Логопедическое занятие «Дифференциация К - Г. Занятие «Дифференциация Г-К в словах, предложении Различение г к

Цель: закрепить знаний о звуках [Г, Г" – К, К "] и буквах Г, К.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение дифференцировать звуки[Г, Г" – К, К"] на слух и в произношении: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
  2. Закреплять артикуляционные укладов звуков [Г]-[К];
  3. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику, уметь согласовыватья движения и речь;
  2. Развивать познавательные психические процессы: внимания, памяти, мышления;
  3. Развивать фонематические процессы.
  4. Развивать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать коммуникативную культуру.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Настал новый день, вы пришли на логопедическое занятие. Улыбнитесь мне, улыбнетесь друг другу.
- Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос и поднимите правое плечо. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Ещё раз: вдох через нос, поднять левое плечо, выдох через рот. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы.
- Для того, чтобы правильно, красиво говорить, возьмём зеркала, выполним артикуляционную гимнастику для языка.
«Заборчик»
«Трубочка»
Чередуем: «Трубочка» - «Заборчик»
«Лопатка»
«Горка»
Чередуем: «Лопатка» - «Горка»

II. Введение в тему занятия.

Отгадайте загадки:
1. Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? (кукушка)
- Назовите первый звук в слове кукушка.
2. Я в любую непогоду уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый …. (гусь)
- Назовите первый звук в слове гусь.
- Над различением каких парных согласных мы будем работать на занятии?
- Запишите в тетрадях дату.

III. Работа с учебно-тренировочными заданиями.

Сегодня на занятии нам будут помогать гномик. Он изображён на слайде. Он нам будет давать задания на компьютере. Приготовьтесь выполнять его задания.

Задание №1. Уточнение характеристики звуков [к, к" - г, г"].

Произнесите звуки [к, к" - г, г"].
1. Выберите правильную характеристику звуков [г], [г"] - [к], [к"]
а) Звуки [Г], [Г"] - гласные, звонкие
Звуки [К], [К"] - гласные, глухие
б) Звуки [Г], [Г"] - согласные, глухие
Звуки [К], [К"] - согласные, звонкие
в) Звуки [Г], [Г"] - согласные, звонкие
Звуки [К], [К"] - согласные, глухие(правильный ответ)
2. Выбери правильную характеристику звуков [г], [г"] - [к], [к"]
а) Звук [Г] - согласный, звонкий, мягкий
Звук [Г"] - согласный, звонкий, твёрдый
б)Звук [Г] - согласный, звонкий, твёрдый
Звук [Г"] - согласный, звонкий, мягкий (правильный ответ)
в) Звук [К] - согласный, звонкий, мягкий
Звук [К"] - согласный, звонкий, твёрдый
г)Звук [К] - согласный, глухой, твёрдый
Звук [К"] - согласный, глухой, мягкий(правильный ответ)
3. Звуки [Г] - [К] относятся друг к другу, как:
а) Твёрдые - мягкие согласные
б) Ударные - безударные гласные
в) Парные согласные(правильный ответ)
г) Гласные-согласные
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.

Задание №2. Выделение звуков [Г], [Г"] - [К], [К"] из слов.

1. Посмотрите на картинки. В какой группе картинок слова содержат звуки [Г - Г"] ?
Предложены картинки:
- корова, груша
- корзина, корона
- гриб, гитара
- кукуруза, гранат
- В какой группе слов встречаются звуки [г - г"]?Запишите эти слова, подчеркните букву г.

2. Посмотри на картинки. В какой группе картинок слова содержат звук [к] ?
Предложены картинки:
- гриб, гиря
- кормушка, горох
- комары, грач
- куры, козлята
- Назовите картинки в каждой группе.
- В какой группе слов встречается звук [к]? Запишите эти слова, подчеркните в них букву к.

3. Найдите лишнюю картинку?Почему она лишняя?
Предложены картинки:
- гриб, горы, картина, градусник
- клетка, корыто, кроссовки, гроза
- Назовите картинки в каждой группе. Какое слово лишнее?

4. Прочитайте и отгадайте загадки.В названии какой отгадки мы слышим звук [к]?
а) Чёрный, проворный летает,
Червяков на пашне хватает,
Летом он за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (грач)
б) Красные лапы,
Длинная шея,
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки. (гусь)
в)Не говорит, не поёт
А кто к хозяину идёт, -
Она знать даёт.(собака)
Гимнастика для глаз.
Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза.Выполнить круговые движения глазными яб¬локами с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

Задание №3. Звукобуквенный анализ слов

1. Какая схема слова соответствует данной картинке?
Предложены картинки: клетка, лягушка.
Предложены 4 схемы к каждому слову.
К слову клетка - правильная схема №2
К слову лягушка - правильная схема № 4

2. Посмотрите на картинки. В каком слове звук [г] стоит на том же месте, что и в слове огурец?
Предложены картинки: морковь, гусь, огород, якорь, ботинки, капуста.
- Произнесите слово огурец. Какой по счёту звук [г]? (второй)
- Назовите предметы, изображённые на картинках.
- В каких словах встречается звук [г]?
- В каком слове звук [г] первый?

3. Назовите картинки. Определите, какие звуки [Г - Г"] или [К - К"] в данных словах, подберите к ним соответствующие схемы.
Предложены картинки: гриб, груша, ключ.

- Определите, какие звуки [г - г"] или [к - к"] в данном слове. Выберите соответствующую схему.
Гриб - буква г, схема №2
Груша - буква г, схема №1
Ключ - буква к, схема №1

4. Определите, какой звук [г] или [к] в слове, каким по счёту он стоит?
Предложены картинки: рукавицы, виноград.
- Назовите, что изображено на картинке?
- Какой звук [г] или [к] в данном слове.Определите, какой по счёту он стоит.

Физминутка.

Для начала мы с тобой повращаем головой.
Оборот и оборот, а потом наоборот.
Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх. Ну, дружочек, не ленись!
Повороты влево – вправо, это лёгкая забава.
Нам известно всем давно – там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать, надо много приседать.
А теперь ходьба на месте, это тоже интересно.
Отдых кончен наш, ребята, нам пора опять за парты.

Задание № 4 Восстановление слов и предложений с буквами Г - К.

1. Вставьте в слова пропущенные буквы г или к.
Мыш _ а, _ ошка, ма _азин, доро _ а, ва _ он
(мышка, кошка, магазин, дорога, вагон)

2. В написании каких слов пропущены слоги ГА - ГУ - ГИ?
ГА: ру __ (ка), вью __ (га), но __ (га), ре __ (ка), соба __ (ка), ду __ (га).
ГУ: (гу) _ си, (ку) __ ры, (гу) __ сыня, (гу) __ док, (ку) __ рорт.
ГИ: (ки) __ но, (ги) __ мнаст, кру __ (ги), кни __ (ги), рубаш __ (ки).

3. В написании каких слов пропущены слоги КА - КО - КИ?
КА:(ка) __ мыш, (га) __ зета, гор __ (ка), сто __ (га), вет __ (ка).
КО:(ко) __ за, ва __ (го)н, (ко) __ ньки, (ко) __ лено, (го) __ нки.
КИ:(ки) __ пяток, (ги) __ ри, (ки) __ лометр, на __ (ки)пь, (ги) __ гиена.
- Определите, в каких словах пропущены данные слоги.

4. Подберите подходящее по смыслу слово.
Скоро к нам придут (гости, кости). Около дома вырос (густ, куст) смородины.
На крыше дома сидит (год, кот). За нашим домом (гора, кора).
- Сколько слов в первом предложении? Запишите это предложение. Составьте к нему графическую схему.
Аналогичная работа проводится со вторым, третьим, четвёртым предложением.

5. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки.
Сегодня на уроке мы отгадывали закадки(загадки). Подул сильный ветер, закремел (загремел) кром (гром). В лесу гукует (кукует) гукушка (кукушка). Галя раскрашивает гартинку (картинку) цветными гарандашами (карандашами). В лесу ребята собрали белые крибы (грибы) и спелые якоды (ягоды). Дождь перестал и выклянуло (выглянуло) солнышго. (солнышко).

V. Итог занятия. Рефлексия.

Над различением каких звуков вы работал сегодня на занятии?
Все ли задания вам удалось выполнить?
В каких заданиях вы допустили ошибки?
Какую бы оценку вы себе поставили?














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Темы урока:

  • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
  • Лексическая – “Птицы”
  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
  • Активизировать словарь по теме “Птицы”
  • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

II. Основная часть

Определение темы занятия

Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)

О ком говорится в следующем стихотворении:

У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.

Совершенно верно это гусеницы.

Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

Назовите первый звук в слове гусеницы.

(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

Повторение характеристик звуков

Дайте характеристику звуку

“К” - согласный, глухой, твердый

Дайте характеристику звуку “Г”

“Г” - согласный, звонкий, твердый

Что общего у этих звуков?

Чем они различаются?

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  • пирамидка - красный и синий круги
  • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
  • пирамидка – камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

Игра “Прятки” (слайд 4)

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

(Ответ №24)

Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

Второе задание.

Упражнения на определения места звука в названиях картинок

Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

1. кастрюля, каска, стакан

2. курица, утка, белка

3. карандаш, конфета, колокольчик

4. книги, линейка, скрепка

В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

вагон, виноград, глобус

радуга, груша, горох

лягушка, снеговик, иголки

пуговица, магнитофон, рога

При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

  • Домашние (гуси)
  • Электрический (чайник)
  • Полосатый (тигр)
  • Спелые (ягоды)
  • Клетчатая (рубашка)
  • Разноцветная (радуга)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

Составление предложений

Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

Девочка гонит гусей к реке.

Весной в скворечнике поселились скворцы.

Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

Пластические этюды

У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

Домашнее задание

Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

III. Итог урока.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с http://images.yandex.ru
  • Однажды попал Старичок Звуковичок на колхозный двор. На колхозном дворе жили гуси и куры. Вот что Звуковичок там увидел. Ранним утром стадо гусей направлялось к воде, важно крича: «Га-га-га…» А куры тем временем носились по Двору, собирая жучков, червячков. И поднимали такой крик, когда находили добычу, что даже гуси на пруду их слышали.

    Как кричали куры? «Ко-ко-ко…» Гуси, возвращаясь ве­чером домой, недовольно смотрели на них, громко гогоча: «Га-га-га…» Куры внимания на них не обращали и кудахтали по-своему: «Ко-ко-ко…»

    Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [г] и [к].

    Педагог. Кто жил на колхозном дворе?

    Ребенок. Гуси, куры.

    Педагог. Как их можно назвать одним словом?

    Ребенок. Птицы.

    Педагог. Какие это птицы?

    Ребенок. Домашние.

    Педагог. Почему?

    Ребенок. Потому что они живут у людей во дворе, люди о них заботятся.

    Педагог. Как кричали гуси?

    Ребенок. Га-га-га.

    Педагог. Как кричали куры?

    Ребенок. Ко-ко-ко.

    Педагог. С какого звука начинается слово «гуси»?

    Ребенок. Со звука [г].

    Педагог. С какого звука начинается слово «куры»?

    Ребенок. Со звука [к].

    Педагог. Чем эти звуки похожи и чем отличаются?

    Ребенок. Эти звуки похожи тем, что они согласные твер­дые. Различаются тем, что звук [г] - звонкий, [к] - глухой.

    Напоминаем!

    Звук [г] - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к гор­лышку - чувствуется вибрация.

    Проверь себя! Сравни звуки,

    • Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание - это звонкий звук, если дро­жания нет - глухой.
    • Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [г] и глухой [к].

    Задание 2. Игра «Назови первый звук в слове».

    Цели: выделение первого звука в словах, различение звуков [г] и [к].

    Слова: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

    Задание 3. Игра «Песенки».

    Цель: различение звуков [г] и [к] в слогах и словах.

    Внимательно слушай и повторяй песенки гусей и кур.

    Слоги:

    га - га - ка гы - гы - кы ко - го - ко

    гу - гу - ку го - го - ко ку - гу - ку

    ку - ку - гу кы - кы - гы ко - го - ко

    Слова, в которых есть звуки [г] и [к]: глоток, когти, губка, голубика, гудок, галка, гусенок, уголок.

    Задание 4. Игра «Вставь правильное слово».

    Цель: различение звуков [г] и [к] в словах.

    Отрыл однажды… (крот) В горе огромный… (грот).

    Достал мешок… (костей) И пригласил… (гостей).

    Издалека… (шагал) На пир к нему… (шакал). Я. Козловский

    Задание 5. Повторение словосочетаний с четким прогова риванием звуков [г] и [к]: гадать на картах, гадкий утенок, кокон гусеницы, тонкая грань, пироги с капустой, глоток сока, голубой камень, компот из голубики, отгадай загадку.

    Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [г] и [к]:

    га - га - га - вышли гуси на луга;

    ка - ка - ка - наша елка высока;

    го - го - го - не увижу никого;

    ко - ко - ко - по теченью плыть легко;

    гу - гу - гу - много пчелок на лугу;

    ку - ку - ку - Катя сыпала муку.

    Задание 7. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [г] и [к].

    Гоша катается на катке.

    Коля любит есть галеты.

    У Кати в косе голубой бантик.

    Пол выложен голубой плиткой.

    Крупная гусеница сидит на кусте.

    Галя купила кабачки, капусту, огурцы.

    Мама купила попугая.

    Катя пасла гусей.

    У Кати на полке нитки, иголки.

    Голубь клюет клюкву.

    Задание 8. Повторение скороговорок с четким проговариванием всех звуков.

    Котик ниток клубок

    Укатил в уголок.

    Покатил Костя к Гоше в гости.

    Клава клала лук на полку,

    Кликнула к себе Николку.

    Шлепают гуськом

    Гусак с гусаком.

    Голубь, гусь и галка -

    Вот и вся считалка.

    У елки иголки колки.

    На дворе - галка,

    На берегу - галька.

    Нес Григорий пирог через порог.

    Стал на горох и упал на порог.

    Задание 9. Повторение стихотворных текстов с четким проговариванием звуков [г] и [к].

    Мне купили в магазине

    Голубой костюм и синий,

    Юбку в складку и в горошек,

    И красивые сапожки.

    Нет, напрасно мы решили

    Прокатить кота в машине.

    Кот кататься не привык,

    Опрокинул грузовик.

    Солнце по небу гуляло

    И за тучу забежало.

    Глянул заинька в окно -
    Стало заиньке темно.

    К. Чуковский

    Гусь гогочет и гогочет.

    Не пойму, чего он хочет?

    Я хочу чистой водички,

    Семечек и чечевички.

    Задание 10. Пересказ.

    Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды - в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

    Задание 11. Пальчиковая игра .

    Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [г] и [к].

    На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик».

    Много зелени кругом. Волнообразные движения кистя­ми рук.

    Вот деревья, вот кусты. Руками изобразить деревья, кусты.

    Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон,

    распускающийся цветок.

    Окружает все забор. Пальцами показать забор.

    За забором - чистый двор. Погладить ладонями стол.

    Мы ворота открываем, Кистями рук показать ворота,

    как ворота отрываются.

    К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» по столу.

    В дверь стучимся: Постучать кулаками по столу.

    «Тук-тук-тук!»

    Кто-то к нам идет на стук… Ладонь приставить к правому уху.














    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

    Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

    Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

    Темы урока:

    • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
    • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
    • Лексическая – “Птицы”
    • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
    • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
    • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
    • Активизировать словарь по теме “Птицы”
    • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
    • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

    Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

    Ход занятия

    I. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

    Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

    II. Основная часть

    Определение темы занятия

    Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

    Он сиреневый такой,
    Машет весело рукой.
    Он свалился к нам с Луны –
    Очень добрый, знаем мы.
    (Лунтик)

    О ком говорится в следующем стихотворении:

    У мохнатых хулиганов
    Неуемный аппетит,
    Раз листочек, два листочек,
    Третий в дырочку висит.

    Совершенно верно это гусеницы.

    Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

    Назовите первый звук в слове гусеницы.

    (звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

    Сообщение темы и цели занятия

    Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

    Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

    Повторение характеристик звуков

    Дайте характеристику звуку

    “К” - согласный, глухой, твердый

    Дайте характеристику звуку “Г”

    “Г” - согласный, звонкий, твердый

    Что общего у этих звуков?

    Чем они различаются?

    У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

    • пирамидка - красный и синий круги
    • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
    • пирамидка – камень и травка

    Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

    Игра “Прятки” (слайд 4)

    Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

    (Ответ №24)

    Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

    От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

    Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

    Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

    Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

    На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

    С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

    Второе задание.

    Упражнения на определения места звука в названиях картинок

    Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

    Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

    1. кастрюля, каска, стакан

    2. курица, утка, белка

    3. карандаш, конфета, колокольчик

    4. книги, линейка, скрепка

    В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

    вагон, виноград, глобус

    радуга, груша, горох

    лягушка, снеговик, иголки

    пуговица, магнитофон, рога

    При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

    И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

    Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

    Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

    Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

    Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

    Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

    А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

    Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

    Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

    Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

    • Домашние (гуси)
    • Электрический (чайник)
    • Полосатый (тигр)
    • Спелые (ягоды)
    • Клетчатая (рубашка)
    • Разноцветная (радуга)

    Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

    Составление предложений

    Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

    Девочка гонит гусей к реке.

    Весной в скворечнике поселились скворцы.

    Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

    Пластические этюды

    У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

    Домашнее задание

    Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

    Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

    III. Итог урока.

    Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

    Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

    Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с http://images.yandex.ru
  • Задание 1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

    б) икра, иголка, луга, Игорь, игра.окно, огонь, луга, речка.

    Задание 2. Запишите слоги с буквамиг и к:

    а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино,гулять;

    б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, кли­нок, клеит, кричит;

    в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери;

    г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, вет­ки, клетка.

    Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом:

    Горка - корка; грот - крот;

    гости - кости; икра - игла;

    кол - гол; Галина - калина;

    Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков г, к в названиях этих картинок. Разложите картинки в три колонки по нали­чию звуков г или к, г и к

    Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед); куст, груша, сапоги, радуга, крыша, грел­ка, гармошка, кубики, прыгалки, матрешка, подушка, гамак.

    Задание 5. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите бук­ву г или к над соответствующим слогом. Напишите подсхемой соответ­ствующее ей слово.

    Куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблуки, голуби, сапоги.

    Задание 6, Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

    Задание 7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы г и к разными карандашами.

    Город - городок, игла -..., газета -.... гриб -..., графин - ..., голова- .... голубь- ..., губы- ..., голос - ..., гора- ..., гармонь-...,

    Задание 8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

    Ру... нит... ...зета кочер... ма...зин

    но... бит... ...ражи соба... ру...ва

    ро... сем... ...рета баран... ро...тый

    лу... вет... ...питан лопат... ма...роны

    ре... нор... ...чели бере... бо...тый.

    Задание 9. Закончите слова, добавив сдог ги или ки.

    Но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро... ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад... .

    Задание 10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

    у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с...аз...а, я...од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил.

    Задание 11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к по­явился гласный. "



    Утюг - ... молоток - ... когти - ... листок-... берег-... ногти-... овраг - ... лолог -... локти - ... галстук - ... сапог - ... легкий - ... стог - ... клубок - ... мягкий - ... .

    Задание 12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скоб­ках напишите проверочное слово.

    Сне..., куда...,творо...,пау...,ро..., столби..., замо...,дургшла..., пиджа..., дру... каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу..., клубо..., лу..., четвер....

    Разобрать слова по смыслу: дуршлаг, острог.

    Задание 13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

    Вопросы.

    Что на спине у верблюда? (Характерный признак верблюда.) Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

    Что остается на столе после разрезанного хлеба?

    Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

    Что грохочет во время грозы?

    Как называется зеленый массив в городе?

    Где устанавливают общую телевизионную антенну?

    Чем измеряют температуру?

    Слова для справок: горб, гамак, крошки, погремуш­ка. гром, парк, на крыше, градусником.

    Задание 14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквыг, к разными карандашами.

    Без головы, а в шляпе. Что за зверь зимой холодной Одна нога, и та без сапога. Ходит по лесу голодный?

    Всегда шагает мы вдвоем. Пять мальчиков, Похожие, как братья. Пять чуланчиков;

    Мы за обедом - под столом. Разошлись мальчики А ночью - под кроватью. В темные чуланчики,

    Каждый мальчик Красные лапки В свой чуланчик. Щиплют за пятки, Беги без оглядки.

    Черный, проворный. Маленький, удаленький, Кричит; «Крак!» Сквозь землю прошел, Червякам враг. Красную шапочку нашел.

    Он качалка и кровать. Голубочка бела Хорошо на нем лежать. В дом прилетела. --Он в саду или в лесу Что, где видала, Покачает на весу. Про все рассказала. Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

    Послоговои диктант (с проговариванием слогов).



    Гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки,сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, кружечка, белка, лук, горе, горький.

    Проверочный диктант.

    Буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, калька, глубокий, галька, сапог, пирог, мак, га­мак, рогатый, рог.

    Дифференциация г - к в предложениях

    Тренировочные упражнения

    Задание 1. Закончите Дредложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

    гости - кости Собака грызет....

    К четверг к нам придут....

    горка - корка Гриша любит хлебную....

    В понедельник весь класс ходил на....

    гол - кол Галкин Коля забил в ворота....

    Строители вбили первый....

    галька - калька На море много....

    У копировщицы много.... Галина - калина В саду цветет....

    Катину подругу зовут.... икра - игра Во дворе шла интересная....

    Очень полезна черная....

    Зерно 2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а под­ходящие по смыслу слова из пункта б.

    а) Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голу­бая, горячее, красная, красивый, глубокий;

    б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гу­сята, гуашь, колодец.

    Задание 3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквамиг, к. Подчеркните буквыг, к карандашами разного цвета.

    Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день-кормит го­лубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мяг­кой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выс­тупала в голубых майках. Коля забил тол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

    Задание 4. Придумайте и запишите предложения с данными слово­сочетаниями. Подчеркните буквыг, к:



    Грозди калины;

    кисти винограда;

    мешок картошки;

    горсть крупы;

    высоко прыгнул;

    скакал галопом;


    кормила голубей;

    грызла кость;

    копал грядки;

    кивнул головой;

    раскрасил гуашью;

    загадал загадку;


    грелся на солнышке;

    катился с горки;

    скакал по дороге;

    качался в гамаке;

    игрдл на скрипке;

    за горизонтом;

    прыгнул через


    Задание 5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквамиг, к. Подчеркните буквы,г, к в этих словах.

    Сегодня на уроке мы отгадывали.... Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует.... На доме развевался красный.... Галя сматывает нитки в.... Замяукал маленький, серенький... .Машина ехала по асфальтовой.... Галя раскрашивает кар­тинку цветными.... В лесу ребята собрали белые... и спелые.... Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с....

    Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните соглас." ные г, к.

    Летнее утро.

    Небо.. .олубое. Бри.. .ада работала на лу.. .у. Люди возили ду­шистое сено и с.. .ладывали его в сто.. .а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачество моло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода... сельс...ие жители и получают дру...ие проду...ты.

    Абачо...-толстячо...

    Ле... на...ряд...у-

    Имолчо.,...

    Он лежит на...ряд...е

    Оловы не поднимая.

    Маленькое и большое.

    Малень...ая Маня Я подумал, ...лядя Малень.. .ой лопат.. .ой На ее работу:

    Бережно вс... опала «Вырастет, наверное, Малень... ую... ряд... у. Малень...ое что-то». Малень...ок семя Но ошибся...реп...о В...ряд...у посадила, Я в своей до...ад...е:

    Малень.. .им забором Вели.. .ан арбузище Е...оо...ородила. Вырос тут на...ряд...е.

    На школьном участке.

    Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ру­чей...и. На...олыхвет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...ольни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. Первоклассники помогают старшим ребятам.

    Задание 7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните в них буквыг, к.

    " Какие птицы прилетают весной? Где растут овощи?

    Какой крупнейший после Москвы город находится на реке Неве?

    Куда выезжают ребята летом?

    Кто воркует, а кто гогочет?

    Чем сгребают сено?

    Какая птица кукует в лесу?

    Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

    Задание 8. Составьте предложения из данных слов, изменяяих по смыс­лу.

    Грызть, под, кость, собака, крыльцом; грелась, на, гадюка, солнышко; колхозники, в, складывать, сено, стог, покрыто, кругом, снегом, всё; под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, еревьев; класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики,и; скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвраща­ются; дорога, усыпана, вся, галькой; отправились, на, гурьбой, прогулка, ребята.

    Дифференциация г - к в связных текстах

    Тренировочные упражнения

    Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

    В продолжение темы:
    Организация ЕГЭ

    (значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

    Новые статьи
    /
    Популярные