Самые известные произведения новеллы матвеевой. Мотив детства в поэзии новеллы матвеевой

Матвеева Новелла Николаевна - прекрасная советская и русская поэтесса. Она одной из первых начала класть стихи на музыку и исполнять их под гитару, положив начало целому поколению поэтов-бардов. О жизни и творчестве этой удивительной женщины мы и поговорим в этой статье.

Новелла Матвеева: биография. Семья

Родилась Новелла Николаевна 7 октября 1934 года в городе Пушкине (в то время он назывался Царским Селом), расположенном в Ленинградской области. Ее отец Николай Николаевич Матвеев-Бодрый по образованию был географ и имел профессорскую степень в этой области, работал историком-краеведом Дальнего востока, входил в состав Всесоюзного географического общества. По натуре был романтиком, отсюда и имена детей - Роальд и Новелла. Мать будущей поэтессы Надежда Тимофеевна преподавала в школе литературу, увлекалась сочинением стихов и даже публиковала свои творения в различных газетах и журналах под псевдонимом Матвеева-Орленева.

Как видно, не первой писательницей в семье стала Новелла Матвеева. Биография поэтессы также указывает на то, что не только мать занималась литераторством. Ее дедушка Матвеев-Амурский Николай Петрович, проживший в Японии много лет, был писателем, и именно ему принадлежит авторство «Истории города Владивостока». И в довершение, двоюродный брат Новеллы Николаевны и ее супруг также были писателями.

После окончания школы поэтесса работала с 1950 года по 1957 в детском доме Щелковского района (Московская область). После этого заочно поступила на высшие литературные курсы, проходившие при Литературном институте им. Горького, которые окончила в 1962 году.

А в 1961 поэтессу приняли в ряды членов Союза писателей СССР.

Начало творческого пути

Впервые под влиянием матери взялась за написание стихов Новелла Матвеева. Биография нашей героини вообще свидетельствует о том, что мать играла в ее жизни большую роль. Надежда Трофимовна была очень незаурядной личностью, интересовалась культурой и обладала огромным артистизмом. Женщина питала особую страсть к поэзии и любила читать стихи, в чем была настоящим мастером. Именно мать впервые познакомила Новеллу с Пушкиным, произведения которого часто декламировала. У Матвеевых всегда в доме была музыка, несмотря на отсутствие радио и магнитофона. Надежда Трофимовна кроме поэзии, обожала музыку и часто пела романсы, цыганские, итальянские и русские песни.

Поэтому совсем не удивительно, что первые стихи Новелла сочинила, будучи еще ребенком, в военные годы. Произошло это в Монинском госпитале, куда девочка попала из-за авитаминоза, давшего осложнение на глаза. В эти же годы в том госпитале работал политруком ее отец. Именно он первым увидел творение дочери. Также в детские годы Новелла пробовала сочинять музыку и класть на нее стихи различных поэтов, среди которых Фет, Лермонтов, Шекспир, Агнивцев, Гладков и пр.

Первая публикация

Впервые опубликовала свои стихи в 1957 году Новелла Матвеева. Песни - самая большая страсть поэтессы, поэтому не удивительно, что в газете появилось произведение именно этого жанра. Необычно то, что это была пародия на песню «Пять минут» из кинокартины «Карнавальная ночь». После этого писательницу стали публиковать постоянно. Ее стихи появлялись на страницах газет и журналов, среди которых «Енисей», «Советская Чукотка» и пр. Позднее на поэтессу обратили внимание и более крупные литературные издания.

Напечатать первые сборники стихов Матвеевой было довольно сложно, и ей пришли на помощь поэты Давид Кугультинов и Игорь Грудев.

Много обрела знакомых среди литераторов Новелла Матвеева. Биография поэтессы свидетельствует о том, что ей не раз помогали на творческом пути такие известные личности, как С. Маршак, М. Атабекян, К. Чуковский, В. Чивилихин, Н. Старшинов, Ю. Воронов и пр. Особо восхищался стихами Матвеевой Чуковский. Писатель, услышав ее «Солнечного зайчика» даже запрыгал от восторга.

Популярность

Творческая судьба Матвеевой сложилась очень хорошо - ее очень быстро заметили и сразу же полюбили. В начале 60-х годов 20 века простая девушка из провинции с прекрасным голосом и старенькой гитарой смогла завоевать столицу, а затем покорила и страну. Ее песни быстро полюбились и стали звучать из магнитофонов по всей стране. Произведения Матвеевой вошли в первый бардовский сборник Советского Союза - это была пластинка, носившая названия «Песни» и выпущенная в 1966 году. Позднее она еще не раз была издана, но так и осталась редким изданием.

Творчество Новеллы Матвеевой всегда отличалось невероятной энергией и жизнелюбием, что, несомненно, является отражением личностных качеств поэтессы. В 1972 году Матвеева начинает писать музыку для стихов Ивана Киуру. Самые известные произведения этого периода: «Песня погонщика мула», «Водосточные трубы», «Страна Дельфиния», «Шарманщик».

Особенности поэзии

Чаще всего обращалась в своих произведениях к лирико-романтической тематике Новелла Матвеева. Стихи поэтессы отражают возвышенные гуманистические порывы человеческой души. Ее лирический герой - мечтатель и фантазер, окруженный красочным и чудесным миром природы. Можно сказать, что писательница в полной мере унаследовала романтические пристрастия своего отца. Ее поэзия очень светла и жизнерадостна. В ней нет жестокости, грязи, низменных чувств.

Уверенность в жизни и невероятный оптимизм передает своим произведениям Новелла Матвеева. Песни, однако, не единственное, что писала поэтесса. Много она сочиняла и для детей, а также занималась переводами, писала эпиграммы, пародии, статьи, посвященные литературе и искусству. Она опубликовала более тридцати книг, среди которых стихи, проза и переводы. А как автор-исполнитель Матвеева записала немалое количество пластинок, последняя вышла в 2000 году - это был сборник «Лучшие песни», выпущенный «Московскими окнами».

Последние годы и смерть

Очень легко нашла путь к сердцу слушателя Новелла Матвеева. Стихи и песни поэтессы до сих пор пользуются популярностью и многим знакомы.

Среди творческих работ писательницы также есть детская пьеса «Предсказание Эгля», которая впервые была поставлена на сцене московского Центрального детского театра. Произведение, кроме всего прочего, включало 33 авторские песни поэтессы.

Матвеева Новелла Николаевна за свою долгую жизнь сталкивалась и с невзгодами, непониманием критиков и творческими неудачами, однако этому не удалось сломить ее волю. До последних дней она продолжала работать и выступать. Последние годы прожила в Москве. Скончалась 4 сентября 2016 года.

Книги

Многочисленные книги поэтессы можно и сегодня найти на прилавках книжных магазинов. Самые популярные - сборники стихов. Среди которых можно выделить следующие: «Кораблик», «Солнечный зайчик», «Кассета снов», «Караван», «Жасмин». Кроме того, издано также несколько прозаических произведений, а также книг для детей.

Довольно много произведений написала за свою жизнь Новелла Матвеева. Сколько лет она занималась поэтической деятельностью? На этот вопрос можно очень легко ответить - всю свою жизнь, с самого детства и до последнего вздоха. Поэтесса буквально жила своим творчеством.


Русский поэт, прозаик, бард, драматург, литературовед.
Родилась 7 октября 1934 г. в Царском Селе (ныне город Пушкин) Ленинградской области. Окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького (1962).

Член Союза писателей СССР с 1961 г. Песни пишет на свои стихи, а также на стихи поэта Ивана Киуру, за которого вышла замуж в 1963 г.

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором. В 1961 году ее приняли в Союз писателей СССР.

В поэзии Новеллы Матвеевой преобладает лирико-романтическое начало. Она отражает высокие гуманистические чувства человека, его мечты и фантазии, окружающий его красочный мир природы. Много пишет она и для детей. Кроме того, Новелла Матвеева занимается переводами, пишет пародии и эпиграммы, выступает со статьями по вопросам литературы и искусства.

Всего ее перу принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов. Среди них: "Лирика" (1961), "Кораблик" (1963), "Душа вещей" (1966), "Солнечный зайчик" (1966), "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978), "Закон песен" (1983), "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Избранное" (1986), "Хвала работе" (1987), "Нерасторжимый круг" (1991), "Мелодия для гитары" (1998), "Кассета снов" (1998), "Сонеты" (1998), "Караван" (2000), "Жасмин" (2001).

Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: "Песни" (Мелодия, 1967), "Стихи и песни" (Мелодия, 1966), "Дорога - мой дом" (Мелодия, 1982), "Музыка света" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), "Баллады" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), "Мой вороненок" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), "Рыжая девочка" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски "Какой большой ветер" (ASP, 1997), "Девушка из харчевни" (ASP, 1997), "Новелла Матвеева" (Moroz Records, 1999), "Лучшие песни" (Московские окна, 2000), "Отчаянная Мэри", "Трактир "Четвереньки".
В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Н. Матвеевой "Предсказание Эгля" - свободная фантазия по мотивам А. Грина, содержащая 33 ее авторские песни.

Перу Новеллы Матвеевой принадлежат сотни публикаций в периодической печати. Ее творчеству посвящено более сотни статей известных поэтов, литераторов, критиков и литературоведов. Среди их авторов Е. Евтушенко, Л. Аннинский, Е. Винокуров, В. Огнев, З. Паперный, В. Лакшин, С. Маршак, С. Чупринин, Г. Красников, Б. Окуджава, Е. Камбурова, Д. Гранин, Я. Смеляков, В. Цыбин, Б. Слуцкий, В. Берестов, А. Урбан, Ю. Смелков и др.
Личные невзгоды, встречавшееся подчас непонимание некоторых критиков, искусствоведов, редакторов и издателей не сломили волю Новеллы Николаевны. Она продолжает активно работать на радость многочисленных поклонников ее творчества. В 1998 году Н.Н. Матвеева удостоена звания лауреата Пушкинской премии в области поэзии.
Умерла: 4 сентября 2016 г.

Вы объяснили музыку словами.
Но, видно, ей не надобны слова -
Не то она, соперничая с вами,
Словами изъяснялась бы сама.
И никогда (для точности в науке)
Не тратила бы времени на звуки.

Набегают волны синие.
Зелёные? Нет, синие.
Как хамелеонов миллионы,
Цвет меняя на ветру.
Ласково цветёт глициния -
Она нежнее инея...
И город Кенгуру.

Это далеко! Ну что же? -
Я туда уеду тоже.
Ах ты, Боже, ты, мой Боже,
Что там будет без меня?
Пальмы без меня засохнут,
Розы без меня заглохнут,
Птицы без меня замолкнут -
Вот что будет без меня.

Да, но без меня в который раз
Отплыло судно "Дикобраз".
Как же я подобную беду
Из памяти сотру?
А вчера пришло, пришло, пришло
Ко мне письмо, письмо, письмо
Со штемпелем моей Дельфинии,
Со штампом Кенгуру.

Белые конверты с почты
Рвутся, как магнолий почки,
Пахнут, как жасмин, но вот что
Пишет мне моя родня:
Пальмы без меня не сохнут,
Розы без меня не глохнут,
Птицы без меня не молкнут...
Как же это без меня?

Набегают волны синие.
Зелёные? Нет, синие.
Набегают слезы горькие...
Смахну, стряхну, сотру.
Ласково цветёт глициния -
Она нежнее инея...
А где-то есть земля Дельфиния
И город Кенгуру.


На землю, для их обновленья приходят поэты.
Под звёздами с ними не страшно: их ждёшь, как покоя.
Дверь откроют и спросят так важно: «Ну, что здесь такое?
Опять непорядок на свете без нас!»

(Кругом суета:
Мышь ловит кота,
К мосту рукава пришиты...
У всякой букашки просит защиты
Бедный великан!
Зелёный да алый
На листьях дымок;
Их бархат усталый
В жаре изнемог...)

Вступая с такими словами на землю планеты,
За дело, тряхнув головами, берутся поэты:
Волшебной росой вдохновенья кропят мир несчастный
И сердцам возвращают волненье, а лбам - разум ясный.
А сколько работы еще впереди!

Живыми сгорать,
От ран умирать,
Эпохи таскать на спинах,
Дрожа, заклинать моря в котловинах,
Небо подпирать!
(Лучами блистает
Роса на листе,
Спеша, прорастает
Зерно в борозде.)

Привет сочинителям славным, чьи судьбы предивны!
Но колбасникам, тайным и явным, поэты противны -
Что в чужие встревают печали, вопросы решают...
«Ах, вопросы нам жить не мешали: ответы - мешают!»
И скажут ребятам такие слова:

«Вы славу стяжали,
Вы небосвод
На слабых плечах держали,
Вы горы свернули,
В русло вернули
Волны грозных вод...»
Потом засмеются
И скажут потом:
«Так вымойте блюдце
За нашим котом!»

Когда потеряют значенье слова и предметы,
На землю, для их обновленья, приходят поэты,
Их тоска над разгадкою скверных, проклятых вопросов -
Это каторжный труд суеверных старинных матросов,
Спасающих старую шхуну Земли.

* Песня была написана в 1963 году

Предсказание Эгля

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слез.
В мире много зла, но не надо все принимать всерьез.
Ты не верь земле, черствой и сухой, -верь волне морей.
Пусть она скользит, дразнит и грозит -больше правды в ней.

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.
Видишь тот обрыв и простор морской -посмотри туда.
Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.
С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг из далеких стран, из других широт.
Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдет,
И прекрасный принц, сказочный герой, нареченный твой,
Весел и умен, строен и высок, ступит на песок.

Слушай, он затем только приплывет, чтоб тебя спасти.
Если он тебя сразу не найдет, ты его прости!
Ступит на песок -радость на лице сильная, как боль, -
Скажет: "Добрый день!" Спросит он: "А где тут живет Ассоль?"

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слезы с них сотри.
Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.
Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов -это за тобой.

Цвел ли, не цвел ли в низине жасмин...

Цвел ли, не цвел ли в низине жасмин,
В легком тумане - сквозил, не сквозил?
Бедный сказитель минувших годин,
Все-то ты выдумал, все исказил!

Знаешь другое, а помнишь - одно.
Твердую быль отгоняешь, как дым.
Мутное, сорное, черное дно
Все тебе кажется дном золотым!

Царственным шагом проходят года,
Краденым блеском украсив чело...
Черпать из детства мы будем всегда,
Хоть бы и не было в нем ничего!

Ал ли, не ал ли был ранний закат?
Звал ли, не звал ли огонь вдалеке?
Темной дорогой ушел Фортунат, -
Звон самозваный в пустом кошельке.


Девушка из харчевни

Любви моей ты боялся зря -
Не так я страшно люблю.

Встречать улыбку твою.

И если ты уходил к другой
Иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.

Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.


Туман, ветер и дождь.
А в доме событье - страшнее нет:
Из стенки вынули гвоздь.

Туман, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.

Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.

Любви моей ты боялся зря.
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.

И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь…
А что я с этого буду иметь,
Того тебе не понять.

Новелла Матвеева

Девочка и пластилин

Стихи H.Матвеевой
Музыка С.Никитина

Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо -
Назову её дурёха,
Если клоун выйдет плохо -
Назову его дурак.

Подошли ко мне два брата.
Подошли и говорят:
"Разве кукла виновата?
Разве клоун виноват?
Ты их лепишь грубовато,
Ты их любишь маловато,
Ты сама и виновата,
А никто не виноват".
Ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля.

Я леплю из пластилина,
А сама вздыхаю тяжко,
Я леплю из пластилина,
Приговариваю так:
Если кукла выйдет плохо -
Назову её... бедняжка,
Если клоун выйдет плохо -
Назову его... бедняк.

Я мечтала о морях и кораллах...

Стихи H.Матвеевой
Музыка Флярковский А.

Я мечтала о морях и кораллах.
Я поесть хотела суп черепаший.
Я шагнула на корабль, а кораблик
оказался из газеты вчерашней.

То одна зима идет, то другая.
За окошком все метель завывает.
Только в клетках говорят попугаи,
а в лесу они язык забывают.

А весною я в разлуки не верю,
И капели не боюсь моросящей.
А весной линяют разные звери.
Не линяет только солнечный зайчик.

У подножья стали горы-громады.
Я к подножию щекой припадаю.
Но не выросла еще та ромашка,
на которой я себе погадаю.

7 октября - юбилейный день рождения у поэтессы Новеллы Николаевны МАТВЕЕВОЙ , мастера, чьи стихотворения и песни надо бы соприкоснуть с детством каждого человека, с каждой жизнью… А 1 февраля текущего года был юбилей поэта Ивана Семёновича КИУРУ (1934–1992), мужа Матвеевой.

И сегодня любимый человек, творческий единомышленник, друг, советчик и защитник продолжает жить в сердце и творчестве Новеллы Николаевны. Она посвящает его памяти стихотворения («Сибирь», «Уходящий век», «Тряпичники», «Овсяные гусли», «На Чулыме», «Живопись», «Ваза», «Я слышу»), берёт его строки в качестве эпиграфов (как и он при жизни делал по отношению к её поэзии).

Но она считает, что этого недостаточно: “Мне ещё многое нужно сделать: подготовить к изданию книгу Ивана Семёновича - его прозу, стихи. Пишу воспоминания о нём. В этом нахожу силы, в этом вижу свой долг перед его памятью”.

К тому моменту, когда они, одногодки, впервые - ещё студентами - вступили в содружество перевода «Далёкий сад» классика финской поэзии Катри Вали, их уже духовно роднило многое. И прежде всего - детство и юность - в нужде и унижениях. Четыре года спустя после смерти Киуру Матвеева написала стихотворение «Сибирь», в котором, наряду с великолепными пейзажами земли, куда обстоятельства загнали семью дважды репрессированного отца Киуру, были строки, порождённые его стихотворением «Прялка» - о матери, душой рвавшейся на родину.

Матушка за прялкой
Ночи коротала…
Но в стране далёкой
Чайкой одинокой
Мысль её витала, -

вспоминает Киуру, а Матвеева в стихах и в прозе так излагает его биографию:

Там Еловка - деревня твоя,
С материнскою прялкой в избе…
Там недетские думы копил,
С тайным ужасом слушал псалмы
Под соломой, слетающей
с чёрных стропил.

“…Швейную машинку Сусанне Ивановне, матери поэта, пришлось приобретать самой. Эту деталь бытовой «существенности» можно бы и не вспоминать, не будь она, по всей видимости, прямою наследницей той примечательной сибирской прялки, которая казалась ребёнку каким-то жужжащим полубожеством (получеловек-полупрялка), и усыпляющим, успокаивая, и в то же время позволяющим к ночи «своё смятенье на стене читать»… в паспорт… впечатали Ивану Киуру 38-ю статью - знак неблагонадёжности… Скитаться начал… С этого момента уже ВНЕ семьи… Вытегра (лесосплав). Волго-Балтийский канал (работа на землечерпалке)… С безудержной отвагой человека, которому в его шестнадцать лет действительно терять уже нечего, Иван Киуру первым (и частенько - без вызова) шёл на риск… Всё самое трудное и опасное приходилось на долю Ивана Киуру”.

А он, ещё в 1980-м, после семнадцати лет совместной жизни описывает детство и юность Матвеевой так, чтобы были понятны бытовые и духовные истоки её творчества:

“Свои первые стихи Новелла Матвеева сочинила ещё ребёнком, во время войны… Писать Новелла Николаевна стала, видимо, под влиянием своей матери, поэтессы Надежды Тимофеевны Матвеевой-Орленевой, личности весьма незаурядной… печататься ей практически не пришлось (в том же «семейном» сборнике «Мелодия для гитары», из которого я цитирую «взаимобиографии» Киуру и Матвеевой, Надежде Тимофеевне посвящён составленный её дочерью поэтический раздел «Взлёт колонны в синеву…». - Ф.Н. )… большая семья, которую надо было прокормить. Поэтому работала и культработником, и воспитателем в ремесленном, и заведующей столовой…

Когда Николая Николаевича (Матвеева-Бодрого, её мужа. - Ф.Н. ) пытались изобразить «врагом народа», Надежда Тимофеевна обратилась с письмом к правительству… вскоре им пришлось переселиться в шестиметровую каморку (из сводчатой каменной комнаты детдомовского интерната, «очень студёной - даже искры мороза выступали на стенах», но семье самого Киуру в своё время приходилось жить под одной крышей «с семьёй туберкулёзного, с его телятами, курами и прочей живностью». - Ф.Н. )… чтобы не выселили, Новелле, тогда ещё подростку, пришлось устроиться разнорабочей в детдомовское подсобное хозяйство (и в частности - пасти стадо, о чём в её «Пастушеском дневнике» есть примечательные строки, например, «морали» двух басен, написанных в возрасте девятнадцати и двадцати одного года: «Одно лишь ясно мне: теперь я // Не знаю - кто кого пасёт!..» и «К призывам большинства прислушиваться надо, // Но лишь тогда, когда оно - не стадо». - Ф.Н. )… Доводилось чинить маты для парников, стеречь огороды. Когда работа выдавалась вот такая лёгкая, можно было сочинять. Там, например, родилась музыка для «Заклинательницы змей», для «Летучего голландца», для «Баллады Лонгрена» (будущей), для «Бездомного домового» и «Я родился у моря». Это была либо музыка без слов, либо с неустоявшимися текстами”.

Сами хлебнув унижений и нужды, они и героями своих произведений часто избирали людей, гонимых окружающими и судьбой: впавшего в нищенство Рембрандта и посмертно оклеветанных Вийона и Дашкову - Н.Матвеева, казнённого Лорку - И.Киуру.

В этом отношении весьма примечательна органическая связь стихотворения И.Киуру «Песни Лорки» с автобиографической повестью Н.Матвеевой «Дама-бродяга». Когда двух из ряда вон выходящих поэтов травили хозяева и постояльцы Дома творчества и - в силу этого - Новелла Матвеева “в мирное… время… куда бы то ни было… провожала Ивана Семёновича как на фронт… боялась, что его… покончат с собой”. “Нерв звенящий натянут тугою струною, и дрожат на нём горькие слёзы”, - записывал он, а она уточняла в скобках: “разумеется, по другому поводу, так как презренные поводы его перо не обслуживало” - и пронизывала строками стихотворения Киуру всю свою повесть. А ведь причина травли (не примерещившейся ей, о чём свидетельствует Г.Красников, автор предисловия к однотомнику произведений Н.Матвеевой «Мяч, оставшийся в небе») была в их, Матвеевой и Киуру, непохожести, неподвластности “домотворческим” обычаям: “Им, должно быть, опостылело наблюдать, как мы, даже на ходу, на прогулках, всё что-то сочиняем!”

После девяти лет совместной семейно-творческой жизни, в 1972 году, Матвеева стала писать музыку и на стихи Ивана Киуру, а также выступать с ним в общих концертах: “…Всё шло вперемежку - его песня и моя; с моей музыкой и с другой; в моём исполнении и в другом, НИ У КОГО и НИКОГДА так и не возник вопрос: а согласуются ли наши песни жанрово и можно ли их представить вместе?”

Не только песни, но и стихи их творчески близки. Сопоставимы её «Половодье» и его «Закат». И в том, и в другом природа не только одухотворяется, но и выступает в характерном для каждого поэта образе. И это - не исключение. В вошедших во многие сборники песен его «Роща заалела» и её «Водосточные трубы» так же одушевляют вроде бы неживое.

Роща заалела под звездою синей…
Роща встрепенулась,
Роща задрожала.
В ней душа проснулась,
В ней любовь дышала!

Ах, эти трубы!
Сделали трубочкой губы,
Чтобы
Прохожим
Выболтать тайны домов.

(Н.Матвеева)

Более того. Именно благодаря Ивану Киуру Новелла Матвеева значительно расширила свой творческий диапазон: “Иван Семёнович… постоянно спрашивал у меня: «Когда же ты соберёшь книгу сонетов?!.» А что же до циклов «Сонеты к Дашковой» и «Предстательница муз» (о ней же), то именно он и натолкнул меня на их сочинение… Похоже, Иван Семёнович знал и о том, что я посягну и на исследование”.

А поскольку, по Матвеевой, “Сонет есть реплика, // Один бросок угля // В жар прений, // Быстрое высказыванье в споре”, то “двух Академий русских мать”, “душа осьмнадцатого века”, “княгиня книг”, “придумщица мелодий и виршей звонких”, столь близкая по духу самой Матвеевой, удостаивается таких строк:

Так в сердце Вашем, бедном
и геройском,
Сходились, не сходясь, как войско
с войском,
Правдивость нрава и лукавство
века…

А ещё в двух циклах сонетов, посвящённых поэтическим “исследованиям” биографии и творчества Шекспира («Шекспириада» и «Догадки о Шекспире»), - в числе лучших - “И уж так ли мала эта роль?” - “бросок угля в жар прений”, не прекращающихся и сегодня в литературоведении и “на театре”. Судите сами:

… Кто ж помнит голос чести?
Дружит с ним?
Кто совести гражданской слышит
зов?
Как видно, слух наш - не для
голосов.
Раз мы считаем страшное -
смешным!
Раз мы согласны, чтобы мир
забыл
О призраках, встающих из могил!..

Киуру называл лирику Матвеевой “рыцарски щедрой, поскольку она не ворчливо умудрённая, а детски мудрая и всегда на стороне справедливости”. Он успел завершить свой роман-эссе «Дастан об ашугах, или Девушка из харчевни», а та, кому роман посвящён, писала в год кончины Киуру: “…Будучи сам кругом заблокирован, зафлажкован, затёрт, он всяческими способами вызволял меня из бед… помогая мне во всём, в том числе в печатной реализации песен, в заботе о дисках, в устройстве концертов… читал со сцены мои стихи, ругался с моими редакторами… заглавные трудности нашего быта он тоже взваливал на себя”.

И в каждой последующей публикации она вновь и вновь вспоминала о нём. Так, в предисловии к составленному ею же посмертному сборнику произведений И.Киуру «Яблоневая страна» (2004) Н.Матвеева защищает его право на поэтическое “лица необщее выражение”: “...совершенно особый новый верлибр: Иван Киуру. Интуитивнейший и прихотливейший и в то же время какой-то тропически жаркий и небывало крупный! Верлибр, неожиданно наделённый приметами эпоса и, соответственно, столь значительной интонацией… Героический верлибр! - этого ещё не бывало”.

Спустя несколько месяцев после ухода из жизни Ивана Киуру Матвеева в посвящённом ему стихотворении «Живопись» писала:

Свершилось чудо из чудес:
В поэзии - ты Апеллес!
Кому сам Хронос не указ!

Как известно, выражение “черта Апеллеса” означает высокое совершенство, достигнутое упорным трудом.

Матвеева Н., Киуру И . Мелодия для гитары. М.: Аргус, 1998.

Матвеева Н. Сонеты. СПб.: Искусство, 1998.

Киуру И. Яблоневая страна. М.: АПАРТ, 2004.

Матвеева Н. Мяч, оставшийся в небе. М.: Молодая гвардия, 2006.

(Ленинград). Её отец, Николай Николаевич Матвеев-Бодрый - по профессии географ, историк-краевед Дальнего Востока, действительный член Всесоюзного географического общества, по мировоззрению - романтик (отсюда имена детей - Новелла и Роальд). Мать - Матвеева-Орленева Надежда Тимофеевна, преподаватель литературы, поэтесса. Дед, Николай Петрович Матвеев-Амурский, также был писателем и автором первой «Истории города Владивостока», долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат, Иван Венедиктович Елагин (настоящая фамилия - Матвеев) - поэт русского зарубежья.

C 1950 по 1957 годы Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 г. окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького (заочно).

С детских лет пишет стихи, печатается с 1958 г. Первый сборник издан в 1961 году; второй («Кораблик») - в 1963 г. В 1961 г. Матвееву приняли в Союз писателей СССР. В 1970-х у нее выходят книги «Ласточкина школа», «Река» и др. В 1980-х - «Закон песен», «Страна прибоя» и др.

Творчество

С конца 1950-х Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. С 1972 года Новелла Матвеева сочиняет песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру (1934-1992).

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» - фантазия по мотивам произведений Александра Грина , содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

В 1996 года вышла книга воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе». В 1998 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии.

В 2002 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Новелла Николаевна живёт и работает в Москве.

Основные книги

  • «Лирика» (1961)
  • «Кораблик» (1963)
  • «Душа вещей» (1966)
  • «Солнечный зайчик» (1966)
  • «Ласточкина школа» (1973)
  • «Река» (1978)
  • «Закон песен» (1983)
  • «Страна прибоя» (1983)
  • «Кроличья деревня» (1984)
  • «Избранное» (1986)
  • «Хвала работе» (1987)
  • «Нерасторжимый круг» (1991)
  • «Мелодия для гитары» (1998)
  • «Кассета снов» (1998)
  • «Сонеты» (1999)
  • «Караван» (2000)
  • «Жасмин» (2011).

Дискография

  • «Песни» (Мелодия, 1967)
  • «Стихи и песни» (Мелодия, 1966)
  • «Дорога - мой дом» (Мелодия, 1982)
  • «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984)
  • «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985)
  • «Мой воронёнок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Какой большой ветер» (ASP, 1997) CD
  • «Девушка из харчевни» (ASP, 1997) CD
  • «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999) CD
  • «Лучшие песни» (Московские окна, 2000) CD

Биографические материалы

  • Медынский Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой, «Юность», 1966, № 7
  • Приходько В. Душа и плоть поэзии, «Дружба народов», 1967, № 2.
  • Рунин Б. Далёкое и близкое. «Новый мир», 1964, № 5

В Детском Селе (бывшее Царское Село, ныне город Пушкин) Ленинградской области. Ее отец Николай Матвеев-Бодрый был географом, историком-краеведом Дальнего Востока, действительным членом Всесоюзного географического общества. Мать, Надежда Малькова, была преподавателем литературы, поэтессой, печатавшейся под псевдонимом Матвеева-Орленева. Дед, Николай Матвеев-Амурский, был писателем и автором первой "Истории города Владивостока", долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат — Иван Елагин (настоящая фамилия — Матвеев) — поэт русского зарубежья.

В 1950-1957 годах Новелла Матвеева работала в детдоме Щелковского района Московской области.

В 1962 году заочно окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького.

Писать стихи Новелла Матвеева начала с детских лет. Первой ее публикацией стала в 1957 году пародия на песенку "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". С 1959 года стихи Матвеевой стали регулярно печататься в центральных газетах.

В 1961 году вышел первый сборник поэтессы "Лирика", в 1963 году издан второй сборник "Кораблик", в 1996 году — "Душа вещей" и др. В 1969 году издана поэма "Питер Брейгель Старший".

В 1970-х годах вышли ее книги "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978) и др.

В 1980-х годах были изданы "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Хвала работе" (1987).

В 2000-х годах вышли ее сборники "Караван", "Жасмин" и "Девочка и пластилин".

С конца 1950-х годов Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре, став одним из основателей жанра авторской песни. С 1972 года Новелла Матвеева сочиняла песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру (1934-1992).

Также Матвеева писала песни на стихи Уильяма Шекспира и русских поэтов Михаила Лермонтова и Афанасия Фета. В 1966 году вышла первая ее пластинка с песнями — первая бардовская пластинка в СССР, впоследствии неоднократно переиздававшаяся.

Среди лучших песен — "Кораблик", "Ветер", "Девушка из харчевни", "Караван", "Окраины", "Цыганка-молдаванка", "Страна Дельфиния", "Испанская песня", "Шарманщик".

С 1961 года она была членом Союза писателей России.

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой "Предсказание Эгля" — фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни поэтессы.

В 2009 году был из 14 песен Новеллы Матвеевой в исполнении группы "Сегодня в мире".
Матвеева — автор книги воспоминаний "Мяч, оставшийся в небе" (1996).

Новелла Матвеева была удостоена Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за 2002 год (за сборник стихотворений "Жасмин").

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные