4 исторические источники. Исторические источники. Российские историки о влиянии географии на историю России

Электронный адрес: [email protected]

Тема 1. Откуда и как историки узнают о прошлом

Классы : 5-А, 5-Б, 5-В, 5-Г кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112

Тема урока : Вещественные исторические источники. Музеи

Ожидаемые результаты:

Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:

Российские историки о влиянии географии на историю России

Нам нужно знать, что со многими типами источников, включая фотографии и фильмы, всегда есть шанс, что они каким-то образом были изменены или изменены. Например, во время сталинской эпохи многие фотографии революционных лидеров на ранней советской России были «узаконены», чтобы удалить фигуры, которые выпали из милости или были ликвидированы.

Что показывает источник в непреднамеренных показаниях? Здесь мы снова вовлечены в интерпретацию представлений и ценностей создателя источника и, возможно, из предметов. Фотография намеренно показывает достоинство и гордость женщин, а большая кирка и оборудование, которое они носят, подчеркивают их небольшой рост и силу. Джон утверждает, что фотограф сознательно преувеличивал некоторые особенности, чтобы увеличить любопытство сцены. В то время произошла серьезная дискуссия о том, правильно ли женщинам вести опасную тяжелую ручную работу, обычно связанную с мужчинами.

Рассказать о том, как историки узнают о прошлом на основе археологических раскопок, вещественных источников, монет.

Привести примеры исторических памятников, в том числе, вещественных источников, с помощью которых можно узнать о прошлом наего края.

Высказывать суждение о роли музеев в сохранении памяти о прошлом.

Тип урока : комбинированный

Такие образы, возможно, изображали физическую силу и гордость женщин-питометов, но это отношение нарушало современные представления о том, как женщины должны вести себя. «Изобразительные представления, таким образом, предоставили боеприпасы для дебатов о тревожных физических и моральных последствиях работы».

Каково более широкое историческое значение источника? Непреднамеренные показания часто приводят к обсуждению более широких исторических проблем. В случае с фотографией двух сотрудников-патчей мы попадаем в область социально-викторианского социального отношения к женщинам и работе. Здесь у нас есть веские доказательства того, что в викторианской угледобывающей промышленности не только мужчины выполняли тяжелый, опасный и грязный промышленный ручный труд. Эта борьба связывает один из самых низких по статусу и наиболее угнетенных групп женщин с более широкой борьбой за политические, социальные и экономические права женщин.

Литература : Власов В.С. История Украины(Введение в историю). – К.: Генеза, 2013.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся («Письменные источники. Архивы», урок № 4)

2.1. Понятие «Исторические источники», «Письменные источники».

Уважаемые учащиеся ! На предыдущем уроке вы узнали, что ученые – историки воссоздают картины жизни людей в прошлом с помощью исторических источников. Вспомните, какие виды исторических источников существуют и заполните схему:

Восстанавливая в значительной степени забытую и плохо документированную историю «яма-лайсов», Джон делает образцовое использование фотографических первичных источников именно потому, что она не предполагает, что графические доказательства «говорят сами за себя».

Резюме. Поиск информации о прошлом в первичных источниках предполагает интерпретацию. Это означает задавать ряд вопросов о фильме, фотографии или видео. Ответ на многие из этих вопросов потребует ссылки на вторичные источники. На всех этапах процесса важно поддерживать критическое расстояние от первичного источника и не предполагать, что значение или правдивость предмета самоочевидно. Существует почти всегда более сложная история, свидетельствующая о том, что задача историка раскрывать.

Проверьте себя !

1.1. Устные исторические источники

1.2. Вещественные исторические источники

1.3. Эпиграфика

1.4. Рукописи

2.2. Примеры письменных исторических источников. «История»древнегреческого автора Геродота о скифах .

Уважаемые учащиеся! Вспомните, что мы узнали о скифах – народе, жившем в степях от Дуная на западе до Дона на востоке в I тыс. до н.э., благодаря письменному историческому источнику – «Истории» Геродота. Ответьте на вопросы:

Историки получают информацию из двух разных источников: первичной и вторичной. Первичные источники - это источники из первых рук; вторичные источники - это вторичные источники. Например, предположим, что произошла автомобильная авария. Описание аварии, которую свидетель дает полиции, является основным источником, потому что это происходит от кого-то, кто на самом деле там в то время. Рассказ в газете на следующий день является вторичным источником, потому что репортер, который написал эту историю, на самом деле не стал свидетелем этого.

Первичные источники интересны для чтения ради них самих: они дают нам из первых рук, вы - есть-есть идеи в прошлом. Они также являются наиболее важными инструментами, которые историк имеет для развития понимания события. Первичные источники служат доказательством, которое историк использует при разработке интерпретации и в построении аргумента в поддержку этой интерпретации. Вы будете использовать первичные источники не только для того, чтобы помочь вам лучше понять, что происходило, но и в качестве доказательства, когда вы отвечаете на вопросы и разрабатываете аргументы о прошлом.

1. Покажите на карте границы Великой Скифии.

2. Перескажите легенду, рассказанную Геродотом о происхождении скифов.

3. Какие племена жили на территории Великой Скифии согласно рассказу Геродота?

4. Какое племя было господствующим среди племен Великой Скифии? Где оно жило? Чем занималось?

Проверьте себя !


Первичные источники не говорят сами за себя, их нужно интерпретировать. То есть мы не можем сразу понять, что означает первичный источник, особенно если он отличается от нашей культуры значительно отличающейся от нашей. Поэтому необходимо попытаться понять, что это значит, и выяснить, что источник может нам рассказать о прошлом.

Чтобы помочь вам интерпретировать первичные источники, вы должны подумать об этих вопросах, когда исследуете источник. Поместите источник в его исторический контекст. С какими проблемами он сталкивается? Можете ли вы связать эти проблемы с исторической ситуацией? Какие действия автор ожидает в результате этой работы? Как источник мотивирует это действие?

  • Что вы знаете об авторе?
  • Где и когда это было написано?
  • К какой аудитории это относится?
  • Что вы знаете об этой аудитории?
  • Каковы важные конвенции и традиции, регулирующие этот источник?
  • Из каких правовых, политических, религиозных или философских традиций это часть?
  • Каковы ключевые слова в источнике и что они означают?
  • Какой смысл автор пытается сделать?
  • Какие доказательства дает автор для поддержки диссертации?
  • Какие предположения лежат в основе аргумента?
  • Какие значения отражает источник?
Оцените источник как источник исторической информации.

1. Вспомним, что на картах граница государства обозначается линией. Обведем границу Великой Скифии по линии, начинающейся от берегов Меотиды (греческое название Азовского моря) – вдоль рек Танаис (Дон), Сиргис (Северский Донец) на востоке – до верховьев р. Борисфен (Днепр) на севере - р. Тирас (Днестр), Истр (Дунай) на западе. Обратим внимание, что на карте территория Великой Скифии закрашена белым цветом.

Какие проблемы, предположения, аргументы, идеи и ценности, если таковые имеются, делится с другими источниками с этого периода?

  • Насколько типичен этот источник для этого периода?
  • Как широко распространился этот источник?
  • Какие еще доказательства можно найти, чтобы подтвердить ваши выводы?
В такой ситуации очень заманчиво использовать учебник как источник интерпретаций. Если вы сталкиваетесь с основным источником, который вы совершенно не понимаете, кажется, проще всего найти правильную интерпретацию текста, вместо того, чтобы пытаться понять это для себя.

2. Согласно легенде, рассказанной Геродотом, скифы произошли от самого могучего из древнегреческих героев – Геракла . Возле реки Борисфен (Днепр) Геракл встретил женщину-змею, которая стала прародительницей скифов. В этой легенде отражено отношение греков к скифам, как к народу воинственному и смелому, подобно Гераклу, и в тоже время коварному (подобно женщине-змее).

Но вы будете развивать важный, переносимый навык, а также инструменты и установки, которые вам нужно развивать, чтобы думать самостоятельно. В историческом классе есть сильное искушение поверить, что ответы на все вопросы содержатся в учебнике и что целью курса является изучение учебника. Хотя, конечно, можно подойти к этому курсу таким образом, вы не узнаете столько, сколько вы будете пассивным получателем знаний, а не активным участником учебного процесса, и это будет на самом деле означать больше работы для вас, так как вы будет делать больше, чем вам нужно.

3. Согласно описанию Геродота, данному племенам Великой Скифии, на ее территории жили:

-каллипиды , или эллинские скифы («Ближе всего от торговой гавани борисфенитов обитают каллипиды – эллинские скифы»)

-алазоны («За ними (каллипидами) идет другое племя под названием алазоны Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако, сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом»

Этот раздел предназначен для более эффективного и эффективного использования учебника. Три способа использования вторичного источника. Используйте вторичный источник, если вам нужно быстро найти определенную часть информации. В качестве источника фонового материала.

Если ваши интересы сосредоточены на одном предмете, но вам нужно знать что-то о том, что еще происходило в то время или что произошло раньше, вы можете использовать вторичный источник, чтобы найти исходный материал, который вам может понадобиться. Например, если вы пишете о 57 тезисах Лютера, вы должны использовать вторичный источник, чтобы помочь вам понять Католическую церковь в эпоху Возрождения.

- скифы – пахари («Севернее алазонов живут скифы-пахари.Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу»),

Невры («Наконец, еще выше их (скифов-пахарей) живут невры»),

-скифы-земледельцы («За Борисфеном (Днепром) же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы...»)

Поскольку факты не говорят сами за себя, историку необходимо дать им определенную форму и привести их в порядок, который люди могут понять. Это называется интерпретацией. Многие вторичные источники предоставляют не только информацию, но и способ понять эту информацию. Вы должны использовать вторичный источник, если хотите понять, как историк имеет смысл конкретного события, человека или тенденции.

Одна из самых важных задач при чтении вторичного источника - найти и понять эту специфическую интерпретацию автора. Как этот конкретный автор объединяет факты, чтобы они имели смысл? Хорошие авторы хотят сообщить свою интерпретацию. Потому что причиной написания книги или статьи является передача чего-то другому человеку, хороший автор облегчит поиск интерпретации.

-скифы-кочевники («Восточнее этих скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. Во всей земле скифов, кроме Гилеи, не встретишь деревьев»).

Найдите названия этих племен на карте !

4. Господствующее положение среди племен Великой Скифии занимали царские скифы . Они обитали в Крыму и в Приазовье. Царские скифы вели кочевой образ жизни. Они не занимались земледелием. Царские скифы перегоняли с пастбища на пастбище свои огромные стада скота (коров), следуя за ними на лошадях (мужчины), в кибитках (женщины и дети).

В эссе, особенно коротком, автор часто формулирует интерпретацию как часть тезиса. Утверждение тезиса - это резюме того, что автор говорит в эссе. Утверждение тезиса обычно находится в конце вводного раздела или в заключении. В более длительной работе, такой как книга, автор, скорее всего, будет иметь множество утверждений тезисов, один или несколько для каждого раздела или главы книги. Тезисы для книги в целом часто можно найти либо во введении, либо в заключении. Тезисы для отдельных глав часто встречаются в первом или последнем абзаце.

Тематические предложения пунктов также часто имеют важные подсказки относительно интерпретации автора. Часто бывает полезно, особенно если вы заинтересованы в интерпретации автором «кишки» книги: читайте только первую и последнюю главы целиком, а для всех остальных разделов читайте только первый и последний абзацы. это хорошо написанная книга, это должно дать вам довольно хорошее представление об авторской точке зрения.

Геродот пишет о царских скифах так: «За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики (Крыма), и до гавани у Меотийского озера (Азовского моря). Другие же части их владений граничатдаже с Танаисом (Доном)».

Важность интерпретации. Интерпретация - это то, как историк понимает какую-то часть прошлого. Великие историки помогают нам видеть аспекты прошлого и человеческое состояние, которые мы не смогли бы найти сами. Историки часто не согласны с толкованиями.

Историки задают разные вопросы о прошлом. Историки имеют разные ценности и приходят к материалу с разными убеждениями о мире. По этим и другим причинам историки часто приходят к различным интерпретациям одного и того же события. Например, многие историки видят Французскую революцию в результате убеждений в свободе и равенстве; другие историки видят Французскую революцию в результате экономических требований возрастающего среднего класса. Поэтому важно иметь возможность критически оценивать интерпретацию историка.

III.Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

В 1988 г. экспедицией Донецкого национального университетапри раскопках «Передериевой Могилы» - кургана поблизости от г. Снежное Донецкой области был найден скифский царский парадный головной убор из золота


Вы можете определить школу интерпретации? Действительно ли доказательства доказывают, что автор утверждает, что это доказывает? Используют ли они те же методы или методы? Они начинаются с той же или аналогичной точки зрения? Эти работы направлены на ту же или подобную аудиторию?

  • Какова историческая проблема автора?
  • Какой тип книги истории?
  • Какие исторические методы или методы использует автор?
  • Подтверждают ли доказательства тезис?
  • Имеет ли автор какие-либо ошибки факта?
  • Если да, то это мешает аргументу?
  • Если нет, может ли быть скрытая повестка дня?
  • Как эта книга сравнивается с другими, написанными по этой или подобным темам?
  • Используют ли они те же или разные источники?
  • Используют ли они эти источники одинаково?
Исторические исследования касаются прошлого.

К какому виду исторических источников мы можем отнести эту находку ?

Ожидаемый ответ : Это вещественный исторический источник. С его помощью мы можем представить себе облик скифов. Скифы изображены с длинными бородами. Они носили кафтаны до колен. В пешем строю сражались короткими мечами (акинаки).

Благодаря раскопкам кургана мы можем также реконструировать погребальные обряды скифов, понять, что привилегированное положение в скифском обществе занимали знатные люди, которых хоронили с особой пышностью. Их погребали в земляных насыпях – курганах с каменной облицовкой. Погребальный инвентарь состоял из оружия, украшений, в том числе, ювелирных изделий из золота, сделанных с большим мастерством.

Скульптурное изображение скифа из с. Ольховник, Донецкий историко-краеведческий музей

Уважаемые учащиеся! Сегодня мы более подробно рассмотрим роль вещественных исторических источников, которые находят во время раскопок ученые-археологи, в изучении истории.

IV. Изучение нового учебного материала .

Уважаемые учащиеся ! Прочитайте текст учебника и рассмотрите схему:


Задание : 1.Найдите отличия между предметами домашнего обихода, которые найдены во время раскопок учеными-археологами (фото 1), и предметами быта, которые сохранились до настоящего времени и изучаются учеными – этнографами (фото 2)


Ожидаемый ответ : на фото 1 изображен сосуд из обожженной глины (не гниет в земле), но он собран из отдельных черепков.

На фото № 2изображены утюг из железа (ржавеет в земле, но на фото ржавчины нет), деревянные ступа и рубель, которым разглаживали ткань (гниет в земле, но на фото следов гниения нет).

Вывод : ученые-этнографы изучают предметы домашнего обихода, которые были изготовлены сравнительно недавно и сохранились до настоящего времени.

Ученые-археологи изучают предметы домашнего обихода народов, которые жили в глубокой древности. Большинство этих народов к настоящему времени исчезли.

Однако сегодня на уроке мы поговорим о находках, связанных с древнегреческим народом, представители которого поселились на берегах Черного моря в I тыс. до н.э. Их потомки живут в Донбассе и сегодня. Многие населенные пункты нашего края: г. Мариуполь, с.Урзуф, Ялта, Сартана, Старобешево и др. основаны греками.

4.2. Что такое археология?

Уважаемые учащиеся ! Внимательно прочитайте учебник и запишите в конспект понятие «археология»

Археология (греч. archaios — древний и logos — слово, знание) — наука, которая изучает историю по материальным (вещественным) остаткам деятельности людей - археологическим памятникам. К ним относятся остатки поселений, могильники.

Обратите внимание !

Как правило, археологические памятники покрыты землей: дерном (корни трав), глиной. Под ними таится культурный слой, который образовался в результате людской деятельности в древности. Главная задача археологов – исследовать последовательность культурных слоев, или их стратиграфию(от лат. stratum — слойи от греч. grapho — пишу). Культурные слои, которые лежат ниже, расскажут археологам о более ранних временах. Культурные слои, которые расположены выше, созданы людьми, жившими в более позднее время.

Археологи – ученые, которые занимаются проведением раскопок и изучением найденных во время раскопок вещественных исторических источников. Их труд очень сложен – ведь древние памятники нужно извлечь из земли неповрежденными. Для этого археологи выработали ряд приемов и методов.

Раскопкам предшествует специальная разведка:

Изучают письменные источники, где упоминаются древние города;

Совершают осмотр места будущих раскопок (во время пахоты на поверхность земли попадают черепки древних сосудов и др.);

Закладывают пробный раскоп – копают узкую траншею, которая помогает узнать, есть ли в почве интересные предметы человеческой жизнедеятельности.

Если же с помощью разведки археологи узнают о том, что земля в этом месте хранит археологический памятник, они закладывают большой раскоп.

Во время раскопок археологи не торопятся. Они используют не экскаваторы, а легкие лопаты, ножи, кисточки. Поверхность раскопа делится на квадраты. На бумаге чертится макет раскопа. Это помогает зафиксировать все находки.




Раскопки древнегреческого поселения

Свои находки археологи отсылают в специальные лаборатории при университетах, историко-краеведческих музеях. Там исследуют возраст находок, то, как их могли использовать люди в древности. Казалось бы, безнадежно испорченные предметы собирают из отдельных фрагментов (кусочков) вновь.

4.3.Музеи и их роль в сохранении и изучении вещественных исторических источников

Уважаемые учащиеся ! Найденные вещественные исторические источники сберегаются в музеях : исторических, краеведческих.

Одним из интереснейших культурних центров города Донецка является Донецкий областной художественный музей. В этом музее сберегается много образцов керамических (глиняных) сосудов, сделанных древнегреческими мастерами в конце V - IV в. до н.э. Это большие вазы (пелики) для оливок, винограда, вина, оливкового масла; небольшие сосуды: ойнохойи, лекифы, килики. Многие из них украшены изображениями. Для росписи ваз греки использовали лак черного цвета, чей состав до сих пор в точности не известен археологам (возможно, на основе вулканического пепла). Сначала древнегреческие мастера заполняли черным лаком фигуры, оставляя фон красным (цвет обожженной глины). Затем роспись стало краснофигурной (лаком заполнялся фон, фигуры оставались цвета глины, т.е. красного цвета).



Давайте внимательно рассмотрим одну из пелик. О каких сторонах жизни древних греков она может нам рассказать?

Во второй половине ІV в. до н.э. неизвестным мастером была изготовлена краснофигурная ваза с изображением двух женщин и сына богини любви Эрота. Эта ваза была найдена при раскопках в г. Керчь (Крым), где когда-то существовал древнегреческий город Пантикапей. В 1968 г. пелика была передана в Донецкий областной художественный музей сотрудниками Эрмитажа (музей, который находится в Петербурге). Роспись пелики поражает свободой мастера в передаче движения (бегущая от Эрота женщина)

Вопросы :

1. Как одевались в Древней Греции?

2. В каких богов верили?

Изучая историю, вам следует знать, что между реально произошедшими в прошлом событиями и картиной, описанной в монографиях ученых-историков, существует огромное промежуточное звено. Это исторический источник. Проще говоря, любое историческое исследование начинается исключительно с прочтения всех имеющихся документов о том периоде. Только лишь с помощью свидетельств современников или лиц, хорошо осведомленных об этом временном отрезке, может быть проведена качественная ретроспективная реконструкция событий.
Так что такое исторические источники, от которых так много зависит? Давайте обсудим этот немаловажный вопрос подробнее.

Основные определения

Итак, что включает в себя понятие «исторические источники»? В науке принято так называть все сохранившиеся свидетельства о прошлом, которые могут нам дать объективную картину происходившего. Разумеется, существует немало различных классификаций такого рода данных, предложенных как отечественными, так и зарубежными историками и археологами. Так что такое, по мнению видных исследователей, исторические источники? Определение некоторых из них мы приведем в статье.

К примеру, Л. Н. Пушкарев описывает следующие их типы:

Свидетельства письменного вида.
. Вещественные исторические источники.
. Сведения, полученные по результатам этнографических исследований.
. Устные предания, которые передаются из поколения в поколение.
. Лингвистические свидетельства.
. Кино- и фотохроника.
. Аудиозаписи. Эти исторические источники (и их классификация тоже) появились сравнительно недавно, но именно они дают нам шанс услышать голоса тех, кто вершил судьбы мира несколько лет назад!

Классификация Шмидта

Незадолго до нашего времени, в 1985 году, С. О. Шмидт предложил несколько более развернутую классификацию, решив использовать в ней типы и подтипы. Какие же он различает исторические источники? Определение их разновидностей мы приводим ниже.

1. Как и в прошлом случае, все вещественные свидетельства во всем их многообразии: от скульптур до домашних отходов, найденных при раскопках.
2. Источники, относящиеся к изобразительному искусству:
а) художественные (кино- и фотосъемка);
б) графические (полотна художников, простые зарисовки);
в) изобразительно-натуральные (фотографии из обычных домашних архивов).
3. Источники словесного типа:
а) устные исторические источники, включая все наречия и разновидности языковых форм;
б) фольклор, включая редкие предания, встречающиеся только в определенной местности;
в) все письменные памятники эпохи, к кому бы они ни относились, с какой бы целью ни создавались; если говорить проще, то бюрократический перечень материалов может дать куда как более правдивую и развернутую картину мира, чем официально утвержденная летопись или учебник; к этой же разновидности относится и стенография.
4. Конвенционные исторические Это ноты, обозначения алхимиков и химиков, астрологов и астрономов, экономические сокращения и т. д.
5. Поведенческие сведения. К ним относятся не только ритуалы и обычаи примитивных племен, но даже корпоративные и прочие традиции современного общества, которые своими корнями восходят к тем же самым примитивным верованиям.
6. Звук. С этим типом данных все ясно: это любые записанные фонограммы того или иного исторического периода.
Вот что такое исторические источники, если говорить о научном определении этого термина. Но никакие, даже самые достоверные сведения не смогут дать исследователю объективного представления о произошедшем, если он не умеет правильно с ними работать и интерпретировать их.

Следует помнить, что исторические источники и их классификация - также довольно расплывчатое понятие. По мере появления новых средств хранения и передачи информации все эти списки будут расширяться и переосмысляться. Вот какие есть исторические источники.

На что нужно обратить внимание, извлекая информацию из документа?

При работе с любым свидетельством эпохи нужно постоянно помнить два немаловажных момента.

1. Важно! Не следует воспринимать источник как кладезь готовых ответов. Вами будут получены только лишь те сведения, вопросы касаемо которых вы сможете задать и увязать с имеющейся у вас на руках информацией. В этом плане чрезвычайно важными могут стать записки и отчетности рядовых статистов и архивариусов, которые, несмотря на свою кажущуюся «бедность», порой содержат массу полезных сведений. Эти исторические источники и их виды обывателям представляются «бесполезными бумажками», хотя порой они поистине бесценны!

2. Ни в коем случае не воспринимайте источник как объективное отражение мира, так как он был создан человеком, имеющим собственные представления. Это чрезвычайно важное обстоятельство, которое иногда упускают из виду даже видные и опытные ученые мужи!

Чтобы не быть голословными по последнему пункту, поясним. Взять знаменитое сражение Александра Невского со шведами. Начать хотя бы с того, что даже отечественные историки сомневаются в реальности произошедшего хотя бы потому, что в шведских архивах вообще нет письменных свидетельств о той битве.

Возможно, они просто предпочли умолчать о случившемся. Возможно, что отечественные летописцы (по «заказу сверху», как сейчас любят говорить) просто преподнесли рядовую приграничную стычку как героическое сражение. Как бы там ни было, но всегда стоит изучить источники, предоставленные обеими сторонами.

Кроме того, в отечественных летописях (да и в европейских нередко) частенько встречается слово «тьма». Тьма воинов, тьма челяди, тьма ладей боевых… Как все это понимать? Если отталкиваться от монгольского тумена, то «тьмой» называлось количество воинов, равное 10 000. И что же, во время той самой битвы со шведами, когда на реке была «тьма» их кораблей, туда пришли все суда того периода? Навряд ли. Здесь мы подходим к еще одной особенности - к интерпретации.

Об интерпретации


Помните, что исторические источники, примеры которых мы привели и приведем, которые создавались человеком, всегда преследовали какие-то цели, нередко корыстные. Зная о мотивах, которые двигали автором, можно немало узнать о его исторической эпохе. Проще говоря, все источники нужно правильно интерпретировать.

Под этим словом понимается попытка выяснить, что же конкретно вкладывал автор в смысл каждого слова и выражения, которые встречаются в его произведении. В самой интерпретации имеется три немаловажных аспекта.

1. Во-первых, нативное содержание самого источника. Всегда следует подходить к историческим документам критически, никогда на слово не веря тем сведениям, которые там приведены.

2. Если в составлении документа участвовал посредник (переписчик, переводчик), полезно обратить внимание на его комментарии и толкования (если они имеются). Конечно же, в этом случае крайне важно учитывать качество такого рода дополнений, которое зависит от квалификации редактора.

3. Наконец, ваше собственное понимание и толкование источника.

В последнем случае исследователь переходит непосредственно к анализу имеющихся у него данных. Крайне важно умение взглянуть на происходившие события глазами современника, для которого та эпоха была полностью родной. Исследователь должен самостоятельно дать свое определение достоверности источника, опираясь на собственные сведения и умея их применить для отстаивания своей позиции перед другими учеными.

Запомните, что любые исторические источники, примеры которых вы приводите, должны иметь не только устное, но и документальное подтверждение!

Особенно важно раскрыть подоплеку документа, выяснить, о чем прямо или косвенно сообщает автор «между строк». Следует учесть все моменты и возможные толкования терминов, которые встречаются в источнике. Чтобы было проще понять, вспомните про «опиум для народа».


Какие ассоциации такое выражение может вызвать у современного человека? Только самые негативные. Меж тем еще в начале прошлого века героин в аптеках продавали в качестве «средства от кашля», а уж опиум с древних пор считался едва ли не главным обезболивающим, которое может снять любые страдания. Чувствуете разницу? Первоисточник вложил в эти слова прямо противоположное нынешнему значение.

Синтез

Только после сбора всех сведений можно приступать к обобщению своей работы, к выводам. Все это называется синтезом. Это очень важный этап, так как даже из самой правдивой, точной и достоверной информации можно вывести совсем не те выводы, которые бы были нужны.

Вариабельность источников в зависимости от исторического периода

Не следует забывать, что источники, подвергавшиеся обработке в разные периоды истории, несут на себе отпечаток каждой эпохи. И это далеко не метафорическое выражение, так как в разные периоды истории был принят разный подход как к изучению, так и к толкованию документов.

Например, документы 17 и 18 веков могут быть отличены любым мало-мальски образованным человеком, так как в их стилистике наблюдаются кардинальные перемены.

Так, в это время резко увеличивается количество документальных свидетельств, но содержание каждого из них в значительной степени упрощается. Но куда важнее то обстоятельство, что в то время впервые появляются действительно массовые источники, информация из которых уже могла оказывать значительное влияние на те слои населения, которые принимали самое деятельное участие в развитии всей страны. Кроме того, в те годы приходит едва ли не к современному виду статистика и документы фискальной отчетности.

Все эти исторические источники, группы которых мы описали выше, являются не только достаточно достоверными, но и предельно объективными, что в историческом аспекте - до обидного редко встречаемое исключение.

Периодика и публицистика оказали на ту эпоху едва ли не большее влияние, чем все институты, занимавшиеся пропагандой тех или иных идей. Начинается широкое распространение также личных источников, мемуаров и биографий. Это чрезвычайно важно просто из-за того, что мы можем видеть процесс становления конкретных личностей тех исторических периодов, наблюдать за изменением их мировоззренческих взглядов.

Российский парадокс

Так некоторые историки называют ситуацию, когда древнейшие исторические источники 13-14 веков в нашей стране изучены куда лучше источников начала и середины 20-го века. Впрочем, ничего парадоксального в этом нет совершенно.

Всего за сто лет наша многострадальная держава пережила три революции, четыре большие войны (не считая нереального количества локальных инцидентов). Все это происходило в период правления пяти государственных образований, которые сменяли друг друга. Не забывайте и о тех колоссальных экономических преобразованиях, которыми был ознаменован этот период: ни ни строительство той же Краснояркой ГЭС в те годы попросту не имели аналогов за рубежом.


Разумеется, в годы СССР основными становятся различные постановления и отчеты Эти исторические источники (письменные и множество кино- и фотохроники) представлены во всем многообразии. Вот тут-то и скрывается сложность: чтобы получить «взгляд со стороны», многим историкам приходится получать доступ к американской и подобным заведениям, так как в них собрано огромное количество документов, которые были составлены членами как бывшего царского правительства, так и простыми эмигрантами. Важно заметить, что следует отличать воспоминания «первой волны» и тех людей, которым пришлось покинуть страну во время и после Гражданской войны и западной интервенции, ее сопровождавшей.

Дело в том, что в 1905 году из страны уехали наиболее дальновидные люди, в воспоминаниях которых можно отыскать достаточно подробные и точные предсказания распада Империи. В 1918-1924 в Старый и Новый свет эмигрировали не только успевшие спастись члены царской семьи и интеллигенция, но и бывшие сторонники большевиков, взгляды которых на мир кардинально отличаются друг от друга.

Какие документы представляют наибольшую ценность для изучения?

Неприятно признавать, но до сей поры многие ученые с определенным недоверием и скепсисом относятся к законодательным актам, материалам делопроизводства, периодике. Впрочем, не менее странным является то обстоятельство, что мемуары многими исследователями воспринимаются едва ли не как откровение свыше, истиной в последней инстанции. Такое отношение - грубейшая ошибка, из-за которой существует множество исторических ляпов и неточностей.

Все подобные исторические источники и их виды нужно пристрастно и подробно анализировать в каждом случае!

Несмотря на то что мемуары следует считать сугубо документальным, пусть даже и весьма специфическим жанром, их объективность порой остается под огромным вопросом. Тот же Скорцени в своих мемуарах клятвенно утверждает о «благих намерениях» нацистской Германии, но поверить в это как минимум сложно.

Жанр воспоминаний

Воспоминания - несколько другой случай. Эти документы зачастую могут иметь решающее значение при реконструкции того или иного исторического события, так как отражают взгляды порой совершенно случайных людей. Впрочем, не всегда все это так однозначно, потому как и в воспоминаниях люди нередко выкладывают свое мировоззрение с точки зрения оправдывающейся стороны, а то и вовсе замалчивают многие моменты.

Проще говоря, как мемуары, так и воспоминания - чисто субъективные документы, к которым следует относиться с максимальной настороженностью и критическим взглядом. Это нельзя считать недостатком, напротив, изучая эти источники, можно составить абсолютно верное представление о нравах исторического периода. Конечно, вы вряд ли сумеет провести такой анализ, изучая бюрократические материалы.


Так что такое исторические источники, если говорить о мемуарах? Насколько они ценны и достоверны?

О правильном анализе мемуаров

Как бы там ни было, мемуары зачастую являются ценнейшим источником информации, пренебрегать которым - откровенная глупость. Зачастую искренность человека, который их писал, легко проверяется путем сопоставления нравов тех лет и написанного.

Очень важен и объект описания: личность или событие, произошедшее на глазах (или в те годы) очевидца. К описанию личностей следует подходить особенно осторожно, так как подобная информация неизбежно будет крайне субъективной, а вот события (особенно те, к которым человек не имел никакого прямого отношения) зачастую описываются вполне достоверно. Итак, каким же должен быть подход к изучению мемуаров?

В первую очередь вам важно узнать о том человеке, который их написал. Конечно же, для этого лучше воспользоваться несколькими источниками, а при возможности - «живыми» воспоминаниями ныне здравствующих его современников. Последнее особенно важно, так как практически наверняка позволит достоверно установить роль автора в описываемых событиях: на самом ли деле он был безучастным статистом или же принимал в них самое непосредственное участие.

Помимо того, необходимо установить все возможные источники осведомленности автора. Очень часто именно посредством этого способа выявлялись откровенные лгуны, которые пытались присвоить себе лавры менее знаменитых и известных современников.

Чрезвычайно ценным обстоятельством является факт приложения официальных документов к воспоминаниям. К примеру, такой подход к делу весьма характерен для легендарного Врангеля. Многие факты того периода безвозвратно утрачены или извращены, так что эти материалы приобретают попросту запредельную ценность.

Практически все то же самое действительно, если говорить о воспоминаниях дочери легендарного П. А. Столыпина, которая в приложениях прикладывает все документы о землепользовании, которые были составлены ее отцом. Впрочем, если Врангель включил в свои воспоминания данные бумаги самостоятельно, то приложениям в мемуарах дочери Столыпина мы обязаны издательству «Современник», в котором сочли, что эти бумаги наверняка заинтересуют пристрастного читателя. Как можно убедиться, сотрудники издательства были совершенно правы.

Следует учесть, что цензура в том или ином виде имела место всегда: если в наше время существуют целые аппараты государственного значения, то в смутные времена, времена Средневековья и т. д. лучшим цензором был страх за свою жизнь. Поэтому обязательно учитывайте период, к которому относится тот или иной документ - очень часто автор упоминает о каких-то моментах вскользь, но постоянно (в контексте) возвращается к ним снова и снова, делая определенные намеки на свою точку зрения.


Наконец, кто и когда писал мемуары? Если человек свои воспоминания брал из дневника, который вел постоянно, или же просто составил воспоминания из такого рода документов, то информации, которая в них изложена, вполне можно доверять. Если же мемуары были написаны автором в преклонном возрасте, то зачастую к ним можно относиться как к разновидности художественной литературы. Практика показывает, что люди забывают более 90% информации, каждая крупица которой бесценна, уже по прошествии всего лишь пары-тройки лет.

Вот что такое исторические источники. Надеемся, что прочтение данной статьи оказалось для вас полезным.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные