Эго идентичность и ее защита кратко. Идентичность личности и ее диагностика

В психологии существует такое важное понятие, как эго-идентичность. Публикация расскажет, что это такое и как она формируется. Сразу стоит отметить, что данный термин с эгоизмом не имеет ничего общего.

Что означает «эго»?

Для начала следует разобраться, Чаще всего об этом термине говорится в психоанализе. Эго представляет собой внутреннюю сущность человека, отвечающую за восприятие, запоминание, контакты с социумом и оценивание окружающего мира. Это помогает человеку отделить себя от всего остального, принять себя как самостоятельное и индивидуальное существо.

Определения идентичности

В психологии эго-идентичность - это многогранное понятие. Когда говорят о нем, также упоминают понятия идентичности и идентификации. Так, Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко в «Психологическом словаре» предлагают рассматривать следующие определения.

  • Касательно познавательных процессов, это установление тождественности объекта, его узнавание.
  • С точки зрения психоанализа, идентичность представляет собой процесс, выстроенный на основе эмоциональных связей. Благодаря им человек поступает так, словно он та личность, с которой себя сравнивает.
  • В социальной психологии идентификацией является процесс отождествления себя с другим человеком.
  • Это представление себя вымышленным персонажем, благодаря чему происходит более глубокое понимание художественного произведения.
  • Это приписывание какому-либо человеку своих мыслей, мотивов, чувств и черт.
  • Это один из видов психологической защиты, которая заключается в бессознательном уподоблении чему-либо, вызывающему тревогу или страх.
  • Согласно групповая эго-идентичность - идентичность, при которой человек отождествляет себя с какой-либо социальной группой, большой или малой общностью, принимая ее цели и ценности, считая себя ее членом.
  • Также идентичностью называют свойство психики выражать представление к принадлежности к различным национальным, языковым, расовым, социальным, религиозным, экономическим, политическим, профессиональным и прочим группам, которым присущи те или иные свойства.

Таким образом, можно сформулировать общее определение. В психологии эго-идентичность - это непрерывность и тождественность "Я", целостность личности, которая сохраняется, несмотря на изменения, происходящие в процессе ее развития и роста. То есть человек по мере взросления понимает, что он остается тем же самым, самим собой.

Взгляд З. Фрейда

Представителей психоанализа всегда больше интересовало внутреннее эго. Зигмунд Фрейд считал, что движущей силой человека являются инстинкты и влечения. По мнению ученого, эго является высокоорганизованной структурой, которая отвечает за ее целостность и память. От неприятных воспоминаний и ситуаций психику ограждает "Я", пуская в ход защитные механизмы. Тогда человек начинает действовать исходя из полученной информации.

Концепция Э. Эриксона

Вообще сам термин «эго-идентичность» ввел в науку немецкий психолог Эрик Эриксон. Он на основе теорий Фрейда разработал свою концепцию, которая имела существенные отличия. Внимание акцентировалось на возрастных периодах.

Согласно Эриксону, задача эго - обеспечить нормальное развитие личности. "Я" способно самосовершенствоваться в течение всей жизни, помогать справляться с внутренними конфликтами и исправлять неправильное формирование психики. Хоть Эриксон и рассматривает эго как отдельную субстанцию, но в то же время считает, что оно неразрывно связано с социальной и соматической частью личности.

Ученый в своей теории особое внимание уделяет периоду детства. Данный промежуток времени дает возможность человеку развиться в умственном плане и получить хороший старт для дальнейшего самосовершенствования. Эриксон считает, что в периоде детства есть существенный недостаток. Это багаж иррациональных страхов, тревог и переживаний, которые непосредственно влияют на качество последующего развития.

Основным понятием в теории является эго-идентичность, проще говоря, Ее формирование начинается от рождения и проходит через всю жизнь, вплоть до смерти человека. Эриксон всего выделяет восемь стадий психосоциального развития. Если человек проходит их успешно, формируется полноценная функциональная личность.

Каждая стадия сопровождается кризисом. Под ним Эриксон понимает момент, возникающий как следствие достижения определенного этапа и сопутствующих социальных требований, которые выдвигают к индивиду на той или иной фазе становления. Кризис эго-идентичности - это риск ее потерять. Если конфликт будет не разрешен, то эго травмируется, получает вред. Тогда снижаются или даже исчезают тождественность, целостность и вера в собственную социальную роль. Но в кризисе есть и позитивный компонент. Если конфликт разрешается удовлетворительно, то эго получает новое положительное качество, которое гарантирует здоровое формирование личности в будущем.

То есть необходимо, чтобы близкая группа и общество способствовали адекватному прохождению каждого кризиса идентичности. Только тогда человек сможет полноценно перейти к следующим фазам самосовершенствования.

Младенческий возраст

Формирование эго-идентичности происходит уже во младенчестве. Эта стадия развития условно длится от рождения до одного года. В этот временной отрезок малыш проходит кризис базального доверия-недоверия. Если мама и другое близкое окружение в период младенчества не будут обеспечивать ребенку достаточно внимания, любви и заботы, то у него сформируются такие качества, как подозрительность и боязливость. Причем они будут проявляться и давать о себе знать даже в период взрослости. Если же мать достаточно занимается младенцем и проявляет любовь, то он в последующем станет доверять людям и миру в целом. Окружение будет восприниматься в положительном ключе. Обычно можно говорить о благоприятном прохождении кризиса, если ребенок спокойно переносит исчезновение матери из поля зрения. Потому что он знает, что она снова вернется и позаботится о нем.

То есть во взрослом возрасте человек будет доверять или не доверять социуму точно так же, как доверял или не доверял своей матери во младенчестве. Однако это качество продолжает формироваться и на последующих стадиях. Например, когда ребенок становится свидетелем развода постоянно конфликтующих родителей, приобретенное ранее базальное доверие может быть утеряно.

Раннее детство

Длится от года до трех лет. На данном этапе кризисный момент эго-идентичности проявляется в формировании автономии или же сомнения и стыда.

В раннем детстве у малыша развиваются психические и моторные потребности, которые способствуют самостоятельности. Ребенок учится ходить, осваивать предметную среду и делать все без чьей-либо помощи. Если родители дают такую возможность, предоставляя свободу, то в малыше укрепляется уверенность, что он сам владеет собой, своими побуждениями, мышцами и средой. Так он постепенно становится самостоятельным.

Иногда взрослые спешат и пытаются за ребенка сделать то, с чем бы он сам справился прекрасно без их помощи. В результате у ребенка закрепляются такие качества, как нерешительность и стыдливость. Естественно, они негативно влияют на дальнейшую жизнь. Поэтому родителям важно проявлять терпение и давать возможность малышу сделать что-то самому.

«Возраст игры»

Длится примерно от трех до шести лет. В этот период формирование эго-идентичности может пойти по пути инициативности или же вины.

В дошкольном возрасте дети обычно уже многое делают сами, проявляют предприимчивость и активность, стремятся общаться с широким кругом людей. Если родители это поощряют, не мешают фантазировать и отвечают на бесконечные вопросы ребенка, то он благоприятно проходит кризис идентичности на этом этапе.

Если же взрослые постоянно одергивают малыша, запрещают что-либо спрашивать, выдумывать и устраивать шумные игры, то он начинает ощущать вину, собственную никчемность и одиночество. Впоследствии это может развиться в патологию, закрепив в ребенке пассивность, психопатическое поведение и даже фригидность (или импотенцию). Дети, не преодолевшие кризис на этом этапе, становятся зависимыми, ведомыми, нерешительными. Они не могут за себя постоять и ни к чему не стремятся.

Школьный возраст

Этот этап условно приравнивают к возрасту 6-12 лет. На данном отрезке жизненного пути дети начинают учиться, пробовать рукодельничать, что-то конструировать и строить. Часто они фантазируют о различных профессиях.

Здесь благоприятное развитие эго-идентичности предполагает наличие общественного одобрения. Если ребенка хвалить за творчество и активность, то это поможет развить способности и стать трудолюбивым. Если же родители и педагоги не делают этого, то это будет способствовать формированию неполноценности. На данном этапе идентичность школьника можно представить фразой: «Я - то, чему смог научиться».

Период юности

Ему соответствует возраст 12-19 лет. Это пора активных физиологических изменений, стремлений найти свою жизненную философию и по-своему смотреть на окружающий мир. Подросток начинает задаваться такими вопросами, как «кто я?», «кем хочу стать?».

Самая полноценная форма эго-идентичности формируется в возрасте 12-19 лет. Также на этом этапе начинает самый глубокий кризис. Если его не удастся преодолеть, то произойдет ролевое смешение. Его можно охарактеризовать неприкаянностью и дезориентацией в самом себе. Поэтому важно помочь подростку создать непротиворечивый и единый образ себя. Ведь именно этот период Эриксон считал самым центральным в развитии социального и психологического благополучия.

Ранняя зрелость

Возраст 20-25 лет - своеобразные ворота в новую взрослую жизнь, как говорил сам Эриксон. Как правило, в этот период люди получают профессию, встречаются с противоположным полом, а иногда вступают в брак.

Будет ли на данном этапе провал или положительный исход, непосредственно зависит от успешности прохождения всех предыдущих стадий. Если кризис идентичности будет преодолен, то человек сможет заботиться о другом индивиде, будет любить и уважать его, не опасаясь потерять самого себя. Это ученые называют достижением близости (интимности). При неблагоприятном развитии эго-идентичности на этом этапе человек изолирует себя. Он станет одиноким, ему не о ком заботиться и не с кем разделить жизнь.

Средняя зрелость

Это очень обширный период, который занимает возрастные рамки от 26 до 64 лет. Здесь сутью кризиса является выбор между самопоглощенностью (инертностью) и продуктивностью (направленностью на человечество). Во втором случае человек устраивается на ту работу или занимается тем, что позволяет заботиться о будущем общества. Если же человек остается инертным, то он сосредотачивается только на себе, на собственном комфорте, удовлетворении своих нужд и потребностей. Казалось бы, для эпохи глобального потребления это должно считаться нормой. Однако выбрав такой полюс, человек зачастую ощущает бессмысленность жизни.

Поздняя зрелость

Это последняя стадия развития эго-идентичности по Эриксону. Она длится от 65 лет и до самой смерти. В этом возрасте наступает старость, которая считается самым благоприятным временем для размышлений, подведения итогов, анализа неудач и достижений. Человек может понять, что он не зря прожил жизнь, ему все удалось, и все его устраивает. Такое осознание Эриксон называл чувством целостности эго. Его можно считать благоприятным преодолением кризиса.

Однако некоторые старики из-за подведенных итогов начинают отчаиваться. Их охватывает чувство безнадежности, потому что они не использовали все возможности, не исправили какие-то ошибки. Они приходят к выводу, что их жизнь вообще была бессмысленной. Именно при таком раскладе люди сильно боятся грядущей неизбежной смерти. В таком случае еще не поздно все переосмыслить и сделать что-то действительно нужное и полезное.

Выводы

Эрик Эриксон, развив концепцию Зигмунда Фрейда, разработал свою неповторимую теорию. В ней акцент стоит на формировании сознательной полноценной личности. Также он первым сформулировал определение термина «эго-идентичность». В психологии это целостность личности, которая развивается от рождения до смерти. Принято выделять восемь стадий формирования идентичности, каждая из которых сопровождается определенным кризисом. От успешности их преодоления зависит, будет человек воспринимать себя целостным полноценным индивидом или нет. Главную роль в формировании этого качества играет родительское воспитание. На последующих стадиях развития влияние начинает оказывать окружающая среда.

Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. Эго-идентичность - не сознавание, а чувство-ощущение "Я развиваюсь, но я— тот же самый". Как разговор о чувствах, поиски эго-идентичности скорее относятся к женскому подходу и женской психотерапии .

Откуда это взялось?

Когда к психоаналитику Эрику Эриксону приходили пациенты с жалобами на "потерю себя", с вопросами «Кто я? Туда ли направлена моя жизнь, не сбилась ли я с пути?», ему нужно было эти вопросы интерпретировать с точки зрения психоанализа, перевести на язык психоанализа. Первичные влечения (Ид, "Оно") - это не ответ на вопрос пациентов "Кто я?" Внушения и требования общества (ты сын, ты ученик, ты адвокат) - понятно тем более "Не я", тем более для психоаналитика. Самое близкое - это понятие "Эго".

Согласно теории Фрейда, Эго - это один из элементов человеческой психики, выполняющий роль посредника как между внешним и внутренним миром, так и между Ид и Супер-Эго . Эго создает защитные механизмы и обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эриксон предположил, что Эго может формировать представление человека о самом себе, отвечать на вопрос "Кто я?", и назвал это эго-идентичностью.

Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. "Я развиваюсь, но я— тот же самый".

То, кем я вижу и считаю себя здесь и сейчас, в данной ситуации или на данном отрезке жизненного пути - это личностная идентичность . Если просто что-то "знаю" о себе - это скорее личностная идентичность. Если я "чувствую, кто я и где я нахожусь", это скорее эго-идентичность. Если я могу интегрировать свои разные личностные и социальные роли плюс ощущаю непрывность себя и своего развития, это эго-идентичность.

Эго-идентичность всегда устойчивее, если она подкрепляется окружающими людьми.

Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией "субъективное чувство непрерывной самотождественности", вид "созидательной полярности самовосприятия и восприятия человека другими".

Чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. При кризисе эго-идентичности исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль. Самый острый и типовой кризис идентичности - это пора юности.

Я взрослый или еще ребенок? Я тот, который крутой - или который ботаник? Я математику люблю или только увлекаюсь? Я верующий или это смешно? Я патриот или ну его? Я любитель пепси-колы или осознанное существо?

Необходимое условие для формирования эго-идентичности - определение индивида в трех основных сферах: профессии, религии и политики.

Размышления

По-видимому, у понятия «личностная идентичность» нет жестких рамок и внешних, научных, объективных критериев. Как пишет О.А.Карабанова,

«Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тож-дественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружени-ем; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер».

Признание самотождественности личности значимым социальным окружением - при всей зыбкости, по-видимому, самое устойчивое основание этого определение. Если здравые, хорошо знающие меня люди меня узнают как меня, могут всегда сказать что «ты остаешься собой» (и им это нравится), то это как-то проверяемо и объективно.

Если же «внутренняя тождественность самому себе» понимается как чувство непрерывной тождественности человека самому себе, то эта грань понятия более трудная. Чувство - вещь лукавая. Сегодня чувствуется одно, завтра - другое, а что захочется придумать про себя завтра - не знает иногда никто, тем более если личность имеет истероидные, демонстративные черты… Тем не менее, людям обычно очень важно «себя считать собой», не выходить за рамки, которые они сами считают своими естественными границами.

«Я - женщина, а не мужчина. Я мать, а не равнодушное к своим детям существо. Я - честная и любящая…»

Эго-идентичность без психоанализа

Я понимаю, что у юноши (девушки) могут быть самые разные вгляды на себя, на людей и на общество. В юности этих взглядов может быть сильно много, они могут быть не согласованы, противоречить друг другу, а при малой их осознанности нередко превращаться в полный туман и путаницу. В результате поведения и чувства человека могут быть неустойчивы, непоследовательны, противоречить друг другу и вызывать недоумение у окружающих. Это - понятно.

Понятно, что эта ситуация личностно и социально неудобная, и с помощью разумных взрослых или собственного разума юноши и девушки порядок у себя в голове постепенно наводят. Тогда у них появлятся личностная идентичность (определенность в статичном видении "кто я", в своих личностных и социальных ролях на сегодня) и эго-идентичность (ощущение понятности и определенности своего жизненного пути, ощущение "Я иду туда, все будет ОК). Так?

Те, кто порядок у себя в голове не навели (пока или вообще у них это не получается) - начинают маяться. Собственно, они бы не маялись, потому что им самим определенность нужна так же, как облакам или речкам - то есть вовсе не нужна. Но в обществе без определенности не проживешь, с такими бесформенными никто дела иметь не хочет, им так или иначе говорят: "Друзья, определяйтесь, вы с кем и против кого. Чему будете учиться, куда собираетесь идти работать?" А когда есть неудобные требования, люди на всякий случай начинают переживать: "вы знаете. у меня личностный кризис". И им психотерапевты подсказывают: "Да, да, у вас кризис эго-идентичности. Пожалуйте на психотерапевтические сессии". Задача последующей психотерапевтической работы - подсказать человеку, как ему определиться, но подсказать скрыто: сделав вид, что это не подсказка психотерапевта, а что человек сам открыл это в глубине своей души.

И он открывает, что в юности это - верность своему выбору, попозже - любовь и близкие отношения, далее работа и забота, и к завершению жизненного пути - мудрость. Вот такие добрые и разумные подсказки психотерапевта, которые человек найдет в себе сам под его чутким руководством.

Личностная и эго-идентичность

Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. Эго-идентичность говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему.

Самоопределение и самоактуализация личности неразрывно связаны с такой ее характеристикой как идентичность (от лат. identity - тождество, сходство). Идентичность рассматривается как ядро личности, ее внутренняя сущность, тесно связанная с ценностно-смысловой сферой (К. Юнг, В. Франкл), а стремление к обретению идентичности представляет собой стремление к целостности.

Понятию идентичности стали уделять значительное внимание в 70-е гг. XX в. благодаря работам Э. Эриксона, а позднее Дж. Марсии. В концепции Э. Эриксона оно имело ряд значений. Одно из них - "эго-идентичность", или "идентичность эго" (Ego-identity), означает чувство тождественности самому себе (несмотря на происходящие в процессе развития изменения), целостности, непрерывности своего существования во времени и пространстве, возможности контроля над собой и одновременно осознание того факта, что твои тождество и непрерывность признаются окружающими . Идентичность эго - это самые общие, личные, иногда неосознаваемые представления человека о себе.

Помимо этого, в концепции Эриксона используются такие понятия, как "личностная идентичность" и "социальная идентичность". Личностная (индивидуальная) идентичность рассматривается как более социальная и осознаваемая, характеризующая цели, ценности, способности, идеалы, потребности и другие индивидуальные особенности человека (в том числе профессиональные склонности, выбор избранника и проч.). Социальная идентичность определяется как отождествление себя с другими членами группы, принятие на себя определенных социальных ролей, приверженность групповым идеалам и целям.

Эриксоновский конструкт "идентичность" был операционализирован в целях его измерения рядом психологов. Наиболее удачной признана модель статусов идентичности, предложенная канадским психологом Дж. Марсией. Марсия рассматривает идентичность как гипотетическую психологическую структуру, феноменологически проявляемую через паттерны решения человеком проблем. В качестве поведенческих индикаторов, дифференцирующих наличие или отсутствие идентичности, им выделены принятие или непринятие обязательств (commitment) и прохождение или непрохождение кризиса, исследования альтернатив (crisis, exploration of alternatives). Первый критерий отражал наличие или отсутствие приверженности личностно значимым целям, ценностям и убеждениям; второй - наличие периодов исследования альтернатив, во время которых планы и ценности, принятые им на более ранних этапах, подвергались проверке, анализу. На пересечении двух названных критериев были выделены и описаны четыре статуса идентичности:

  • - диффузная идентичность (identity diffusion) - это отсутствие идентичности, когда ни поиск, ни выбор решения индивидом не осуществлялись;
  • - предрешенная (принятая) идентичность (foreclosure identity) - собственный поиск целей, идеалов не был осуществлен, однако имеется определенная и устойчивая система ценностей, убеждений и обязательств, сформированная под влиянием внешних обстоятельств;
  • - мораторий (moratorium) означает осуществляемый в данный момент активный поиск решения проблемы (активное проживание кризиса), при этом пока нет определенной и устойчивой системы ценностей, убеждений и обязательств;
  • - достигнутая идентичность (identity achievement) характеризуется самостоятельно выполненным активным поиском решения проблемы (пройден кризис) и достаточно устойчивой самостоятельно сформированной и личностно значимой системой ценностей, убеждений и обязательств.

В западной психодиагностике разработана целая группа методик диагностики статусов идентичности. Среди них есть и опросники, и проективные техники. В отечественной практике используются две методики. Для диагностики статусов идентичности Дж. Марсией в 1964 г. было разработано Полуструктурированное интервью (позднее модифицированное им совместно с С. Арчер и А. Вотерменом), которое может быть использовано для лиц в возрасте от 12 до 60 лет. Интервью начинается с нескольких общих вводных вопросов о месте проживания, возрасте, семейном положении и проч. Набор задаваемых диагностических вопросов хотя и определен, но может варьироваться в зависимости от получаемых ответов. Вопросы разбиты на относительно независимые по тематике блоки:

  • - профессиональная деятельность;
  • - брак и супружеские роли;
  • - родительские роли;
  • - семейные и профессиональные приоритеты;
  • - религиозные убеждения;
  • - политические убеждения;
  • - полоролевые установки.

Количество открытых вопросов варьируется в пределах 200- 300; количество закрытых вопросов - в пределах нескольких десятков. Каждый блок вопросов направлен на получение информации об индивидуальном опыте индивида в той или иной сфере. Вопросы сформулированы так, что позволяют респонденту дать развернутый ответ.

Эффективность использования интервью зависит от профессиональной подготовки психолога. Марсия предусмотрел специальное обучение как процедуре проведения, так и правилам обработки интервью. В руководстве подробно описаны индикаторы проявления каждого из критериев для выявления статусов идентичности.

Был переведен на русский язык Опросник объективного измерения статуса эго-идентичности (Objective Measure of Status Ego-Identity - OMEIS), разработанный канадским психологом Дж. Р. Адамсом в 1979 г. на основе концепции Дж. Марсии .

Первоначальный вариант опросника содержал 24 пункта, позже был пересмотрен ряд утверждений и расширено их число (до 64), позволяющее диагностировать два компонента эго-идентичности: идеологическую и иитерперсональную (социальную) идентичность.

Под идеологическим компонентом эго-идентичности автором понимается идентичность, которая отражает ценности и установки индивида, связанные с политикой, религией, профессиональной деятельностью, основные принципы и взгляды на образ жизни. Эта шкала опросника OMEIS была адаптирована для русскоязычной выборки и названа Шкалой идеологической эго-идентичности Дж. Адамса. В ней содержится 32 утверждения, с которыми следует выразить степень своего согласия по шестибалльной шкале (от "полностью согласен" до "полностью не согласен").

Примеры заданий

Надеюсь, что со временем появится что-нибудь более подходящее, чем то, чем я занимаюсь сейчас.

Я совсем не думаю о религии, она нисколько не волнует меня.

Выборка, на которой проводились психометрические проверки этой шкалы, была численностью 83 человека. Это студенты в возрасте от 18 до 24 лет. Показатели как гомогенности, так и ретестовой надежности (интервал 1 месяц) можно признать удовлетворительными. Данных о валидности нет.

Шкала интерперсональной идентичности также содержит 32 утверждения, с которыми следует выразить степень своего согласия по шестибалльной шкале (от "полностью согласен" до "полностью не согласен") . В утверждениях этой шкалы отражены представления индивида о дружбе, свиданиях, проведении свободного времени (досуга) и отдыха, а также взгляды на супружеские роли и обязанности в браке.

Примеры заданий

У меня нет близких друзей, и я не ищу никого.

Я никогда серьезно не обдумывал мужские и женские роли в браке; это мало беспокоит меня.

Психометрические проверки осуществлялись на студентах, численность выборки более 200 человек. Возраст испытуемых от 18 до 28 лет. Показатели гомогенности и ретестовой надежности (интервал 1-1,5 месяца) удовлетворительны.

Факторный анализ не подтвердил теоретически выделенную структуру обеих шкал опросника, вследствие чего авторы адаптации пришли к выводу о том, что Шкалы идеологической эго-идентичности и интерперсональной идентичности опросника OMEIS не имеют факторной структуры и относятся к группе эмпирических личностных опросников, построенных на основе эмпирического выделения некоторых психологических особенностей. Вопрос о валидности Шкал пока не решен и находится в процессе проверки.

В начале 1980-х гг. Д. Макадамсом было разработано Интервью о жизненной истории (Life Story Interview), направленное на диагностику идентичности. Он предположил, что именно жизненная история и представляет собой личностную идентичность, так как последняя не является каким-то объективным свойством человека, а заключается в интеграции событий, поступков, переживаний в связную жизненную историю, соединяющую прошлое, настоящее и будущее. Тем самым обеспечивается единство и целенаправленность жизни человека. С точки зрения Д. Макадамса, идентичность не может быть достигнута, так как это процесс, продолжающийся всю жизнь и характеризующийся периодами относительной стабильности и кризисами. Жизненную историю он называет нарративной идентичностью.

Адаптированный вариант русскоязычной версии Интервью о жизненной истории был выполнен Ф. И. Барским . В интервью респондента просят сыграть роль рассказчика и создать историю о своем прошлом, настоящем и будущем, сосредоточившись на самом важном в его жизни, на тех сведениях, которые раскрывают самое существенное в нем.

Интервью состоит из нескольких разделов и идет от общего к частному. Сначала респондента просят представить свою жизнь в виде глав книги и кратко изложить содержание каждой из них. Затем ему предлагают рассказать о наиболее значимых событиях из разных периодов жизни, вызвавших самое раннее переживание, самое сильное и негативное переживания, поворотную точку и т.д. Каждое событие требуется описать в деталях: кто в нем участвовал, что он чувствовал, делал, думал. Респонденту предлагается сообщить, как это событие повлияло на его жизнь и на него, представить наилучший и наихудший варианты своего будущего.

После этого беседа переключается на влияния на него со стороны других людей, а также книг, кинофильмов, историй, произошедших с другими. В заключение ему задаются вопросы о жизненных ценностях, религиозных и политических взглядах, а также предлагают обозначить центральную тему своей жизненной истории.

Интервью продолжается от полутора до трех-четырех часов и записывается на магнитофон, а затем расшифровывается дословно. С помощью специальных методов, созданных Д. Макадамсом, оцениваются такие параметры жизненных историй, как представленность тем "личной активности" и "общности", наличие последовательностей "компенсации/возмещения" и "поражения/порчи", степень интеграции персонажей жизненной истории, нарративная сложность (дифференцированность жизненной истории). В последние годы сотрудниками Д. Макадамса разрабатываются способы оценки и других параметров жизненных историй ("тихого Эго", личностного роста, осмысления опыта). Для работы с этой методикой требуется профессионально подготовленный психодиагност.

Социальная идентичность (термин Э. Эриксона) является процессом осознания индивидом своей принадлежности к определенной общности. Когда говорят о такой идентичности, имеют в виду социально-психологический уровень идентификации. Это представление о себе, которое формируется как производное от осознания человеком своей принадлежности к определенной социальной группе. Любая идентичность приобретается в процессе социализации.

В философии широко используется понятие "коллективная идентичность", под которым понимается чувство принадлежности индивида к той или иной общности, которое осознается им как значимая личностная характеристика и базируется на единстве интересов, убеждений, символов, стереотипов, поведенческих норм. Следовательно, коллективная идентичность - это родовое понятие для любых видов социальной идентичности. Разные виды идентичности - этническая, религиозная, профессиональная, организационная и проч. - в своей основе имеют различные основания, т.е. ощущение своей принадлежности к разным социальным группам опирается на общность национальности, религии, профессии и проч. и значимость для индивида такой принадлежности. Идентичность всегда предполагает признание со стороны других - как индивидов, так и институтов.

Этническая идентичность как система представлений о составляющих этнокультурного мира, интегрирующих индивида с его этнической общностью, формируется на основе осознания индивидом своей принадлежности к определенному этносу. Выделяют три типа этнической идентичности: этноцентрическую, полиэтническую и трансэтническую. Этноцентрическая идентичность обозначают ориентацию личности только на одну, свою этническую общность. Именно с ней она связывает свою судьбу, свои ожидания, планы, установки. Полиэтническая идентичность характеризуется одинаковым отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, стремлением побывать в нескольких культурах. Трансэтиизм отличает индивида, который не относит себя ни к одной нации, а рассматривает себя человеком мира.

Для диагностики этнической идентичности Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой разработан опросник "Типы этнической идентичности". Опросник содержит 30 утверждений, с которыми следует выразить степень своего согласия, использовав для ответов 5-ступенчатую шкалу (от "согласен" до " несогласен" ). Ответы распределяются по шести типам этнической идентичности:

  • - этнонигилизм - отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических групп не по этническому критерию;
  • - этническая индифферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности;
  • - норма (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного отношения к своему народу с позитивным отношением к другим народам;
  • - этноэгоизм может выражаться в вербальной форме как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может проявляться и в раздражении и напряженности при общении с представителями других этнических групп, и в признании за своим народом права решать проблемы за "чужой счет";
  • - этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, ксенофобия;
  • - этнофанатизм - готовность идти на любые действия и признание любых жертв во имя этнических интересов вплоть до этнических чисток.

Пример

Я человек, который...

  • - считает, что межнациональные браки разрушают народ; предпочитает образ жизни только своего парода;
  • - обычно не скрывает своей национальности.

Авторы не сообщают о психометрических параметрах своего опросника, поэтому пока его нельзя рассматривать как психодиагностический инструмент. Он может использоваться в исследованиях для оценки этнического самосознания.

  • Барский Ф. И.. Грицук А. Г. "Интервью о жизненной истории" Д. Макадамса как метод исследования нарративной идентичности // Психологическая диагностика. 2008. № 5. С. 3-48.
  • Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шангеровой. М.. 2008.
  • Введение

    В развитии психологической науки существуют определенные темы, которые фиксируют ее фундаментальное продвижение на пути извечного познания человеком внутреннего мира своего индивидуального Я. Одной из тем современной научной психологии есть Я-концепция, то есть системно организованая совокупность мыслей, отношений, убеждений и чувств лица относительно самой себя. Как центральное звено самосознания она была обоснована в 60-х годах прошлого века американскими психологами Абрахамом Масловым и Карлом Роджерсом.

    Я-концепция это феномен самосознания, причем не только исключительно сверхсложный, но и уникальный по своим функциям, назначению, ведь формирует ряд самых весомых представлений и даёт ответы, по крайней мере, на четыре вопроса: «Кто Я в действительности?», «Каким бы Я хотел быть?», «Как меня воспринимают другие?», «Каким Я могу реально стать в итоге жизни, невзирая на сюрпризы и перипетии судьбы?»

    Я-концепция – теоретический конструкт современной психологии, однако настолько могучий по содержанию и по объему, который никоим образом не уступает таким известным, как «сознание», «деятельность» или «личность». И это понятно с древних времен: «Познай самого себя, и ты познаешь мир». Только дорога к себе всегда оказывается непомерно длинной и драматичной, а важнее всего, что каждый её должен пройти сам.

    1. Психологическое понимание Эго-идентичности и сущностные

    отличия между Эго-психологией и психоанализом

    Американский психолог Эрик Эриксон обосновал Я-концепцию через формат Эго-идентичности. Последняя является важным продуктом соответствующей культуры. Источник Эго-идентичности содержится в целостно значимом достижении человека. Отождествление Эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; потому важно, чтобы ребенок общался с взрослыми, с которыми он может идентифицироваться. В теории Э. Эриксона описаны восемь стадий личностного развития человека, соответствующие изменения Эго-отождествления, кризисы и условия решения внутренних конфликтов. Особенно сложным и драматичным является становление Эго-идентичности в пору юности.

    Эго-идентичность – это наполнение каждого психической энергией, которое отображает субъективное ощущение непрерывной самотождественности.

    Эго-идентичность – это не только сумма приемлемых индивидом ролей, но и соответствующие сочетания идентификаций и возможностей, которые воспринимаются лицом на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знания о том, как реагируют на это другие. Поскольку отождествление формируется в процессе взаимоотношений, то человек – благодаря своей психосоциальной природе.

    Механизм Эго-идентичности возникает в сфере несознательного, а разворачивается в цикле взаимодействия с другими. Э. Эриксон критикует такие понятия, как «самооценка», «образ Я», считая их неподвижными. Он признает лишь динамизм себя из Я. Ощущение Эго-идентичности является оптимальным, когда личность имеет внутреннюю уверенность в выборе направления своего жизненного пути.

    Теоретические гипотезы Э. Эриксона касаются сугубо понимания процесса Эго. Одновременно его идеи – не больше, чем последующее схематическое развитие концепции З.Фрейда. Ученый, решительно, отходит от классического психоанализа через четыре важны причины. Во-первых, в его работах видим решительный сдвиг акцента от Ид к Эго. Последнее составляет основу поведения и функционирования человека. К тому же Эго он рассматривает как автономную структуру личности, звеном которой является социальная адаптация, а также утверждает, что всегда происходит своеобразное параллельное развитие Ид и инстинктов. Отмеченный взгляд на человеческую природу подходяще назван Эго-психологией.

    Эго-психология – это психологическое направление, которое оформилось на основе классического психоанализа и на первый план выдвигает проблему адаптации индивида к окружающему миру.

    В то время как З. Фрейд считал, что Его борется и стремится решать конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями, Э. Эриксон доказывает, что Эго – это автономная система, которая взаимодействует с реальностью с помощью восприятия, мышления, внимания и памяти.

    Во-вторых, теоретик Эго-психологии развил новый взгляд относительно внутреннего содержания индивидуальных взаимоотношений ребенка с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если З. Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Э. Эриксон сосредоточивал внимание на исторических условиях, в которых формируются задатки. Он отталкивается от результатов наблюдений за людьми, которые принадлежат к разному культурному формату и системе ценностей.

    В-третьих, теории развития Эго охватывают все жизненное пространство индивида. З.Фрейд, напротив, ограничивался влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития, которые находятся за пределами генитальной стадии.

    В-четвертых, у З. Фрейда и Э. Эриксона разные взгляды на природу и способы решения психосексуальных конфликтов. Целью первого было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознанной психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может вызывать психопатологию в зрелости. Второй, напротив, создавал свою концепцию для того, чтобы грамотно направить способности человека на преодоление жизненных трудностей психосоциального характера. Кроме того, Э. Эриксон был убежден, что каждый личный и социальный кризис является определенным вызовом, который стимулирует каждого к личностному росту и преодолению общественных препятствий.

    У Эриксона центральным положением теории развития Эго является то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных стадий становления. Процесс их развертывания регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом дозревания, который обоснован через такие положения:

    Личность, формируется ступенчато, а переход вызван ее готовностью двигаться в направлении последующего роста, расширения осознанного социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

    Общество устроено так, что развитие возможностей индивида принимает одобрительно, а также способствует сохранению этой тенденции.

    Исследователь разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития Эго. Полноценно функциональная личность формируется путем прохождения всех указанных стадий. Они сопровождаются кризисом – моментом, который возникает как следствие достижения определенной психологической зрелости и социальных требований, выдвинутых к индивиду на определенной фазе становления.

    2. Психосоциальное развитие человека от рождения до школы:

    младенческий возраст, ранее детство и возраст игры

    Становления личности происходит на протяжении всей жизни. Первая психосоциальная стадия, по З. Фрейду, отвечает оральной фазе, охватывает первый год жизни, когда формируется ощущение доверия. Ребенок воспринимает внешний мир как безопасный, стабильный, а людей – как заботливых и надежных. Мера развития у младенца чувства доверия к другим зависит от качества полученной ним материнской заботы. Иначе говоря, это ощущение возникает от способности матери передать своему ребенку чувства узнавания, постоянства и тождественности переживаний. Чтобы происходил процесс эффективного развития, младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему, то есть научиться доверять себе. Обычно отмеченное поведение наблюдаем тогда, когда ребенок способен переносить отсутствие матери без чрезвычайного страдания и тревоги.

    Причину первого психологического кризиса связывают с качеством материнского ухода за ребенком. Если мать характеризуется ненадежностью, невосприятием младенца, то это закономерно вызывает кризис, то есть вызывает у ребенка психосоциальную установку страха, недоверия, которая направляется на мир в целом, и на определенных людей в частности и будет проявляться на более поздних стадиях личностного развития. Ощущение недоверия усиливается тогда, когда младенец перестаёт быть для матери главным моментом в ее жизни. Родители, которые чувствуют себя неуверенно в этой роли, или же если их система ценностей противоречит общепринятому стилю жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего возникает глобальное чувство недоверия. Именно в результате такого неблагополучного поведенческого развития возникает депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.

    В целом кризис «доверия – недоверия» не всегда находит решение в течение первого или второго года жизни. В соответствии с эпигенетическим принципом вышеуказанная дилемма будет проявляться снова и снова на каждой следующей стадии развития, хотя она и является центральной лишь для младенческого периода. Адекватное преодоление кризиса доверия – важный этап роста ребенка в последующей жизни. Здоровое развитие младенца не является результатом только ощущение доверия, а скорее предопределенным благоприятным соотношением доверия и недоверия. Ведь понять, почему не нужно доверять, также важно, как и познать, почему доверять необходимо.

    Позитивное психосоциальное качество, сформированное в результате успешного решения конфликта «доверие - недоверие» называют термином надежда. У взрослого лица она является основой формирования веры. Надежда – это фактически первое позитивное качество Эго, которое поддерживает уверенность человека на протяжении ее жизни. Присвоение ощущения базального доверия создает основу для достижения определенной автономии и самоконтроля, избежания ощущения стыда, сомнения и унижения. Этот период отвечает мышечно-анальной стадии, по З. Фрейду, и длится в течение второго и третьего годов жизни. Ребенок, который взаимодействует с родителями в процессе учебы, туалетного поведения, обнаруживает, что их контроль бывает разным: он может быть формой беспокойства, или деструктивной формой укрощения и мерой пресечения. Чувство самоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе. Избыточный чужой контроль и одновременная потеря самоконтроля могут стать толчком в развитии постоянной склонности к сомнению и стыду.

    До возникновения этой фазы дети полностью зависят от других. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, речь и социальная выборочность, они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним независимо. Также у детей возникает стремление делать все самим, и наблюдается появление установки «Я сам» или «Я – то, что я могу!» Позитивное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно давать детям волю самим осуществлять контроль над своими действиями. Старшее поколение должно ненавязчиво, но четко и понятно, с всё более мягким контролем, не ограничивать поведение потомков в определенных сферах жизни. Э. Эриксон рассматривает переживание стыда ребенка как кое-что близкое к гневу, который направлен на самого себя, когда ему не дают возможности развивать собственную автономию и самоконтроль. Стыд появляется, если родители нетерпеливо, напряженно и постоянно делают за него то, что он может сделать сам. Или, напротив, когда старшие ожидают, что дети выполнят то, чего они еще не способны сделать.

    В таких случаях, когда родители постоянно и излишне заботятся о ребенке или становятся глухими к его потребностям, у него появляется ощущения стыда или сомнения в способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того чтобы быть уверенным в себе и налаживать комфортные взаимоотношения с окружением, такой ребёнок думает, что другие относятся к нему с подозрением, считает себя крайне несчастливым. У него также слабая сила воли, он уступает тому, кто над ним доминирует или его эксплуатирует. В результате такого поведения у ребенка формируются такие черты, как неуверенность в себе, беспомощность и слабоволие. При любых условиях овладения ребенком ощущения автономии развивается её доверие, непосредственность и открытость к миру.

    Конфликт между инициативой и виной – последний в дошкольном возрасте, какой называют «возрастом игры». Он соотносится с фаллической стадией в теории З. Фрейда и длится от четырех лет до шести. В это время у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет собственно их мир. Они начинают интересоваться трудом других. Успехи в овладении речью и развитие моторики дает возможность контактировать с ровесниками и старшими детьми за пределами дома, расширяет социальное пространство активного участия в разных общественных играх. Это возраст, когда малыши начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними, а жизнь имеет смысл. «Я – то, кем я буду», - становится у ребенка главным чувством идентичности в период игры. Инициатива добавляет автономии способности брать на себя обязательства, планировать, энергично выполнять любые дела или задания, чтобы продвигаться вперед. Кроме того, если родители способствуют выработке самостоятельности у детей, то те чувствуют поддержку собственной инициативы. А чувство вины взрослые вызывают у малышей тогда, когда не позволяют им действовать автономно. Во всех случаях, если ребёнок, подавлен ощущением вины, то будет обнаруживать собственное ничтожество. Такие воспитанники боятся постоять за себя и чрезвычайно зависят от взрослых. Им не хватает целенаправленности или решительности, чтобы поставить перед собой реальную цель и добиться ее достижения. Постоянное ощущение вины может стать причиной патологии, пассивности.

    3. Становление Эго-идентичности в школьном возрасте и в период

    юности

    Четвертый психосоциальный этап развития человека начинается от шести лет и длится до двенадцати и отвечает латентной фазе в теории З. Фрейда. Допускают, что в это время ребенок приобретает культурные элементарные навыки, существенно растут ее способности к логическому мышлению, самодисциплине и взаимодействию с другими. У детей-подростков развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию культуры, учась в школе. Эго-идентичность воспитанника можно сформулировать так: «Я – то, чего научился». Опасным на этой стадии является возникновение чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если школьник сомневается в собственных способностях или статусе в среде ровесников, то это вызывает у него нежелание учиться. Ощущение неполноценности может также развиться, когда сам юный потомок обнаруживает, что его пол, раса, религия, социально-экономический статус определяют личностную значимость и достоинство. В итоге иногда теряется уверенность в способности эффективно функционировать в обществе. Ощущение компетентности и трудолюбия у детей 6-12 лет зависит от школьной успеваемости. Но эти ощущения проявляются не только в соотношении с учебой, но и во взаимоотношениях, в которых разворачиваются поиски индивидуальных и общественных целей. Следовательно, человеческая компетентность – это основа для эффективного участия каждого в разноаспектной деятельности.

    Пора юности совпадает с пятой стадией в схеме жизненного цикла и является важным периодом в психосоциальном развитии человека. Задание, с которым сталкиваются подростки в это время, заключается в том, чтобы совмещать в целостность все знания о себе и интегрировать эти многочисленные образы Я в личную идентичность. Последняя является осознанием, как прошлого, так и будущего, которое выкристаллизовывается из них. В период юности возникают не противоречия между разными психологическими структурами, а скорее конфликт внутри Его, то есть противоречие между идентичностью и ролевым смешиванием. Другими словами, основой всего становится Его и влияние на него социума или группы одногодков.

    Становление Эго-идентичности Э. Эриксон описывает так: «Молодежь, которая развивается, переживает внутреннюю физиологическую революцию. Стремится укрепить свои роли. Юные лица иногда болезненно беспокоятся о собственном внешнем виду. Интеграция, которая появляется в форме Эго-идентичности, – это больше чем сумма отождествлений, приобретенных в детстве. Это - действенный потенциал внутреннего опыта, который с одной стороны, согласовывается с оценкой Эго-тождественности и целостности, а с другой – с отношением других».

    Следовательно, для полноценного формирования себя как социально эффективной личности нужно внутренне самоотождествляться, что является предпосылкой для становления позитивного образа Я и саморазвития. Если близкие рассматривают юношей и девушек целостными и отождествленными, то в тех возникают установки уверенности, самостоятельности и инициативности. В таком случае внутренний и внешний мир молодых людей приобретают желаемую интегрированность и согласованность. Основой благополучного становления человека в период юности является детство. Кроме того, развитие личностной идентичности возникает под воздействием тех социальных групп, с которыми она себя отождествляет иногда этот процесс, может быть сложным и даже драматичным. Например, молодой женщине трудно достичь четкого ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает ее как человека «второго сорта».

    В том случае, когда подростки не достигают личного отождествления, возникает кризис идентичности или ролевого смешивания. Последнее характеризуется неспособностью выбирать карьеру или учиться. Много юношей и девушек, которые страдают этим конфликтом, чувствуют душевное расстройство, отсутствие цели, неприспособленность, отчуждение. Но жизнь насыщенна разнообразными изменениями. Успешное решение проблем на одной из стадий психосоциального развития не дает гарантии, что они не появятся на другой. Следовательно, Эго-идентичность – это борьба на всю жизнь. Позитивной чертой, которая непосредственно связана с успешным выходом из кризиса, является верность. Этот термин употребляют в значении «способности подростка быть верным своим обещаниям, невзирая на неминуемые противоречия в системе его ценностей». Верность дает возможность придерживаться морали, этики, идеологии общества. Причем последняя полнее всего концентрируется в неосознанном наборе ценностей. Система ценностей – это то звено, которое объединяет общество и личность, привлекая ее к сфере социальных отношений, а, следовательно, определяет индивидуальное творение, познание и смысл жизни.

    4. Роль ранней, средней и поздней зрелости в формировании человека

    Шестая психосоциальная стадия формально означает начало взрослой жизни. Это период браков и становления семьи. В течение этого биосоциального интервала люди, сориентированы на получение профессии и устраивания собственной жизни. Лишь теперь личность по-настоящему готово к интимным отношениям, как в социальном аспекте, так и в сексуальном. В это время у человека на одном полюсе находится интимность, а на другом – изоляция.

    Под термином «интимность» теоретик понимает ощущение, которое мы обнаруживаем не только в супружеском варианте, но и к друзьям, братьям, сестрам, родителям и другим родственникам. Но он говорит и о «собственной интимности», то есть о способности «совместить воедино само идентичность с идентичностью к другому человеку без страха того, что что-то будет потеряно в себе». Именно этот аспект интимности рассматривают как необходимое условие крепкого брака. Впрочем, настоящее ощущение идентичности невозможно достичь до тех пор, пока не будет утвердиться стабильная идентичность. Для того чтобы находиться в интимных настоящих отношениях, нужно, чтобы человек осознал то, кто он, то есть имел полное представление о собственной Я-концепции. А вот в юношеской любви каждый пытается проверить свою идентичность, потому использует для этой цели другую личность. Это подтверждается такими фактами: юношеские браки в возрасте от 16 до 19 лет не такие длительные, как тех людей, кому за двадцать. В этом примере видится доказательство того, что большинство, особенно женщины, которые выходят замуж, имеют цель приобрести идентичность через другого человека и благодаря нему. Однако, отстаивая такой принцип, невозможно построить здоровые интимные отношения. Ведь человеческое Я в целом, без настоящего ощущения полнокровного связи с другим, будет существовать формально, отчуждено, депрессивно.

    Известный основатель Эго-психологии рассматривает интимность шире и как что-то более значимое, чем просто сексуальная близость. Она в совершенных проявлениях интегрирует и эмпатию, и открытость, и способность доверяться другому. А главной опасностью на этой психосоциальной стадии является избыточное увлечение собой или избежание межличностных взаимоотношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверчивые взаимоотношения вызывает ощущение одиночества, социального вакуума и изоляции. Ведь такие люди взаимодействуют формально, склонные к поверхностному общению, отмежевываются от настоящего увлечения в отношениях.

    Седьмая стадия касается средних лет жизни. Ее основная проблема – выбор между производительностью и инертностью. Первая проявляется рядом с заботой человека не только за благосостояние следующего поколения, но и за состояние общества, в котором оно будет жить и работать. Следовательно, производительность – это забота старших о тех, кто придет им на смену. В этом случае ощущение самореализации у человека связано с позитивными достижениями ее потомков. Но производительность присуща не только родителям, но и тем, кто вносит что-то новое в воспитание и руководство процессом окультуривания потомков.

    Если у взрослых людей способность к производительной деятельности настолько высока, что преобладает над инертностью, то появляется позитивная черта – забота. Она является психологической противоположностью безразличия и апатии. Забота возникает из ощущения, что кто-то или что-то имеет значение для человека. Она заключается в расширении взятых на себя обязанностей заботиться о других, результатах и идеях, к которым лицо проявляет интерес. Поэтому забота – это не только ощущение обязанности, но и собственное стремление внести что-то ценностное в жизнь потомков.

    Те лица, кому не удается заняться производительным накоплением, постепенно переходят в состояние сосредоточения на самом себе, для которого главной целью жизни являются личные потребности и материальные выгоды. Эти люди не беспокоятся ни о ком, ни о чем, они лишь потакают своим желанием. С потерей производительности личность перестает функционировать как деятельный субъект общества; а жизнь превращается в удовлетворение потребностей.

    Последняя психосоциальная стадия, которая охватывает возраст от 65 лет и до смерти, подытоживает жизнь человека. Это время, когда каждый пересматривает свои жизненные решения, вспоминает достижение и неудачи. Практически во всех культурах указанный период знаменует начало старости, когда человек теряет физические силы, здоровье и ведет скромную жизнь. В это время субъективное переживание времени пожилым человеком направляется на разнообразные личностные заботы, воспоминания о прекрасном прошлом. Поэтому фаза полной зрелости характеризуется не столько психосоциальным кризисом, сколько оценкой всех предыдущих стадий развития Эго, то есть подводит определенный итог реализации личности в жизни. «Только у того – кто каким-то образом беспокоился о делах и людях, переживал триумфы, поражения, вдохновлял других, произносил идеи – могут постепенно созревать плоды семи предыдущих стадий, - такое определение Э. Эриксон дал Эго-интеграции».

    Ощущение интеграции Эго возникает через способность человека анализировать всю собственно прошлую жизнь и способность сказать себе: «Я доволен». Смерть такого человека не пугает, поскольку она видит продолжение себя в потомках или в продуктах творчества. Ведь только в старосте возникает настоящая зрелость и ощущение «мудрости прожитых лет. Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом своей смерти».

    На противоположном полюсе находятся люди, которые относятся к собственному бытию как к сгустку нереализованных возможностей и ошибок. На склоне жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать новые пути, чтобы почувствовать целостность Я. Отсутствие интеграции проявляется в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачи и беспокойства о том, что что-то «может случиться». Такие люди по большей части сожалеют, что невозможно прожить жизнь сначала, чтобы исправить допущенные ошибки. А иногда случается так, что чрезвычайно тотальное чувство грусти, жалость или печаль могут привести к сильному ожесточению и даже паранойе. Тогда общераспространенным страхом у таких людей становится внутренний страх не доживать в доме людей преклонных лет. Напротив, чтобы сохранить ощущение Эго-интеграции старшие люди должны активно участвовать в определенных видах деятельности – воспитании внуков, политике, путешествиях. Это даст им возможность сохранить собственную жизнеспособность, то есть целостность своего Я.

    5. Эго-интеграция личности в контексте жизненного поступка

    Жизненный путь был объектом исследований многих известных психологов: Эрика Эриксона, Сергея Рубинштейна, Бориса Ананьева и других. Но совместить его с путем творческим сумел украинский психолог и философ Владимир Роменец. Жизненный путь – это ее индивидуальная история, которая имеет свои границы, определенные периоды, меру завершенности, исчерпанности. Творческий путь есть путём постоянных модификаций личностного мира, цель которого – творение человеком самого себя. Сочетание жизненного пути личности с творческим в психологии называют Эго-интеграцией.

    Эго-интеграция – объединение всех своих Я в системно функциональную целостность.

    В мире существует много конфликтов, неопределенности, испытаний, надежд, разочарований. Но ядром решения всех явных и скрытых противоречий, которые вызывают психосоциальные внутренние кризисы Я, является человеческий поступок. Он не может быть полностью завершен, поскольку в нем личность стремится к самосовершенствованию, приближает реальное Эго к идеальному, духовному. По мнению В. Роменца, поступок – это итог предыдущего этапа жизни и внутреннее направление человека к следующему. Ведь лишь через поступок можно погрузиться в глубину бытия. Поэтому жизненное поле ученый предлагает рассматривать как цепочку важных поступков, которые дают возможность человеку достичь индивидуальной и общественной цели.

    Поступок – центральное звено, ячейка всех возможных форм человеческой деятельности, и не только моральной. Он объективирует отношения между личностью и материальным миром, уменьшает несоответствие идеального Я с Я-реальним, а, следовательно, приближает человека к цели. Основным критерием, за которым определяется поступок, - по убеждению украинского психолога Виталия Шатенка, - это создание нового. Кроме того, не существует такого состояния, в котором бы действие не имело значения поступка. У человека оно выделяется моральным, эстетичным, познавательным аспектом как выражением активного отношения к миру, природе.

    Высокие в моральном понимании, поступки людей широко представлены в литературных источниках, хотя в реальной жизни обычных людей настоящие поступки случаются не так уже и часто. Так, в истории некоторых народов существовала традиция, по которой «проблему старых людей» решали очень просто, – путем убийства.

    Существуют поступки, которые вообще могут не обнаруживать себя внешне, например, когда в результате напряженной внутренней борьбы с самим собой индивид кардинально изменяет свою жизненную позицию, отношение к себе или к окружающим, или к делу, считавшемуся самым главным в жизни. Это – поступки умалчивания, удержания, внутреннего несогласия, а также клятва себе как психодуховный поступок.

    Следовательно, если рассматривать поступок в широком понимании слова, то это универсальный механизм самовоссоздания бытия всего сущего. Другое дело, что на разных его уровнях поступок приобретает разнообразные формы и смыслы. Поступок – это средство, и цель исторического продвижения человечества. От поступка через поступок и к поступку – именно такой видится логика духовно психологического развития человеческой цивилизации.

    Решительной силой жизненного и творческого пути является содержание анализа психологически последовательных возрастных этапов, на которые разделяется человеческое бытие. В.Романец предлагает периодизацию отмеченного пути личности, создав ее через собственную концепцию поступка.

    Следовательно, первый этап жизненного и творческого пути, - отмечают украинские психологи Виталий Шатенко и Татьяна Титаренко, - появляется как мир первичного опыта и любознательности, наивной веры. Согласия со всем, что окружает, поскольку сложность большого мира, неповторимость каждого живого существа пока еще не раскрыты. Это период большой внушаемости и первых острых реакций на неожиданности. В то же время он не является этапом полной зависимости и пассивности. В игре, фантазии ребенок живет настоящей жизнью, изучает разные формы творческой деятельности. Драматичный процесс познания из первых ее шагов касается тонкостей понимания жизни, смерти, бессмертия.

    Второй этап условно сопоставляют с подростковым возрастом. Подросток живет под знаком необычного, ища его и находя. Этот период жизни является достаточно значимым для развертывания самостоятельной активности. Творческие задания, которые подросток решает, являются абсолютно экзистенциальными.

    Следующий шаг на жизненном и творческом пути, - пишут исследователи, - делает юная личность с ее абсолютным «да» и абсолютным «нет», ее желанием обязательно спасти мир, который переполнен злом. Она готова разносторонне изменять и саму себя, совершенствуя собственные возможности. Жизнь и смерть она воспринимает как потребность самопожертвования во имя другого человека. Появление собственной семьи, потомков налагает на молодого людей обязанность жить, помогая родным. Поступки становится реальнее и индивидуальнее. Совершить морально для молодого человека – это не только придерживаться общепринятых норм, а еще и обогащать моральное, изменять его, продвигаясь вперед к моральному идеалу.

    Следующий этап жизни имеет название зрелости и является ответственным временем осуществления жизненных замыслов. Личностная зрелость, как подходяще заметил В.А. Романец, является достаточно редким явлением.

    В зрелые годы человек реалистично планирует собственную жизнь, взвешивая все возможности. Он реализует свою завершенность, прежде всего в творческой деятельности, преимущественно поглощенный ею. Но не чувствует, что каждый творческий акт приближает завершение жизни, будто вычерпывая её и содержание, и форму. Поэтому зрелость – это всегда полное сочетание универсального и уникального как высшего проявления индивидуального.

    Выводы

    Подход Э. Эриксона является развитием концепции З. Фрейда, только сориентирован он на социокультурный контекст становления сознательного Я индивида – Эго. Проблематика Я-концепции рассматривается сквозь смысловое наполнение Эго-идентичности, которая понимается, как образованный на биологической основе продукт определенной культуры.

    Жизненный цикл человека содержит восемь психосоциальных стадий. Для них характерные определенные кризисы, а в случае их позитивного решения последовательно возникают такие новообразования в сознании личности: надежда, сила воли, цель, компетентность, верность, любовь, забота, мудрость. Развитие Эго человека происходит в течение всего жизненного цикла, то есть от момента ее рождения к состоянию глубокой старости.

    Во время развития Я личности особенное внимание следует уделить факторам родительского воспитания и культуре.

    В процессе формирования чувства Эго-идентичности и Эго-интеграции важное значение имеет способность воспринимать разные ситуации как отдельные звенья единственного, непрерывного в своём последующем опыте индивида.

    Процесс образования Эго-интеграции Э. Эриксон рассматривал сугубо через позитивное разрешение психосоциального кризиса в культурном взаимодействии, а В.А. Роменец - в цикле сочетания жизненного пути с творческим.

    В продолжение темы:
    Организация ЕГЭ

    (значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

    Новые статьи
    /
    Популярные