю родителей, которые приглашают репетиторов к школьникам 1-8 класса. Зачем в промежуточном звене вообще какое-то натаскивание? Пусть ребёнок учится, как учится: не все же должны быть отличниками!

С другой стороны, бывают случаи, когда дополнительные занятия действительно необходимы. Была у меня девочка с дислексией, второй класс... Мучилась я, мучилась, но в итоге убедила родителей, что им нужен не репетитор по русскому, а квалифицированный логопед. Послушались, слава богу! Потом был ещё мальчик с синдромом дефицита внимания. Тоже сдала его специалисту с психологическим образованием. Потому что, собственно, в русском языке и литературе проблем у него не было. Были ребята на домашнем обучении и экстернате: да, за ними нужен контроль.
Репетитор не помешает во время подготовки к олимпиадам, к дополнительным вступительным испытаниям. Но не больше. Ведь и здесь - в случае, если школьник хочет углубить свои знания по предмету, - он в состоянии самостоятельно добраться до дополнительной информации. Я не хвастаюсь, конечно, но к концу 9-го класса я уже успела освоить всю школьную программу математики и добралась до аналитической геометрии и линейной алгебры. Сама, сама. Просто было очень интересно. Но вот репетитора, который бы подготовил меня к олимпиадам, не было. Поэтому и выдающихся результатов не оказалось.
Так что - мой вывод - репетитор хорош только для решения точечных задач, а в остальном пусть ребёнок сам учится справляться с трудностями, потому что во взрослой жизни никто не будет с ним нянчиться.

РН, возраст: 15 / 21.11.2017

Отклики:

Не переживай ты так! Скорее всего проблема в репетиторе, который не работает над закрепление материала с тобой. Наш мозг так устроен, что нам необходимо многократное повторение одного и того же, в том числе, путем решения практических задач. Так что откажись от его услуг, начни читать учебник сам, смотри бесплатные лекции, сделай карточки с формулами и держи их перед глазами, решай много задач. Даже если у тебя нет способностей к этому предмету, терпение и труд все перетрут и ты сможешь не то что 4 получить, а даже 5. Самое главное не упускай из виду никаких тем, ликвидируй пробелы в знаниях (например, как точно ты знаешь таблицу умножения? Можешь её воспроизводить крайне быстро? Это очень важно). Спокойно и методично иди к своей цели, у тебя все получится. А родители просто стараются тебя мотивировать. Так что не переживай

Марина, возраст: 23 / 21.11.2017

Здравствуй! Первым делом,хочу сказать тебе - Вы очень-очень старательный человек! Это огромный плюс,что Вы в таком юном возрасте стараетесь подтянуть учебу,не забиваете на нее. Весьма похвально и то,что Вы хотите,чтобы родители Вами гордились,не желаете их расстраивать. Вы отличный сын!
Только нужно помнить,что не надо так изводить себя! Чем больше Вы переживаете,тем тяжелее будет учиться. Пожалуйста,постарайтесь успокоиться,я понимаю,это нелегко,но уверена,что Вы справитесь! Ведь стресс совсем не положительно влияет на организм,на мозг. Берегите свое драгоценное здоровье,не позволяйте стрессу разрушать Вас. Помните,знания всегда можно подтянуть,учиться никогда не поздно,а вот здоровье тяжелее поправить.
Огромным плюсом будет,если ты начнешь больше изучать этот предмет сам,углубляя свои знания.
У тебя большой потенциал,ты старательный и целеустремленный - я уверена,что ты все сможешь! Главное,всегда будь спокоен. Желаю тебе большой удачи,я в тебя верю!;)

Римма, возраст: 19 / 21.11.2017

Иван, возраст: 37 / 21.11.2017

Добрый день! Могу сказать на своем опыте: страх, чувство никчемности очень сильно действуют на результат. Опасно все время быть в таком состоянии. У кого не было неудач? Открой любую биографию какого-либо знаменитого человека. Сколько там случаев, когда все шло к победе, но итог был печальным - по независящим от него обстоятельствам.Но люди не унывали и шли дальше. Знаешь, мой знакомый - успешный в банковском деле человек, как-то посчитал, что после университета он отправил более 100 резюме, чтобы устроиться на ту работу, которая была ему нужна! Поэтому не переживай!Этим ты ничего не добьешься. Не доводи себя до болезни! Если ты верующий человек - читай молитвы, это поможет оставаться спокойным. Если нет - успокаивай себя сам, говори, что все будет хорошо. Тебе же не нужна 5, а всего-навсего 4! Удачи!

Светлана, возраст: 38 / 22.11.2017

Здравствуйте. Проанализируйте легче ли вам стал даваться материал после дополнительных занятий, понятнее ли стали темы, может стоит сменить репетитора, от него многое зависит.

Ирина, возраст: 29 / 22.11.2017

Привет!Очень тебе сочувствую. Только не отчаивайся. Если ты умрешь, то точно разочаруешь своих родителей. Они тебя любят независимо от твоих оценок. Естественно, они тебя будут ругать за тройки, это потому что они переживают за тебя, за твое будущее. Ты ещё можешь всё исправить, времени до экзамена еще много)Ты к репетитору ходи,и на все дополнительные, и дома занимайся, тогда у тебя обязательно получится повысить результат) Главное, чтобы у тебя было стремление к этому)Помни, что оценки это не главное в жизни. И экзамены не так страшны, как это может показаться. Не теряй надежды на лучшее) Если тебя эта проблема так беспокоит, то можешь пообщаться с психологом онлайн.И ещё ты можешь попросить помощи у Господа)Бог тебя сотворил прекрасным человеком,Он тебя очень любит и никогда не оставит)Проси Его о помощи почаще и тебе будет становиться легче)Я желаю тебе обретения смысла жизни,побольше терпения и сил,хороших отношений в семье,успехов в учёбе,крепкого здоровья,всегда хорошего настроения,счастья,побольше любви,радости и мира в жизни и всего самого наилучшего!Держись,Бог тебе поможет!Ангела тебе Хранителя!

Анастасия, возраст: 19 / 22.11.2017


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

Если ученик приходит на занятия к вам домой, то для вас это очень удобно. Действительно, в этом случае

    вы не тратите время и силы на дорогу,

    вам не надо носить с собой необходимые для занятия учебники, тетради, пособия и другие предметы (зонтик, мобильник, вода, перекус и др.), так как дома у вас всё под рукой,

    не вы заботитесь о том, чтобы прийти вовремя, не опоздать на урок,

    в конце концов, вы не тратите деньги на дорогу, а эта сумма может составлять от 10% до 25% от вашего гонорара. Например, если в моем городе Иваново вы будете добираться к ученику с пересадкой, то вы затратите на дорогу 12*4=48 рублей, что составляет 24% от стоимости урока в 200 рублей.

Однако в каждой бочке мёда есть своя ложка дегтя. В данной ситуации это означает, что вам следует озаботиться обеспечением благоприятных условий для занятий. Для того чтобы ученику и вам было комфортно, надо обратить внимание на следующие моменты.

Место занятий . Лучше, если это будет отдельная комната. В ней должно быть чисто и проветрено. Никаких неубранных постелей, грязной посуды, забитых окурками пепельниц. Тихо – не должно быть работающих радио или телевизора.

Если нет возможности выделить для занятий отдельную комнату, то можно использовать просто относительно изолированное место с письменным столом. На нём не должно быть лишних предметов, только нужные для данного урока материалы, лампа, компьютер.

Кстати, не очень хорошо, если во время ваших занятий где-то в доме льется вода, шкварчат на сковородке котлеты, стучат крышки по кастрюлям, пахнет жареной рыбой, подгорелой кашей или супом. Надо постараться избегать подобных отвлекающих ситуаций.

Ваши домашние , то есть родственники или другие люди, с которыми вы живёте. С ними обязательно надо согласовать место и время ваших занятий. Если в доме есть маленькие дети, то кто-то должен заниматься с ними, чтобы они не шумели и не заходили к вам в комнату.

Ваш вид . Нехорошо, если вы встречаете ученика в халате, стоптанных домашних тапочках, с нечёсаной головой и нечищеными зубами. Совсем не обязателен офисный деловой костюм и туфли на каблуках. Просто вы должны, как писали раньше в романах, быть «прибранным». Аккуратная одежда, аккуратная чистая обувь, опрятность во всём – это необходимо и достаточно.

Время прихода или приезда ученика . Возможно, ученик появится у вас раньше назначенного срока, поэтому вы должны быть готовы к его приходу заранее (минут за 20-30). Если он придет пораньше, вполне допустимо попросить его подождать, тем более, если вы еще занимаетесь с предыдущим учеником. Предложите пришедшему сесть где-нибудь и повторить теорию, заданную на дом.

Если ученик опаздывает, то через пять минут после назначенного времени вы звоните ему на мобильный. Если не отвечает – еще через 5-10 минут опять звоните ему. Если опять не отвечает, то звоните уже родителям и интересуетесь ситуацией – что происходит?

Обувь. У нас до сих пор во многих семьях принято предлагать гостям снимать уличную обувь в прихожей. Тут вы хозяин положения. Решайте сами, как вам поступать. Возможны следующие варианты:

    Ученик снимает обувь. Тогда вы предлагаете ему тапочки или домашние туфли, которые, конечно, должны быть чистыми и хотя бы на вид новыми, непотрепанными. Но, честно, говоря, это не очень гигиенично.

    Если ученик приходит со своей второй обувью, то это лучше. Однако ему это не очень удобно, поскольку надо помнить об этой второй обуви, нести её, и вообще напоминает школу.

    Использование бахил. Удобно. Недостаток – зимой в уличной обуви в квартире ногам жарко. Ассоциируется с лечебным учреждением.

    Ученик приносит вторую обувь, оставляет её у вас где-нибудь на полке, например, в пакете и надевает её, приходя к вам на занятие. Мне этот вариант кажется самым приемлемым.

Еда – угощать ли? Можно что-нибудь легкое – чай, бутерброд, конфетка. Но не обязательно. Чистая вода в миниперерыве и по окончании занятия – вполне достаточно и даже желательно. Предлагайте ученику и пейте сами.

Кстати, насчет воды. Будет прекрасно, если где-то недалеко от стола, за которым вы занимаетесь, будет вода – либо в графине, либо в пластиковой бутылке. Стаканы лучше использовать одноразовые, потому что тогда человек не будет сомневаться в том, что стакан чистый. Да и вам спокойней.

Домашние животные. Если они у вас есть, то следует выяснить, не боится ли ученик, например, собак или кошек, нет ли у него аллергии на шерсть домашних животных. Лично я люблю кошек и с удовольствием глажу и беру их на руки в любом доме. Но ученику может быть неприятно, если к его одежде пристаёт кошачья шерсть, или он может пугаться, когда кошка внезапно прыгает ему на колени.

Встречать и провожать. Первый раз это надо делать обязательно, дальше – по ситуации. Особенно надо обратить внимание на данный пункт, если

    ребенок не очень большой,

    на улице темно (а зимой у нас темнеет уже в 17 часов),

    вы живете в частном секторе.

Ученика надо довести до остановки, посадить в транспорт и сообщить родителям по телефону, что ребенок едет домой. Тогда родители будут спокойны за безопасность своего чада.

В любом случае, то, каким образом ребенок будет добираться до вас и возвращаться домой, надо заранее согласовать с родителями. Лучший вариант – когда родитель привозит или приводит ребенка к вам и после урока забирает его от вас. К сожалению, это далеко не всегда удаётся реализовать.

Таковы основные моменты, которые вам надо заранее обдумать и учитывать, если ученик приходит заниматься к вам домой.

Эта статья будет о наболевшем – о том, как не ошибиться с выбором ученика. Скоро 1 сентября, и ученики побегут искать репетиторов, вспомнив, что в этом году они сдают ЕГЭ или освобождается должность на работе, требующая знаний языка. Как отсеять тех, кто сам уйдет после нескольких занятий?

Таких учеников можно распознать:

  1. По объявлению
  2. По звонку
  3. При личной встрече

    По объявлению

Это самый легкий этап, когда при отказе мы тратим минимум усилий.

  1. Все в тексте объявления, что привлекает глаз и не вписывается в рамки обычного запроса .

    Требуется особый подход/Нужен строгий педагог.

    Сразу возникают мысли, что что-то не так с учеником – он скачет на занятии как козлик, не слушает ничего, кроме звуков, исходящих из своего айфона? Видела одного такого, больше не хочется тратить свое и чужое время.

    Нужен не школьный учитель.

    Возникает вопрос: А чем плох школьный? В жизни встречала кучу учителей, не вписывающихся в шаблон пожилой женщины с пучком на голове, которая учит всех грамматико-переводным методом.

    Обязательно наличие стажировок/учебы заграницей/проживания в Оксфорде.

    Особенно странно, когда такие требования предъявляются к репетитору дошкольника. Родитель или ученик хочет “крутого репетитора”, чтобы им хвастаться? Максимум пользы за минимум денег? На такие и подобные заявки не обращаю внимание, скорее всего, это лишняя головная боль.

  2. Если в заказе указано, что продолжительность занятий недолгая : месяц или полгода – для меня тоже повод не соглашаться на заказ. Потом этот период может оказаться еще меньше, а деньги за заказ будут отданы, и ученики, которым отказали, потому что времени свободного не осталось, уже ушли к другим репетиторам.
  3. Подготовка к экзамену за короткий срок . Особенно, если это ЕГЭ, и особенно, если хотят сдать на хороший балл, а в школе у него оценка 4 или хуже. Претензий и ожиданий со стороны родителей будет много, не всем удается объяснить соотношение сложности формата экзамена и реальных возможностей ребенка.

По звонку

Эти проблемы возникают, как правило, когда не вы выбираете ученика, а ученик выбирает вас. Когда по телефону доходим до обсуждения момента “чего хочется от занятий”, можно услышать следующие фразы, которые должны предостеречь:

При личной встрече

Тут мне расставаться с учеником тяжелее всего, потому что мы уже потратили друг на друга время и познакомились лично. Отказывать мне в таких случаях всегда неудобно, но я стараюсь собрать волю в кулак. Мне же потом с ним работать.

  1. Хамство . Чаще всего у школьников или у единственного обожаемого наследника. Просто невоспитанные дети, которых родители не учат разнице взрослый-сверстник. Такие ученики на занятии могут отказаться выполнять какое-то задание, потому что им неинтересно, в середине урока пойти покушать, потому что есть хочется, или писать другу в WhatsAppe. Стараюсь вежливо объяснить родителям, что я привыкла к другому отношению, и советую в повторной заявке писать: “к ребенку нужен особый подход”. Администратору сайта прямо очитываюсь, что работать с трудными детьми не умею, и заказ брать не буду
  2. Незаинтересованность . Тоже чаще всего у школьников, которые ходят на английский, потому что их мама заставила (или у него весь класс дополнительно занимается, не будем же мы хуже других). Если человек не хочет (а особенно подросток, который любит делать все наперекор), даже очень много бисера вряд ли что-то изменит.
  3. Чрезмерная загруженность ученика. Бывают еще школьники, которые ходят на дополнительные танцы-волейбол-музыку-рисунок-китайский, потому что родители растят из них юную звезду. Такие дети обычно на урок приходят с желанием поспать и отдохнуть, а не учиться.
  4. Личная неприязнь . Вроде адекватный на вид персонаж, на занятии все делает, но вот не нравится он тебе, и все. Сказать в лоб “какой-то ты нетакой” неудобно, поэтому объясняю невозможность заниматься внезапными личными обстоятельствами.

Есть, возможно, какие-то проблемы, которые становятся видны только через некоторое время, но я прям серьезных еще не встречала. Если меня не устраивает что-то, говорю с самим учеником, или с его родителями.

Вот этими критериями и пытаюсь руководствоваться при выборе клиентов. Но у меня не всегда получается. Когда я только искала учеников, брала всех, кто попросится, боясь никого потом не найти. Теперь занимаюсь с двумя, с которыми никак не могу расстаться – давно их учу, родители на меня рассчитывают, совесть мучает, хотя, по-хорошему, надо бы. Зато новых теперь беру по правилу “Семь раз отмерь – один отрежь!”.

Каких учеников стоит избегать

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные