Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам. Приказ Минобрнауки России об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения — Российская газета

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 мая 2013 г.

Регистрационный N 28395

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

Принципы, регулирующие содержание и стандарты учебной программы, включены в правила, которые обсуждаются и рассматриваются промышленностью, учениками, родителями и учителями. Кантоны играют ведущую роль в администрировании и увязывании школ с предприятиями, а профессиональные организации отвечают за сертификацию, педагогическую подготовку и нормотворчество. Результаты взаимодействия между государством, профессиональными организациями и бизнесом заключаются в том, что только 5% студентов в двухрежимных курсах не могут найти стажировку.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр Д. Ливанов

Приложение

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее - Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

Цель проекта - помочь молодым людям более легко интегрироваться в рынок труда путем внедрения модели двойного образования в литовской системе профессионального образования и повышения инновационной способности малых и средних предприятий. Партнеры по проекту: Ганзейский парламент и Академия Балтийского моря; Дрезденская торговая палата; Центр профессионального обучения Контики-Саккепзо; Учебный центр строителей Вильнюса; Колледж Паневежиса; Слупской Ганзейской академии и Торговой палаты Щецина.

В колледже Паневежиса состоялась конференция Развитие студенческих компетенций. Ситуация и перспективы в контексте Европейского союза, в которой руководители профессиональных и общеобразовательных школ региона и специалисты в области образования были ознакомлены с перспективами внедрения двойного профессионального образования.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).

Профессиональное ученичество в форме ученичества немыслимо без участия и поддержки Торгово-промышленной палаты и потенциальных работодателей, и одной из проблем является подготовка магистров, которые нанимают учащихся профессионально-технических училищ на предприятиях.

Подводя итоги опросов студентов, профессиональных учителей и мастеров предприятий, в отчете о проекте указаны преимущества и недостатки ученичества, а также представлены рекомендации по реализации. По мнению всех участников опроса, профессиональная программа обучения, подготовленная проектом, оценивалась положительно. По словам мастеров предприятия, ученики учатся повышать ценность компании, и работодатель может выбрать сотрудников, которые им удовлетворены. Ученичество помогает развивать лояльность будущего сотрудника к компании.

3. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме самообразования.

Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации 1 .

Однако мастера предприятий признали, что им не хватало педагогико-психологической готовности быть наставниками, отметили, что работа ответственного наставника была отвлечена от прямых обязанностей, и поэтому для него было необходимо дополнительное вознаграждение.

По словам учеников, работа в реальных условиях учила их быть ответственными, самоуверенными, уверенными в себе, а для некоторых они помогали найти профессиональное призвание. Возможность применить теоретические знания на практике увеличила мотивацию, различные неожиданные рабочие ситуации научили ученика принимать быстрые решения и взять на себя ответственность за свои действия.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

4. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Во время собеседований с профессиональными учителями было очевидно, что Двойная программа профессионального обучения обеспечивала гибкие учебные услуги, адаптированные к потребностям учащихся и работодателей. Профессиональные учителя применяли активные, ориентированные на действия методы обучения, анализировали конкретные рабочие ситуации. Учителя также определили лучшую мотивацию для обучения ученикам, но признались, что они провели много времени в компании с помощью бизнес-мастеров.

Основываясь на результатах проекта, важно отметить, что двойное обучение может проводиться только на предприятиях с технологическим оборудованием, необходимым для реализации соответствующей программы профессионального обучения, а ученикам предоставляется работа, совместимая с их способностями. Заявители должны быть хозяевами предприятия, должным образом подготовленными к этой ответственной работе, т.е. закончив специальную подготовку по профессиональной педагогике, психологии и лидерству, получив сертификаты наставничества.

При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Перед тем, как поступать на профессиональную подготовку в форме ученичества, необходимо ввести учеников с целями, задачами, правовым регулированием, организацией учебного процесса и их ответственностью. Очень важно, чтобы учителя-профессионалы знали, где будет проходить практическое обучение по используемому оборудованию и материалам. Поэтому рекомендуется организовать для учеников и их учителей-профессионалов возможность пойти в компанию, встречаясь с будущими наставниками. Это поможет укрепить сотрудничество между школой и компанией, объединив цели практического и теоретического обучения, содержание программы, составление графика учебной программы, обсуждение работы учеников и их оценку.

6. Лица в возрасте до восемнадцати лет допускаются к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих при условии их обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования.

Обеспечению успешного ученичества в Литве будет способствовать юридически регулируемые типовые контракты на двойное образование. Стимулы для малых и средних предприятий поощряются налоговыми стимулами, которые позволяют компаниям снизить корпоративный подоходный налог в зависимости от их инвестиций в ученичество. Это поможет решить актуальные вопросы для наставников и учеников, а также покрыть расходы на наставнические компании.

Мы надеемся, что опыт внедрения ученичества в литовской системе профессионального образования поможет улучшить качество обучения в высшем образовании, особенно в учебе в колледже, где большое внимание уделяется практической подготовке будущих специалистов.

7. Профессиональное обучение женщин и лиц в возрасте до восемнадцати лет осуществляется только по тем профессиям рабочих и должностям служащих, работа по которым не запрещена или не ограничена для указанных лиц в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации 2 .

8. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.

9. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.

10. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

11. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена 3 .

12. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих 4 .

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений 5 .

13. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

_______________________________

1 Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, 3616; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, 4590, 4591, 4596; N 45, ст. 6333, 6335; N 48, ст. 6730, 6735; N 49, ст. 7015, 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605.

3 Часть 1 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

4 Часть 2 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

5 Часть 3 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Страница
3

Преподаватель, ведущий курса, который часто является и разработчиком программы обучения;

Клиент, участник программы обучения, направленный на курсы вышестоящим руководителем;

Заказчик, оплачивающий программу обучения и заинтересованный в быстром включении полученных слушателем знаний и навыков в трудовой репертуар.

У каждого из участников данного процесса существует свое представление об эффективности обучения:

Преподаватель – как правило оценивает результат по овладению знаниями, умениями, навыками, активности слушателей в процессе занятий. Для оценки используются экзамены, зачеты, упражнения.

Участник программы, клиент – как правило ориентируется на создавшуюся в процессе обучения атмосферу, возникший или пропавший у него интерес к данной теме. Наличию или отсутствую сформированного конкретного представления о технологии работы. Для оценки используется опрос, обратная связь по результатам обучения, анкеты.

Заказчик, вышестоящий руководитель оценивает качество обучения по набору и количеству тех навыков, которые были перенесены в практическую деятельность. Для оценки используется аттестация работников через определенный промежуток времени, интервью с руководителем по анализу проблем деятельности.

Оценка эффективности программ обучения является центральным моментом управления профессиональным обучением в современной компании. Все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала организации. Эти капиталовложения должны принести отдачу в виде повышения эффективности деятельности организации. Так, многие экономические организации ожидают от профессионального обучения дополнительной прибыли.

Оценить эффективность каждой отдельной программы достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается определить ее влияние на конечные результаты деятельности всей организации. В таком случае эффективность может оцениваться по степени достижения стоявших перед программой целей.

Некоторые программы обучения создаются не для выработки конкретных профессиональных навыков, а для формирования определенного типа мышления и поведения (характерно для программ, направленных на профессиональное развитие персонала, например молодых сотрудников организации). Эффективность такой программы довольно сложно измерить напрямую, поскольку ее результаты рассчитаны на долговременный период и связаны с поведение и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке. В подобных случаях можно использовать косвенные методы:

· тесты, проводимые до и после обучения и показывающие насколько увеличились знания обучающихся;

· наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;

· наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы;

· оценку эффективности программы самими обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения.

В любом случае критерии оценки должны быть установлены до обучения и доведены до сведения обучающихся, обучающих и управляющих процессом профессионального обучения в организации. После завершения обучения и проведения его оценки результаты сообщаются в отел человеческих ресурсов, руководителям обучавшихся сотрудников и самим сотрудникам, а также используются при дальнейшем планировании профессионального обучения. Очень полезным является проведение повторной оценки эффективности обучения путем анализа изменений в результатах работы прошедших его сотрудников через определенный период времени (полгода или год), что дает возможность оценить долгосрочный эффект программы.

Разработка и реализация программ профессионального обучения

Определив потребности в профессиональном обучении, получив в свое распоряжение бюджет, зная критерии оценки эффективности и будучи знакомым с различными методами обучения, отдел профессиональной подготовки организации может приступить к разработке самих программ. Разработка программы предполагает определение ее содержания и выбор методов профессионального обучения. Содержание программы определяется, в первую очередь, стоящими перед ней целями, отражающими потребности в профессиональном обучении конкретной организации. Программа обучения маркетингу для руководителей инженерной компании будет во многом отличной от курса с тем же названием для руководителей фармацевтического предприятия. При определении содержания программы также необходимо учитывать характеристики потенциальных обучающихся.

При выборе методов обучения организация должна, прежде всего, руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу обучающихся. При этом необходимо учитывать принципы обучения взрослых людей. Таких принципов четыре:

· Актуальность. То, о чем говорится во время обучения. Должно иметь отношение к профессиональной или частной жизни обучающегося. Взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы.

· Участие. Обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения

· .Повторение. Оно помогает новому закрепиться в памяти и превращает приобретенные навыки в привычку.

· Обратная связь. Обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.

Наиболее распространенной формой обратной связи являются выставляемые преподавателем оценки. Однако при этом следует быть предельно внимательным: несоответствующие ожиданиям оценки могут оказать демотивирующее действие на обучаемых. Более эффективными могут быть такие средства обратной связи как подведение итогов соревнования между участниками, определение процента выполнения задания и т.п. В обратной связи взрослые ценят не столько абсолютную оценку, сколько возможность сделать предложения по усовершенствованию, "быть услышанными".

Как показывают исследования, успех программы профессионального обучения на 80% зависит от ее подготовки и только на 20% от желания и способности обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае отношения к нему как к "оплачиваемым каникулам" или как к "наказанию". Поэтому отдел человеческих ресурсов должен уделить особое внимание созданию соответствующего отношения к планирующемуся обучению. Следующие факторы могут мотивировать сотрудников на активное участие в программе профессионального обучения:

· Желание получить повышение или занять новую должность;

· Заинтересованность в повышении заработной платы;

· Интерес к самому процессу овладевания новыми знаниями и навыками;

· Желание установить контакты с другими участниками программы.

Понимание того, как профессиональное обучение может заинтересовать сотрудника, позволяет соответствующим образом преподнести ему информацию о предстоящей программе. В данном случае решающую роль должен сыграть руководитель подразделения, в котором работает отправляемый на обучение сотрудник. Как правило, руководитель лучше других понимает его мотивацию и обладает возможностью увязать его интересы с предстоящим курсом.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные