Продолжается набор учёных-добровольцев в экспедицию РГО в Антарктиду. Антарктическая экспедиция валдиса пельша готовилась в екатеринбурге Приму участие в экспедиции к антарктиде

С 29 октября по 8 ноября 2016 года в Антарктиде проходил Первый антарктический саммит предпринимателей . Его участники встретились и побеседовали с администратором полярной станции «Беллинсгаузен» Сергеем Михайловичем Никитиным.

Сергей Михайлович Никитин

Администратор полярной станции «Беллинсгаузен». В 1979 году окончил Ленинградский медицинский институт. Много лет работал анестезиологом-реаниматологом. За плечами 8 зимовок и 11 экспедиций в Антарктиду. Первая экспедиция состоялась в 1987 году.

Кто такие полярники?

Профессии полярник не существует. Согласно нашему законодательству, человек, работающий в полярных районах, не является полярником. Такие люди просто получают определённые льготы в связи с условиями работы.

Я не знаю, что такое полярник. На станции, согласно штатному расписанию, работают дизелисты, механики, электрики, повара.

Летом ещё будет много учёных. Они собирают информацию по различным направлениям: метеорологии, геологии, приёму спутниковой информации. Сейчас у нас здесь работают немецкие орнитологи. Большие педанты - строго контролируют районы размножения птиц.

Кто всем этим руководит?

Администрация. Точнее, администратор полярной станции. Официально должность называется именно администратор, а не начальник. Но обычно все говорят «начальник».

Не думаю, что это призвание. Администратор на станции - это необходимость.


Станция основана в 1968 году и названа в честь Фаддея Беллинсгаузена

Им может стать любой человек, который имеет определённый опыт работы в полярных районах, особенно на отдалённых станциях. Есть такое понятие, как труднодоступные станции. К таким относятся, например, наши станции в Антарктиде.

Где учат на полярников?

Есть Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, основанный ещё в 1920 году. Но там никого не учат. Институт просто подбирает людей определённой квалификации для работы на полярных станциях.

Человек с дипломом повара или механика приходит в отдел кадров института и говорит, что хочет работать на станции. Если есть потребность в данном специалисте, его зачисляют в резерв, а когда приходит время, отправляют в Антарктиду.

К новичкам на станции особое внимание. Смотрим, как человек обживается. После зимовки начальник станции пишет, годен ли он для работы в условиях полярных станций и последующих экспедиций.

С чего начался ваш путь в Антарктиду?

Я не лирик. Об Антарктиде не мечтал, но попасть сюда очень хотел, так как слышал много рассказов о ней от друзей и знакомых.

В советское время нельзя было побывать в Антарктиде в качестве туриста. Поэтому я поехал работать врачом (по образованию я анестезиолог-реаниматолог).

В 1985 году Арктический и антарктический научно-исследовательский институт рекомендовал меня для участия в экспедиции. Спустя два года я впервые оказался в Антарктиде.

Я попал на строящуюся советскую антарктическую станцию «Прогресс». Сейчас это самая технологичная российская база, а тогда её буквально сколотили из картонных ящиков. Просто дощатый домик три на четыре. Открываешь дверь, и ты уже в Антарктиде.

Это было жёстко. Нам сказали: «Мужики, будете зимовать или хотите домой?». Мы остались.

Я провёл на «Прогрессе» без выхода в мир 13 месяцев. Тогда всё для всех закончилось удачно - перезимовали нормально. Но это была настоящая школа Севера и Юга, где Юг оказался опаснее Севера.

Потом я вернулся, работал в медицине. Но в 1990-е годы проза жизни была такова, что на зарплату врача семью было не обеспечить. Да и скучно мне было на Большой земле. Спустя 11 лет я вернулся в Антарктиду. Единственный из прежнего состава.

Какая по счёту экспедиция у вас сейчас?

У меня восьмая зимовка и одиннадцатая экспедиция.

Экспедиции, как правило, сезонные. Длятся от четырёх до шести месяцев, в зависимости от объёма работ, которые планируется провести. Работы делятся на сезонные и зимовочные.

Отправляясь на станцию, люди подписывают контракт (даже штатные сотрудники), а по возвращении увольняются или уходят в продолжительный отпуск до следующей экспедиции.

Есть люди, которые прилетают на месяц для выполнения каких-то конкретных работ. Ведь в институт поступают заявки от самых разных организаций. Например, в начале февраля будущего года мы ожидаем аэрогеодезистов. Ещё ждём специалистов технического профиля, которые будут готовить оборудование станции к работе. К нам приедет палеобиолог и гляциолог (специалист по ледникам, изучающий подвижки льда).

Что входит в ваши каждодневные обязанности?

Начальник станции отвечает за всё: от закупки необходимых для жизни вещей до научной деятельности.

Есть общая программа по всем специалистам, где описана миссия, задачи и объём работ, которые обязан выполнить каждый участник экспедиции.




Например, есть задача - наблюдение за уровнем моря. В случае образования льда мы должны выставить вешки, поставить приборы, снять информацию. Всё это расписано от и до.

Администратор отвечает за исполнение всех научных программ, и если какой-то процесс не идёт, спрос с меня.

Есть ли у полярников социальные льготы и привилегии?

Льготы для полярников как таковые сейчас отсутствуют. Есть просто нормы, регламентирующие работу в условиях Крайнего Севера.

Года три назад, когда учредили праздник День полярника, всех сотрудников полярных станций приравняли к работникам Крайнего Севера. Что это значит?


Сергей Никитин: «Пенсия у меня огромная - 15 000 рублей»

Возьмём, к примеру, города за полярным кругом. Их жители тоже работают в тяжёлых условиях, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, приходят домой, ложатся в тёплую ванну, спят с жёнами, видят своих детей.

Господа, которые разрабатывают законы, почему-то решили, что Антарктида, где высота четыре километра, где гипоксия и –80 градусов - это Мурманск. Я считаю, что это несправедливо.

Раньше у нас были небольшие привилегии: отпуск был длиннее, стаж шёл. Всё это было возможно с того момента, как мы пересекали на судне 50 градус южной широты.

Сейчас минимальная зарплата сотрудника полярной станции - 60 000 рублей. Максимальная - 150 000.

Я уже на пенсии. Пенсия у меня огромная - 15 000 рублей.

Если сравнивать вашу работу с офисной, в чём её особенности?

На полярной станции нельзя уволить человека. Это очень страшно.

В Антарктиде всё, что произошло на станции, - это проблема станции. А бывает всё. Это как подводная лодка. Но подводные лодки сейчас уходят в плавание всего на месяц (раньше на четыре), и там есть специальные изоляторы для матросов или офицеров. Потому что даже у крепких людей бывают отклонения.

«Беллинсгаузен» в этом плане удачная база, открытая для внешнего мира. На труднодоступных станциях страшно. Болезнь, межличностные разногласия могут стать огромной проблемой. Под угрозой может оказаться жизнь всей станции.

Самый главный принцип - не учить других. Если взрослый человек почувствует, что ты пытаешься переделать его, будет конфликт. О людях здесь лучше думать хорошо, чем плохо.

Атмосферу на станции видно сразу. Когда всё хорошо, администратор наладил отношения со всеми и между всеми, все ходят, улыбаются. Можно сидеть в компании с человеком и его не замечать, и это замечательно. Когда обстановка накалена, люди возбуждены, ходят настороженно, оглядываются.

Как устроен быт на станции?

По сравнению с той первой Антарктидой, куда я попал, быт сейчас на довольно высоком уровне. У нас есть интернет и телевидение - что тут говорить.




Конечно, мне бы хотелось, чтобы у нас были ультрасовременные станции. Если «Беллинсгаузен» будет выглядеть, как космический корабль, я буду гордиться нашей миссией в Антарктиде.

Ведь к нам приезжают туристы со всего мира. Мы как зеркало. Если люди, которые к нам приходят, будут видеть, что здесь всё хорошо, они будут считать, что и страна у нас хорошая.

У вас там очень холодно?

Критично низких температур на береговых станциях не бывает. Это раздел между морем и огромным антарктическим куполом, где миллиарды тонн льда. С одной стороны у тебя ледяная гора, а с другой - относительно тёплое море.

Как отдыхают полярники на станции?

Есть такая поговорка: «Полярники боятся холода, голода и работы». Но это больше шутка. Работы мы не боимся. Порой делаем её в авральном режиме и экстремальных условиях, потому что жить хочется всем.

Отдых - сугубо личное дело. Все люди разные. Кто-то любит читать, кто-то спортом занимается.

У нас есть теннисный стол, хороший тренажёрный зал, где любители бодибилдинга работают над собой. Иногда устраиваем турниры по теннису. Бывает очень весело.

Дни рождения и другие праздники тоже стараемся отмечать весело. Но без последствий.

Чего больше всего не хватает на станции?

Когда нормальный человек уезжает куда-то надолго, он скучает только по дому.

Белорусский антарктический проект по амбициям сравним с космическим. Но до запуска пилотируемых космических кораблей мы пока не дошли, а вот наши полярники каждый год проводят полугодовые автономные экспедиции на самом холодном континенте. По прибытии их зачастую называют героями, хотя ни один из них, даже ветераны, работающие в тяжелейших условиях Антарктики еще со времен СССР и продолжающие приносить славу стране до сих пор, звания Героя Беларуси пока так удостоены и не был.

Они и не требует наград и медалей. Полярники получают сравнительно скромные зарплаты и если чего-то и просят, то только не сокращать и не прекращать финансирование полярной программы, где Беларусь может и умеет работать на высшем мировом уровне. С каждым годом настоящие мужчины делают все заметнее наше место на Белом континенте. Запишите адрес: Восточная Антарктида . Земля Эндерби . Берег Моря Космонавтов. Гора Вечерняя.

К берегам Белого континента белорусов и их российских коллег доставило судно "Академик Федоров". Фото: из архива БАС

«Из тех, кто первый раз побывал на зимовке, только около 25% возвращаются повторно»

Только-только в Минск возвратилась наша 9-я антарктическая экспедиция организованная Национальной академией наук: Алексей Гайдашов (начальник экспедиции), Юрий Гигиняк (инженер-эколог), Вадим Свидинский (инженер-радиометрист), Алексей Захватов (инженер-механик), Петр Пополамов (электромонтер), Игорь Змиевский (мастер по эксплуатации машин и механизмов).

Самому молодому - Вадиму Свидинскому - 24 года, а самому старшему - Юрию Гигиняку - 72.

Начальник у Белоруской антарктической экспедиции вот уже десять лет неизменный - Алексей Александрович Гайдашов. Все эти годы режим его жизни таков - полгода дома, полгода (с ноября по апрель, пока в Южном полушарии лето) во льдах Антарктики. Из всех опасностей, которые таятся на ледяном континенте, Алексей Александрович в первую очередь выделяет связанные с психологией.


Не все выдерживают длительное нахождение вне дома, в малом коллективе, - делится он с нами. - А дульники (метель, сильный ветер, почти нулевая видимость), могут длиться неделями, бывает, и больше месяца. В это время никто не имеет права выходить из помещения. Исключение - механики. Им нужно следить за объектами жизнеобеспечения, периодически надо заправлять дизельную электростанцию (ДЭС). В этом случае организуется аварийное звено 2 - 3 человека. Они страхуют друг друга и идут на ДЭС. По статистике, из тех, кто первый раз побывал в Антарктиде на зимовке, только 25 - 30% возвращаются повторно.

- А как вы выдерживаете?

Главное - психологический стержень. Моя первая экспедиция в Антарктиду была в далеком уже 1988 году. Тогда я зимовал на станции «Ленинградская» почти полтора года. Сейчас же наши командировки длятся полгода. Четыре месяца мы работаем на континенте, а еще по месяцу тратим на дорогу туда-обратно на российском корабле «Академик Федоров », который отправляется из Санкт-Петербурга .


- Последние десять лет ка ждый год вы уезжаете в командировку на полгода за 14 000 км от дома. У вас есть семья?!

У меня прекрасная семья: трое детей, шестеро внуков. Но по моим стопам никто не пошел, - улыбается Гайдашов. - Наверное, насмотрелись, что меня полжизни нет дома. Но когда жена выходила за меня замуж, она знала, какая жизнь ее ждет. В советские времена по долгу службы мне приходилось бывать в длительных командировках, в том числе в горячих точках в прямом и переносном смысле этого слова. В общем, из 36 лет совместной жизни, половину я провел в командировках. Самое главное - у меня есть ради кого беречь свою жизнь. У меня есть к кому возвращаться. Нормальная и нужная стране мужская работа.

- И сколько получает полярник за такую нормальную мужскую работу?

Инженер в период работы в Антарктиде - в районе двух тысяч рублей за месяц, а на Большой земле - четыреста-пятьсот рублей.

- Да… едет не за деньгами.

Научные сотрудники едут, чтобы сказать что-то новое в науке и продвинуться в своей сфере. Что касается технических специалистов. Моей правой рукой в этой экспедиции был Алексей Захватов. Я знал: что бы ему ни поручил, все будет выполнено надежно. Алексей технарь от Бога. И свой профессионализм сочетает с молодым азартом романтики и познания неизведанного. В принципе, в Минске он такую же зарплату может заработать. Но в Антарктике он кроме денег получит массу впечатлений и внутреннее самоуважение как мужика от работы в сложнейших условиях.


«Квоты с успехом можно продавать другим государствам»

- Какие научные исследования вы проводите?

Работаем мы по пяти научным направлениям. Проводим изучение аэрозольного и газового состава атмосферы. Изучаем озоновый слой.

Значительная часть времени отводится на биологические и микробиологические исследования. Уникальнейшие свойства микроорганизмов Антарктики позволяют говорить о том, что в ближайшее время человечество ждут новые прорывные биотехнологии в медицине, фармакологии, и т. д. Представьте себе микроорганизм, бактерию, которая образует колонии и при неблагоприятных условиях впадает в анабиоз на тысячи лет. При создании благоприятных для нее условий она вновь оживает и активно размножается, колонии образует. Вот эти их свойства с успехом могут быть использованы, в первую очередь - в медицине.

Мы ведем активную работу, чтобы в районе нашей станции оценить биопродуктивность морских биологических ресурсов. Делаем это для обоснования заявки в морскую комиссию ООН на определенные квоты на вылов или добычу морских ресурсов. Для этого не нужно заводить свой рыболовный флот. Эти квоты с успехом можно продавать другим государствам. Нужно вложиться на начальном этапе, чтобы в будущем рассчитывать на отдачу.


Еще одно из перспективных направлений - геофизические и геологические исследования. Антарктида - это последний нетронутый на Земле ресурсный резерв человечества.

Помимо научных исследований в этом году вы продолжали активно заниматься строительством Белорусской антарктической станции. Какие успехи?

Раньше мы размещались в старом сооружении советских времен, которое предоставила во временное безвозмездное пользование российская сторона. Сейчас часть нашей команды еще живет там. Но в 2016 году мы построили неподалеку первый модуль Белорусской антарктической станции (БАС). В этом году начали монтаж второго объекта - 8-секционного служебно-жилого модуля. Монтаж платформы, на который устанавливаются секции (14 на 6 м ) мы провели в рекордно короткие сроки - за 32 часа. Установили первую секцию. Остальные поставим в ближайшие экспедиции. Доставку секций в Антарктиду, как и многие другие научные и логистические проекты, выполняем в тесном взаимодействии с россиянами. Их база «Молодежная» располагается в 27 км от нашей.

Самое главное, что есть амбициозный и нужный стране объект и программа по его реализации. Есть коллектив профессионалов и надежная поддержка Национальной академии наук. Сейчас нельзя сбавлять обороты, нельзя останавливаться. Если выпадет хотя бы один год - то значимый национальный проект постигнет печальная участь.


ПЛАНИРУЕМ ПРИЕЗЖАТЬ НА ВЕСЬ ГОД

- Какие ближайшие цели?

К 2019 - 2020 годам планируем завершить строительство первой очереди станции и перейти к круглогодичным зимовочным мероприятиям. От этого будет практическая, научная и экономическая выгода.

Два-три модуля - минимальная инфраструктура. Кроме того, обязательно нужен новый комплекс дизельной электростанции (ДЭС). Сейчас на сезонных работах нам хватает 20 - 60 кВт мощности. А во время круглогодичного пребывания, когда в разгар зимы там будут морозы минус 50 - 60, нужны 2 - 3 электростанции мощностью 115 кВт. И необходима нефтебаза. Сейчас мы доставляем топливо в бочках, на сезон хватает. А возможность снабжения открыта только 2 - 3 месяца в летний антарктический сезон. Потом нам никто ничем не поможет. Легче провести спасательную операцию на околоземную орбиту, чем в Антарктиде в зимний период.

- Сейчас вы работали вшестером. Почему именно такое количество штыков?

Мы могли взять и семь человек, но в этом году россияне проводили свои сезонные мероприятия на «Молодежной». У них был врач. Поэтому своего мы не брали. Перераспределили финансирование и направили на другие экспедиционные нужды. Но на следующий сезон врач обязательно будет.


- Какая помощь от него требуется чаще всего?

Самое распространенное - травмы, связанные в основном с неблагоприятными природными условиями: переломы, растяжения, ушибы, сотрясения, обморожения… Вирусных заболеваний там нет. Вирусы в Антарктиде не выживают.

- И повара у вас не было?

На камбузе дежурим по очереди. На питание грех жаловаться, у нас полноценный рацион. Есть почти все. Консервы и бакалею доставляем на судно в Санкт-Петербург из Беларуси. А мясные продукты глубокой заморозки, овощи-фрукты, соки и прочее покупаем по ходу движения: в Германии , ЮАР .


«У нас сухой закон»

- А чего не хватает и очень хочется?

Зелени. Ее можно вырастить в лаборатории, но совсем чуть-чуть. В будущем, когда у нас будет для этого достаточное количество посевных площадей, в биоустановках урожай можно будет собирать круглогодично.

- А с алкоголем как?

У нас сухой закон.

- Ни капли?!

Исключение делаем на Новый год, Рождество, а если попадают дни рождения, то раз в месяц, накануне выходного дня, собираем всех именинников и поздравляем. Но позволяется чуть-чуть сухого вина или шампанского. Чисто условно. Не только потому, что я спортсмен и трезвенник. Это оправдано нашим малым составом, экстремальными условиями и тем, что жизнь и безопасность людей нужно сохранить в первую очередь. Никакие великие открытия не стоят жизни человека.

- Как отдыхаете?

В советские времена мы каждый вечер на кинопроекторе «Украина » смотрели фильмы, играли в бильярд, настольный теннис. Даже чемпионаты организовывали. Сейчас у каждого свой ноутбук с записанной на флешку информацией. Но столь краткое пребывание обязывает меня выложиться в работе по максимуму, следовательно, из людей я тоже выжимаю максимум. Поэтому они засыпают, когда еще голова не успевает коснуться подушки.


- У каждого своя комната?

Так будет, когда достроим второй модуль. Сейчас живем по двое. В новых жилых помещениях будет необходимый минимум - тумбочка, шкаф для одежды, рабочий стол, мягкое кресло, чтобы человек мог почувствовать себя комфортно, широкая кровать с ортопедическим матрасом. Это не шика ради, а для поддержания нормальной жизни. СВЧ , чайник и т. п. Уже привезли велотренажер. Следующий шаг - теннисный стол, через год - набор тренажеров для мышц. И обязательно будет бильярд.

«Негласное табу - не лезть в душу»

- А как обстоят дела с зимней рыбалкой?

- Пингвины в гости приходят?

Пингвины через станцию ходят. Они ведь дома. У них этот путь заложен на генном уровне. У пингвинов свои дела, у нас свои. А к тюленям мы уже в гости к океану ходим.

- Какие есть запретные темы в общении, чтобы не поссориться. Политика, например?

Есть негласное табу не лезть в душу, если человек сам ее не открывает. А то когда лезут бесцеремонно, возникают конфликтные ситуации. В общем же у нас диктатура. Не моя лично, а начальника экспедиции, кто бы им ни был.


- Как в случае чего наказываете?

Морально и экономически. Лишаю надбавок и премий. Или, наоборот, увеличиваю за отличную работу.

- Слышал, как один из академиков-гуманитариев спросил у вас, почему не берете в экспедицию женщин?

В составе экспедиций многих стран работают женщины. Но заключая контракт на работу в Антарктику, они теряют на время контракта пол. Это просто работник. И они приезжают на сезонные работы, на весь год не задерживаются. У нас двери для женщин не закрыты. Но бывает и негативный опыт проведения зимовок смешанным составом. У одной из стран был опыт, когда зимовку пришлось эвакуировать досрочно. Что-то там не поделили.


- Молодежь, которая приезжает в Антарктиду, становится другой?

Отказываясь от гаджетов, они больше общаются друг с другом. Дома - в стиле «привет-пока», а в экспедиции - живое общение. Причем поговорить, если собеседник располагает, можно предельно откровенно. Плюс новизна впечатлений. Они занимаются серьезной работой. Эти парни - не экстремалы, которые поднялись на самую высокую гору, поставили флаг, мол, мы здесь были. Они ежедневно и многие месяцы-годы выполняют нужную работу для страны и для общества. И они понимают, что за это их страна ценит и этим гордятся.

КСТАТИ

89,2 градуса ниже нуля

С 1956 по 1991 год более 100 белорусских специалистов приняли участие в исследовании и освоении Антарктики в составе советских антарктических экспедиций. В 1983 году на внутриконтинентальной станции «Восток» белорус Владимир Карпюк зарегистрировал самую низкую на планете температуру воздуха (89,2 градуса ниже нуля). В 1988 году на станции «Ленинградская» Алексей Гайдашов зафиксировал самый сильный на то время порыв ветра в Антарктиде (78 метров в секунду).

Белорусы в Антарктиде.

Русское географическое общество объявляет о старте конкурса на участие в кругосветной океанографической экспедиции на судах Гидрографической службы Военно-морского флота Российской Федерации. За полгода путешественники на современном научном судне пройдут по маршруту экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, в ходе которой в 1820 году был открыт самый южный континент Земли – Антарктида. Добровольцы займутся изучением магнитного поля Земли, в том числе в районе Южного магнитного полюса.

В экспедицию приглашаются студенты, аспиранты, молодые учёные в возрасте от 18 до 45 лет (включительно) с географическим, геологическим, физическим образованием. Необходимо иметь собственную программу исследований, соответствующую тематике экспедиции. С подробными условиями конкурса можно ознакомиться в Положении . Заявки принимаются до 22 сентября .

"В декабре 2019 – июне 2020 года пройдёт экспедиция, посвящённая 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, а также 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна. В экспедиции примет участие научная группа РГО. Океанографическое исследовательское судно Гидрографической службы Военно-морского флота России "Адмирал Владимирский" выйдет из Кронштадта 3 декабря и направится в Антарктиду, во многом повторяя маршрут судов Беллинсгаузена и Лазарева" , – рассказал директор Департамента экспедиционной деятельности Исполнительной дирекции РГО Сергей Чечулин.

Судно на несколько дней зайдёт в порты Лиссабона (Португалия) и Рио-де-Жанейро (Бразилия), где будут организованы памятные мероприятия, встречи с общественностью, в том числе с представителями русскоязычных общин. Затем "Адмирал Владимирский" отправится на российскую антарктическую станцию "Беллинсгаузен", где 27–29 января 2020 года пройдут праздничные мероприятия с установкой памятной доски, а также приём на борту судна полярников с находящихся рядом научных станций.

После этого участники экспедиции в течение более чем двух месяцев будут проводить научные исследования в районе Антарктиды: запланированы обширные гидрографические работы в море Беллинсгаузена, а также уточнение местоположения Южного магнитного полюса в море Дюрвиля. В этот период планируется получить уникальные батиметрические данные, провести океанографические и гидрометеорологические исследования в омывающих Антарктиду морях.

В перерыве между исследованиями "Адмирал Владимирский" пополнит запасы в чилийском порту Пунта-Аренас, расположенном на побережье Магелланова пролива. По окончании работ в антарктических морях исследовательское судно пересечёт Индийский океан и совершит заход в порт Виктория на Сейшельских островах, где оно уже швартовалось во время антарктического плавания в декабре 2015 года. Здесь моряки отдадут воинские почести на могиле старшего судового врача русского крейсера 2 ранга "Разбойник" Александра Крупенина, похороненного в Виктории в 1895 году. Кстати, именно участники экспедиции РГО на "Адмирале Владимирском" во время своего визита на остров в 2015 году восстановили существовавшую до революции традицию посещения российскими моряками этого воинского захоронения.

Затем экспедиционное судно пополнит запасы в Порт-Судане (Судан) и, пройдя через Суэцкий канал, посетит порт Лимасола (Кипр). Планируется, что путешественники примут участие в совместных с РГО памятных мероприятиях в районе базы русской эскадры на острове Парос (Греция), посвящённых отмечаемому в 2020 году 250-летию Чесменского сражения. Следующей точкой маршрута станет порт Мессины на острове Сицилия (Италия), где экипаж также примет участие в торжественных мероприятиях по случаю 100-летней годовщины со дня спасения жителей Мессины от разрушительного землетрясения российской эскадрой Балтийского флота. По завершении визита "Адмирал Владимирский" выйдет из Средиземного моря в Атлантический океан и, следуя вдоль побережья Европейского континента, вернётся в Балтийское море и в родной Кронштадт.

Во время экспедиции на борту "Адмирала Владимирского" будет демонстрироваться выставка РГО "Самая красивая страна". 240 потрясающих фотографии нашей Родины станут доступны для публики во время стоянок судна в иностранных портах.


Антарктида, согласно международным договорам и конвенциям, не является официально чьей-либо территорией. Использовать этот материк для обогащения и получения экономической выгоды запрещается, поэтому здесь размещаются многочисленные научно-исследовательские станции.

В связи с этим работа в Антарктиде есть только на полярных станциях, принадлежащих различным государствам мира.

Это и Россия, и Украина, и Аргентина, и США, и Канада и т. д. Каждая из них постоянно публикует актуальный список вакансий, претенденты на которые проходят серьезный конкурсный отбор. В частности, для работы в Антарктике нужно получить разрешение от конкретной страны, чтобы законно пребывать на станциях. За полярный круг едут те, кто хочет поработать на таких станциях, как:

  • Мирный;
  • Беллинсгаузен;
  • Молодежная;
  • Новолазаревская;
  • Прогресс и другие.


Альтернативными вариантами поиска работы являются: научно-исследовательская станция имени Академика Вернадского, научно-экспедиционные корабли, суда и теплоходы. Они принадлежат Арктическому и антарктическому Научно-исследовательскому институту и Российской арктической экспедиции. Руководителями этих институтов были созданы отличные условия для полярников:

  • Комфортные и уютные коттеджи;
  • Горячие ванны;
  • Комнаты для отдыха;
  • Бары;
  • Залы для тренировок и поддержания физической формы;
  • Интернет и видео связь.

Кафе-бар Фарадей на украинской станции Академик Вернадский

Работа в Антарктиде является довольно сложной, как психологически, так и физически, поэтому на станциях работают психологи. Это позволяет снять ощущение дискомфорта, поговорить о накопившихся проблемах.

В 2020 году на научно-исследовательские станции требуются специалисты в самых различных областях – от кулинарии до метеорологии.

Что исследуют российские полярники

В частности, к наиболее востребованным вакансиям относятся:

  • Геологи;
  • Программисты и системные администраторы;
  • Метеорологи;
  • Врачи, анестезиологи, травматологи и хирурги;
  • Повара;
  • Метеорологи-актинометристы;
  • Геофизики;
  • Специалисты в области ионосферы и аэросферы;
  • Магнитологи;
  • Риометристы;
  • Радиолокаторщики;
  • Работники на оборудование, использующиеся для охраны природы;
  • Радиоинженеры, чтобы налаживать современные системы связи;
  • Инженеры;
  • Гидрологи;
  • Психологи;
  • Механики;
  • Дизелисты;
  • Электромеханики;
  • Водители гусеничного транспорта, бульдозеров, тягачей, автокранов;
  • Электрики и электрогазосварщики;
  • Связисты;
  • Компьютерщики.

Санно-гусеничные поезда в Антарктиде. Работа водителя гусеничного транспорта

Кроме того, на научно-экспедиционные суда, теплоходы, корабли постоянно требуются члены экипажей – моряки, капитаны, старший командный состав, специалисты по морским профессиям, инженерному делу, вахтенные помощники капитана и механики, мотористы, коки, электрики, электромеханики, ученые. На таких судах совершаются многомесячные экспедиции в Арктику, Антарктиду, за полярный круг, Северный полюс.

Спрос на такие вакансии будет существовать и в следующем году, что связано с дальнейшим освоением Антарктиды, наблюдением за различными природными феноменами, формированием новых экспедиций, сменами действующих полярников, контракт которых заканчивается. Поэтому заявки на работу принимаются круглый год, а список актуальных вакансий начинает формироваться в мае, и продолжается несколько месяцев.

Возвращение в Антарктиду. Научно-экспедиционное судно Академик Федоров

Найти работу в данном регионе могут все желающие, потому что на большинство вакансий нужно не по одному человеку. На каждую должность требуется от 6 до 20 человек, которых распределяют работать на полярные станции, суда. Списки предложений составляются по двум группам – для сезонных работников, готовых провести в Антарктиде не более 6 месяцев; для зимовочных сотрудников, которые трудятся на этом континенте в течение 1 года.

Отправка полярников традиционно производится в октябре, а назад работников забирают в марте, т. е. спустя полгода. При этом не учитывается время доставки и транспортировки людей назад. В некоторых случаях, работа в полярном регионе с переездами может занимать от 12 до 18 месяцев.

Особенности работы

Акцент в работе полярников делается на проведение исследований, изучение флоры и фауны. Остальные сотрудники обеспечивают жизнедеятельность станций, поселков, выход в море и океан экспедиционных судов. Работников к месту дислокации перевозят за счет компании-работодателя, которая также обеспечивает проживание и питание. Многие полярники приезжают на зимовки не по одному разу, становясь со временем старожилами поселков и станций.


Пребывание на станциях зависит от нескольких обстоятельств:

  • Как быстро транспорт способен добраться до Антарктиды;
  • Особенности движения кораблей и авиации;
  • Возникновение форс-мажорных обстоятельств;
  • На какое время работники прибыли на замену других полярников.

Требования к кандидатам

Полярники для работы в Антарктике должны знать английский и испанский языки, быть уверенным пользователем персонального компьютера и компьютерной техники, иметь отличное состояние здоровья.

Льды Арктики показали новые формы жизни

Соглашаясь на работу в Антарктиде, стоит учитывать, что это край, где существуют сложные условия жизни и работы. Поэтому к претендентам предъявляются следующие требования:

  1. Наличие высшего образования и хорошая квалификация.
  2. Крепкое здоровье.
  3. Коммуникабельность.
  4. Способность находится длительное время в замкнутом пространстве.
  5. Работать придется в небольших коллективах (обычно на одной станции трудятся около 20 человек, вынужденные много времени проводить вместе).
  6. Нужно долго быть вдали от родного дома и базы, если запланированы выездные экспедиции.
  7. Наиболее подходящим по возрасту для работы в Антарктиде считаются люди, достигшие 25 лет. На замещение вакансий принимаются претенденты, возраст которых не превышает 45 лет. На многих вакансиях, возраст рабочих может составлять 25 — 65 лет.

Верстовой столб в Антарктиде. Полярники

Также потребуются:

  • водительские права,
  • различные сертификаты, подтверждающие уровень квалификации,
  • наличие трудовой книжки, в которой должны быть сделаны соответствующие записи о предыдущих местах работы.

Положительным фактором будет наличие воинского билета или звания, и загранпаспорта, если понадобится совершить поездку на судах в воды других государств.

Исходя из этого, разнорабочие в экспедиции и на станции не принимаются, и такие вакансии не появляются. Учитывая условия труда, этот шаг работодателей является оправданным.

Жизнь полярника в Антарктиде

Перед отправлением в Антарктику каждый работник проходит специальное медицинское освидетельствование на приеме в медкомиссии. Наличие хронических заболеваний и вредных привычек будет являться помехой для устройства на работу.

Подписывая контракт, стоит учитывать, что работа имеет высокий риск опасности и наличие минимального уровня комфорта. Поэтому работники должны придерживаться строгой трудовой дисциплины, во время плавания или выездных экспедиций следовать четкой организации труда, быть ответственными за выполняемую работу и готовыми переносить тяготы, лишения, невзгоды.


Работников, согласно условиям договоров, наниматели обязаны обеспечить питанием, одеждой, санитарно-гигиеническими средствами, медицинской страховкой, социальным пакетом, гарантиями того, что предыдущее место работы будет сохранено за конкретным человеком. Самостоятельно полярники должны оплачивать только траты на спутниковую связь, чтобы поговорить с родными.

Ровно двести лет назад русская научно-исследовательская экспедиция открыла последнюю неизвестную большую землю. Очень большую, очень холодную и покрытую вечными льдами. «Матерая земля», - сказали русские моряки, зарисовали ее и нанесли на морские карты, закрыв тем самым эпоху великих географических открытий. О том, как это произошло, есть ли сомневающиеся в нашем первенстве, зачем вообще нужна Антарктида и как в России отметят знаменательное событие двухсотлетней давности, читайте в материале .

Событие действительно значительное. Недаром же наступающий 2020 год объявлен в России «Годом Антарктиды». Есть даже специальный указ президента (от 20 октября 2015 года за номером 2156). Отмечать уже начали. 8 декабря, с задержкой на день из-за шторма, из Калининграда вышли в сторону далекого ледяного материка два крупнейших российских парусника - барки «Седов» и «Крузенштерн» . А еще раньше из Владивостока им навстречу отправился фрегат «Паллада» . Ожидается, что два из трех российских парусников - «Седов» и «Паллада» - обойдут вокруг света, частично повторив маршрут шлюпов «Восток» и «Мирный» двухсотлетней давности. Проект получил название «Паруса мира» и продлится больше года.

Видео: RUSSIAN SAILS 2020 / YouTube

Кук в Антарктиду не верил

Очень долго Южный полюс земли и моря, его окружающие, оставались людям абсолютно недоступны. Неизвестность рождала легенды одна другой фантастичнее.

Что там, на самом южном краю мира? Есть ли там вообще что-то? Или, дойдя до края земли, отважный первопроходец свалится вниз, а куда именно, никому не известно.

Уже древние греки догадывались, что где-то далеко, на самом юге мироздания, залегают значительные запасы неведомой им суши. По древнегреческой логике, для того, чтобы Земля не опрокинулась, снизу Евразию должен был уравновешивать большой материк. Отсюда и греческое название - «Антарктика», то есть «напротив Арктики».

Образованной Европе греки были не указ. Европейцы полагали, что снизу земную плоскость поддерживают три слона (по другой версии, три кита), удобно устроившиеся на панцире довольно крупной черепахи.

Рисунок П. Михайлова

Время шло, человечество взрослело, умнело и изобретало новые средства передвижения, при помощи которых постепенно познавало доставшуюся ему планету, продвигаясь все дальше на юг от своей малой исторической прародины.

Однако обнаружить таинственный южный континент долгое время не удавалось никому. Более того, великий покоритель южных морей , проведя не один год в дальних странствиях, уверенно затем заявил, что никакой Антарктиды не существует:

Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка... Положен конец дальнейшим поискам Южного материка… Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях настолько велик, что я смело могу сказать: ни один человек никогда не решится проникнуть дальше на юг, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы.

За излишнюю самоуверенность Кук, как известно, и пострадал, попав на обед к туземцам Кеалакекуа. Несмотря на такой конфуз, авторитет капитана Кука оставался столь непререкаемым, что следующие полвека новых попыток найти южный континент никто уже не предпринимал. Более того, картографы перестали изображать у Южного полюса сушу, которую ранее там всегда предполагали.

Изображение: М. М. Семенов

Русские решили убедиться

Но не таковы были русские моряки, чтобы поверить на слово какому-то там англичанину, пусть даже и Куку. Тщательно все изучив и обдумав, они пришли к выводу, что «тяжелые льды, окружающие Южный полюс, происходят от великой матерой земли». А чтобы в этом убедиться, в южнополярные воды решено было отправить научную экспедицию.

Проект экспедиции подготовили известные флотоводцы И.Ф. Крузенштерн, О.Е. Коцебу и Г.А. Сарычев. При этом было решено снабдить сразу две экспедиции и направить их в противоположные стороны света.

Из собрания П. Каменченко

В Арктику отправились шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный», в Антарктику - «Мирный» и «Восток».

Руководителем антарктической экспедиции назначили капитана 2-го ранга Фаддея Беллинсгаузена - участника первой российской кругосветки (1803-1806), опытного мореплавателя и картографа, не раз ходившего в далекие плавания, а его помощником - молодого офицера , впоследствии адмирала и выдающегося флотоводца.

Практически все научные наблюдения в области географии, этнографии и естествознания были поручены офицерам шлюпов и единственному штатному ученому на борту - профессору Казанского университета . Художник (будущий академик живописи) должен был зарисовывать ландшафты открытых экспедицией земель, туземцев, неизвестные ранее науке виды животных и растений и фиксировать на бумаге всяческие необычные проишествия.

В июне 1819 года два специально оборудованных для сверхдальнего похода шлюпа «Восток» и «Мирный» были к плаванию готовы, а экипажи из добровольцев набраны. Желающих отправиться в неизвестные моря было много - отбирали наиболее опытных и грамотных. Беллинсгаузен командовал шлюпом «Восток», а шлюпом «Мирный» - Лазарев. Всего в экспедиции приняли участие 190 человек. 117 шли на «Востоке» и 73 - на «Мирном».

Из собрания П. Каменченко

Экспедицию снабдили мореходными и астрономическими инструментами и разнообразными противоцинговыми продуктами. По дороге в Англии (в Портсмуте) закупили новые хронометры и секстанты.

Недостатком подготовки судов, - не раз ставившим экспедицию под угрозу, - стало то, что шлюпы очень сильно различались по своим мореходным характеристикам.

«Мирный» был перестроен из ледокольного транспорта, имел крепкий корпус, хорошо приспособленный к хождению в полярных водах, но при этом оставался весьма тихоходным. В походе он постоянно отставал от «Востока», вынужденного убирать часть парусов, чтобы не уйти далеко вперед. Командир «Мирного» Михаил Лазарев жаловался, что ему постоянно приходилось «натруждать рангоут, пока спутник его нес паруса весьма малые и дожидался».

В свою очередь, быстрый и маневренный «Восток» плохо чувствовал себя при шторме и особенно при хождении во льдах. «Весьма неприятно было видеть движение частей шлюпа и слышать, как они трещали», - отмечал в корабельном журнале Лазарев. В результате капитанам и экипажам судов требовались немалые усилия, чтобы не потерять друг друга.

Рисунок П. Михайлова

Среди ледяных бугров нашли, что искали

Поскольку экспедиция отправлялась на другой край света, никакой связи с ней не было, и что ждало русские корабли, предвидеть было сложно. Командующий экспедицией Фаддей Беллинсгаузен получил самые широкие полномочия как в выборе маршрута, так и в постановке конкретных задач.

Беллинсгаузену вменялось в обязанности поступать так, «как он найдет приличным для блага службы и успеха в главной цели, состоящей в открытиях в возможной близости от Антарктического полюса».

Свободой маневра Беллинсгаузен воспользовался наилучшим образом - главной цели добился и своих людей сохранил. Пройдя огромное расстояние, многие месяцы находясь в полярных широтах, пробившись сквозь льды и штормы, экспедиция потеряла всего трех человек: два матроса во время шторма сорвались с мачт, и один моряк умер от хронической болезни. Уже по возвращении домой от психического расстройства, полученного в ходе плавания, скончался лейтенант «Востока» .

Официальной датой открытия Антарктиды считается 28 (16) января 1820 года, когда «Восток» и «Мирный» в первый раз подошли к Земле Королевы Мод.

Над нами летали ласточки и две эгмондские курицы; в воде, близ шлюпа, показался однажды какой-то черный зверь. Цвет воды несколько изменился. В исходе четвертого часа пополудни шлюп «Восток» делает нам сигнал, что видит землю. Мы подымаем ответ. «Берег! Берег!» - повторяется всюду. Нельзя выразить радости общего восторга. В это время из облаков блеснуло солнце, и лучи его осветили высокие черные скалы, занесенные снегом, - записал в тот день своем дневнике мичман шлюпа «Мирный» Павел Новосильский.

Рисунок П. Михайлова

«Восток» и «Мирный» двигались сквозь туман и падающий мокрый снег на восток вдоль «ледяных полей, усеянных буграми». Чтобы не столкнуться с «отдельно плавающими ледяными горами», приходилось постоянно маневрировать, что для парусного судна при переменном ветре весьма непросто.

Выйдя из Атлантики в Индийский океан, шлюпы попали в полосу штормов. Вот как описывал происходившее сам Фаддей Беллинсгаузен:

Ветер ревел, волны поднимались до высоты необыкновенной, море с воздухом как будто смешивалось, скрип частей шлюпа заглушал все. Мы остались совершенно без парусов на произвол свирепствующего ветра. Я велел растянуть на бизань-вантах несколько матросских коек, дабы удержать шлюп ближе к ветру. Мы утешались тем, что не встретили льдов в сию ужасную бурю.
Наконец, в восемь часов с бака закричали: льдина впереди. Сие извещение поразило всех ужасом, и я видел, что нас несло на одну из льдин. Тотчас же подняли фок-стаксель и положили руль на ветер. Но как все сие не произвело желаемого действия, и льдина была уже весьма близко, то мы только смотрели, как нас к оной приближало. Одну льдину пронесло под кормой, а другая находилась прямо против середины борта, и мы ожидали удара, которому надлежало последовать. По счастью, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину.

Несмотря на опасности, шлюпам удалось обойти кругом покрытый льдами континент, еще не раз подходя к его берегам. Один из таких берегов был назван Землей Александра I.

Я называю обретение сие берегом потому, - писал Беллинсгаузен, - что отдаленность другого конца к югу исчезала за пределами зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега.

120 лет Земля Александра I, открытая экспедицией, считалась частью Антарктиды, и только в 1940 году было доказано, что это - крупнейший антарктический остров, размером превышающий 43 тысячи квадратных километров (больше Швейцарии).

Из собрания П. Каменченко

Всего же за 751 день похода шлюпы прошли 92 256 километров, то есть расстояние, в два с четвертью раза превышающее длину экватора. Были открыты 29 островов, нанесены на карту сотни километров береговых линий, отмечены горы, заливы и проливы, навсегда получившие русские названия.

Полное описание экспедиции в двух томах с приложением карт и рисунков было опубликовано в Санкт-Петербурге в 1831 году. В 1842 году в Германии вышел краткий отчет на немецком языке. На английский язык полный перевод книги Ф. Беллинсгаузена был сделан только в 1945 году.

Чужого не надо, но и своего не отдадим

Действительно ли русская экспедиция была первой и именно ей принадлежит честь открытия Антарктиды? Более ста лет в этом никто не сомневался. Нигде и никем первенство русских моряков в открытии шестого континента не оспаривалось.

Все это время Антарктида оставалась вдали от большой политики, колониальных амбиций великих держав, их стратегических и экономических интересов.

Все изменилось в 30-х годах XX века. На материке были обнаружены залежи полезных ископаемых, и тут же появились желающие оспорить принадлежащий русским приоритет. Так появилась легенда об открытии, якобы совершенном американским капитаном Натаниэлем Палмером. Разве что-то может случиться без вмешательства американцев?!

15 и 18 ноября 1820 года, то есть спустя восемь с лишним месяцев после появления русских моряков у берегов Земли Королевы Мод, он с острова Дисепшен увидел часть берега Земли Грейама.

Чем не первооткрыватель! И не беда, что еще в январе 1820 года ту же Землю Грейама заметили англичане Уильям Смит и Эдвард Брансфилд. Впрочем, и они побывали здесь позже наших соотечественников.

Главный же аргумент в споре приоритетов - это то, что поход «Востока» и «Мирного» был официальной научно-исследовательской экспедицией, в задачу которой как раз и входило открытие новых земель и тщательное документирование всех сделанных находок. Претензии же охотника на морского котика (Палмер за тот сезон добыл девять тысяч кошачьих шкурок) основываются лишь на его личных утверждениях.

Так что и спорить тут нечего!

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные