Как развлекались в средние века. Око планеты информационно-аналитический портал Первые аттракционы появились

ШПАРГАЛКА

Американские горки

Где хватить адреналину обычному горожанину, если под рукой нет ни отвесной скалы, чтобы, рискуя жизнью, вскарабкаться на ее вершину, ни бурного горного потока, который можно было бы пересечь на стволе дерева, ни даже какого-нибудь завалящего вулкана, чтобы спуститься в его жерло?
Ответ прост: пойти в парк и прокатиться на «американских горках» . По количеству адреналина, выбрасываемого в кровь, они считаются самым экстремальным аттракционом во всем мире. По словам специалистов, во время спуска на пассажиров действует сила, сопоставимая с нагрузкой на пилотов реактивных самолетов во время выполнения сложных маневров или даже с условиями космического полета. А еще говорят, подобная забава позитивно сказывается на способности к деторождению. Известен случай, когда одна жительница Германии, безуспешно пытавшаяся завести ребенка, катаясь на «американских горках», испытала столь сильные ощущения, что вскоре забеременела.
Считается, что механизированные горки со спуском на огромной скорости по рельсам в специальных тележках на роликах, т.е. в виде, близком к современному были изобретены в Америке. Однако это не так. Название «американские горки» придумано русскими. В США, где первый подобный аттракцион был установлен в Нью-Йорке в 80-х годах XIX века, он поначалу именовался «Искривленная железная дорога». Но в обиходе за ним закрепилось другое название — «русские горки». Что вполне справедливо, так как придумка наша — российская, и первые катальные механические горы появились в России на сто лет раньше, чем за океаном, — в середине XVII I в. Известно и имя изобретателя — это знаменитый российский ученый-инженер Андрей Нартов . Идея родилась из традиционных русских катаний на санях в зимнее время. А первую в мире 400-метровую деревянную катальную гору с волнами на поверхности (они то и создают эффект невесомости) в 1757 г. построили архитекторы Ринальди и Расстрели в Ораниенбауме, под Питером. С горы спускалась тележка на колесиках, похожая на сани.
Само же название «русские горки» своим происхождением обязано солдатам армии Наполеона, полюбившим катание с гор во время похода в 1812 г. Рассказы о русской национальной забаве они завезли во Францию. Однако снежная, морозная зима в равнинных областях Франции — большая редкость, и в западноевропейском исполнении «русские горки» представляли собой желоба, по которым скатывались на колесных вагонетках.
Первые аттракционы, к слову, тоже появились в Европе, о чем свидетельствует и само слово «аттракцион», прижившееся во всех языках.
В средневековой Европе незатейливые адреналиновые забавы устраивались во время ярмарок и карнавалов — на городских площадях выставлялись качели и прочие аттракционы, одинаково любимые и детьми, и взрослыми. На регулярную основу поставить дело догадались в Датском королевстве в XVI веке. В 1583 г., в нескольких километрах к северу от Копенгагена открылся первый в мире парк развлечений. Как гласит предание, одна девочка заметила в Королевском оленьем парке бьющий из-под земли родник с целебной водой. К роднику потянулись бесконечные толпы страждущих исцелиться, а предприимчивые люди начали строить вокруг источника постоялые дворы, балаганы и аттракционы. Место оказалось настолько удачным, что парк «Баккен» существует до сих пор, насчитывая сегодня более 150 аттракционов и принимая 2,5 млн посетителей ежегодно.
И все же совсем лишать «аттракционных лавров» Америку неправильно. Ведь именно здесь популярность горок, да и вообще парковых аттракционов приобрела тот невиданный размах, который в будущем открыл широкий путь для множества потрясающих идей и новых технологий.
В 1884 г. в нью-йоркском парке на Кони-Айленде желающим прокатиться на горках, предлагалось сначала самостоятельно подняться на платформу, а уж оттуда они могли съехать вниз в вагонетках, похожих на скамейки . Происходило это так: промчавшись около 180 м, состав поднимался на вторую платформу, после чего переставлялся на обратный путь, и пассажиры съезжали обратно. Год спустя конструкция была усовершенствована и заменена на замкнутую дорогу овальной формы, в которой использовался автоматический подъемник.
Похожим развлечениям американцы начали предаваться лет за тридцать до этого. Всего за 50 центов любители экстремальных ощущений могли «прокатиться с ветерком» по «гравитационной дороге», как называлась 14-километровая железная дорога для перемещения угля от места добычи в место отгрузки, запущенная в 1827 г. горнодобывающей компанией в Пенсильвании.
Спрос на захватывающее дух развлечение на угольных вагонетках и подсказал предприимчивому изобретателю Джону Тейлору идею запатентовать ее под названием «Искривленная железная дорога». Еще больше увлекся этой идеей инженер Эдна Томпсон, широко развернувший строительство горок в других городах Соединенных Штатов и запатентовавших более 30 различных усовершенствований, относящихся к ним.
В XX в. все более растущей популярности аттракциона косвенным образом поспособствовало появление троллейбусов. В выходные дни количество пассажиров неизменно уменьшалось, и опытные коммерсанты решили привлекать клиентов поездками в парки, расположив их на конечных станциях троллейбусных маршрутов. Так начался бум строительства новых парков, которые в первую очередь оснащались полюбившимися американцам «русскими горками».
В 1955 г. к ним добавились аттракционы парка нового типа «Диснейленд», где посетителям предлагалось совершить вместе с персонажами любимых мультфильмов путешествие в страны и времена. Успех парка был настолько потрясающим, что когда Уолт Диснею предложили стать мэром Лос-Анжелеса, он ответил: «Зачем? Я и так уже король!».

Через пару десятилетий тематические парки стали распространяться по всему миру. В 1988 г. открылся самый крупный в Азии корейский крытый парк аттракционов в Сеуле «Лоте Уорлд», занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире закрытый парк. В 1992 г. был построен парижский «Диснейленд». В 2001 г. открылся морской «Диснейленд» в Токио с уникальной аквасферой: семью отдельными портами, каналами античного Средиземноморья, Островом сокровищ и прочими морскими диковинками.
И все же и в новую аттракционную эру триумф «детей угольной вагонетки» не превзойден, и «американские горки» являются непременным атрибутом любого «Диснейленда». Благодаря применению новейших технологий сегодня аттракцион стал не только фантастически красивым, но и экзотически изощренным.
Битва чудовищ . Две вагонетки в виде красного и синего драконов мчатся друг на друга со скоростью 96 километров в час. Они все ближе и ближе, столкновение кажется неминуемым. Но когда между вагонетками остается каких-нибудь 30 сантиметров, «драконы» вновь разлетаются в стороны и продолжают свой путь по рельсам. Ужас! Две петли аттракциона «Сражающиеся драконы» в том же парке «Остров приключений» сделаны так, что одна из них как бы заходит внутрь другой. Встречу вагонеток, от которой у пассажиров замирает сердце, и волосы встают дыбом, «подстраивают» компьютеры, установленные на каждом из «чудовищ». Общаясь друг с другом, они регулируют скорость движения вагонеток так, чтобы «драконы» обязательно сошлись в нужном месте и в нужное время. Интересно, что полые стальные конструкции аттракциона заполнены гравием. Из-за этого уменьшается вибрация, и почти не слышно всем знакомого грохота. Лишь вопли перепуганных и страшно довольных посетителей парка доносятся с высоты.
Серебряная звезда . В марте 2002 года к радости любителей головокружительных поездок в немецком центре развлечений «Эуропа парк», что неподалеку от города Руст, открылась самая длинная и самая высокая в Европе «восьмерка». Длина пути этих «русских горок» — 1 километр 620 метров, а самая высокая точка находится на отметке 73 метров. Изгибы и повороты «Серебряной звезды» были тщательно спроектированы на компьютере с таким расчетом, чтобы несущиеся на скорости 130 километров в час люди в течение нескольких секунд испытали настоящее ощущение невесомости.
Адский маятник . Это «орудие пыток» является, пожалуй, самым леденящим душу аттракционом в мире. Колесо с размещенными по кругу креслами вращается вокруг своей оси, а гигантская штанга раскачивается все сильнее и сильнее и поднимается все выше и выше. «Псиклон» — так называется жуткая штуковина, установленная в канадском парке Уандерлэнд, — раскачивает свой маятник настолько сильно, что сидящие в креслах на мгновение зависают практически вниз головой. И все это на высоте 36 метров над землей!
Свободное падение . Крепления заключили вас в свои мощные объятия. Круглая двадцатиметровая кабина начинает медленно ползти вверх по высоченной железной башне. Затем скорость возрастает, однако, взобравшись на высоту 70 метров, ваш экипаж останавливается. Вы нервно болтаете ногами. Вами овладевает смесь страха и томительного предвкушения радости, от чего в груди перехватывает дыхание. И вот оно — началось! Кабина срывается с места, и электромоторы адского устройства с бешеной скоростью увлекают вас вниз. Три секунды падения, которые кажутся бесконечными! Когда до земли остается 15 метров, автоматически включается устройство торможения, и дальше кабина опускается медленно и плавно, гарантируя вам мягкую посадку. Такой головокружительный спуск стал уже классическим аттракционом, однако испытать три секунды свободного падения могут, например, посетители ЦПКиО имени Горького в Москве.
Легко представить, какое эмоциональное и физическое напряжение переживает при этом «катальщик»! Не случайно же именно с «американскими горками» связано самое большое количество несчастных случаев, происходящих в парках развлечений. Одни происходят по вине посетителей, не соблюдающих правил безопасности, другие — по вине неисправности оборудования, третьи — по медицинским показаниям. Не всякий организм в состоянии выдержать перегрузки, возникающие во время аттракциона. Даже у более или менее здоровых людей поднимается давление, рвутся сосуды, обостряются язвенные болезни, начинается аритмия сердца, способная привести к серьезному приступу и даже внезапной смерти.
Впрочем, чего стоят какие-то цифры статистик по сравнению с властью огромной стальной змеи, скрученной зигзагами, пусть всего на несколько минут, но дающей ни с чем не сравнимое по остроте ощущение свободного полета.

January 23rd, 2011

Прообразы современных парков развлечений появились в средневековой Европе: во время ярмарок и карнавалов на площадях выставлялись аттракционы (от французского attraction - привлекать) - летом качели, а зимой - ледяные горки.
В 1583 году неподалеку от Копенгагена был построен первый и старейший из ныне действующих парков «Баккен». Как гласит предание, одна девочка заметила в Королевском оленьем парке бьющий из-под земли родник с целебной водой. К нему потянулись бесконечные толпы страждущих исцелиться, а предприимчивые люди начали строить вокруг источника постоялые дворы, балаганы и аттракционы. Место оказалось настолько удачным, что парк «Баккен» существует до сих пор, насчитывая сегодня более 150 аттракционов и принимая 2,5 млн посетителей ежегодно.
В России устройством парков для развлечения царских особ и придворных начали заниматься только в эпоху правления Петра Первого. Однако популярное во всем мире название «Русские горки» появилось только в XIX веке: своим происхождением оно обязано солдатам армии Наполеона, которые полюбили русскую национальную забаву катания с гор во время похода 1812 года. Тогда же в России было налажено промышленное производство катальных гор - классики аттракционов.

1). Walt Disney World, Орландо, Флорида, США



На сегодняшний день это самый большой развлекательный многозональный парк в мире. В нем объединено четыре тематических зоны и два аквапарка Disney’s Blizzard Beach и Disney’s Typhoon Lagoon.
Magic Kingdom, первая зона The Walt Disney World Resort - волшебный мир, который является домом всех героев Disney. Ежедневно в парке проходят парады героев Disney. Символом Magic Kingdom является фантастически красивый замок Золушки.
Вторая зона, открывшаяся ровно через 11 лет, центр Epcot - посвящен истории развития человеческой цивилизации. В огромных павильонах наглядно продемонстрированы достижения науки, техники, коммуникаций, транспорта, и их прошлое, настоящее и будущее. Символом Epcot является невероятный аттракцион Spaceship Earth.
Disney’s Hollywood Studios - зона, посвященная «золотому веку» Голливуда, открылась для первых посетителей 1 мая 1989 года. Здесь можно перенестись в атмосферу съемочных площадок 30–40х гг. ХХ века и приоткрыть завесу тайны кинопроизводства. Символом этой части парка стал огромный Колпак Микки-волшебника из мультфильма «Фантазия», который был установлен в дни празднования «100 лет Волшебства» в 2001 году.
Disney’s Animal Kingdom открылся 22 апреля 1998 года. На территории 500 акров можно увидеть более 300 видов различных млекопитающих, птиц и земноводных со всех континентов нашей планеты. Символом Disney’s Animal Kingdom является величественное Дерево Жизни высотой 44 метра.
Для того чтобы получить удовольствие от семейного отдыха, в The Walt Disney World Resort есть абсолютно все - собственные комфортабельные отели, множество спортивных площадок для активного отдыха, поле для игры в гольф, и, конечно, разнообразные рестораны и кафе на любой вкус.

2). Legoland

Legoland , находящийся в городе Билунд, - один из четырех одноименных парков, в которых абсолютно все построено из любимого детьми конструктора Lego . Еще один Легоденд находится в Германии, один - в Великобритании и один - в Калифорнии. Датский Леголенд занимает 100 тыс. кв. км и ежегодно привлекает около полутора миллионов больших и маленьких посетителей. Творчество, игра и развитие являются главными ценностями парка, который специально разделен на тематические зоны, рассчитанные на детей разных возрастных групп.
Главное чудо парка, а также основная его часть - Miniland, при создании которой использовалось больше 45 миллионов деталей детского конструктора Lego. Miniland - это миниатюры самых знаменитых уголков Европы. Особенность Miniland в том, что воссозданные из конструктора города не просто копии, а действующие модели - по улицам ездят машины и двигаются человечки, в гавань заплывают корабли, в аэропортах заходят на посадку самолеты, а к вечеру эта крохотная Европа даже зажигает огни. Картину дополняют реалистичные звуковые эффекты и маленькие живые деревья и цветы, растущие в городах и селах.
Legoland - это действительно настоящая Lego-страна. Помимо Miniland, посетители могут прокатиться на экстремальных американских гонках в Adventure Land, оказаться в мире Дикого Запада в Legoredo Town, окунуться в четырехмерный фильм «Lego Racers», где четвертое измерение реализовано в виде запахов, порывов ветра и вибрации от проносящихся мимо гоночных машин. Ежегодно парк Legoland принимает около 500 тыс. посетителей со всего мира, словно лишний раз подтверждая пословицу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Ocean Dome – это рукотворный океан, расположившийся в городе Миядзаки (Япония)
Парк развлечений Ocean Dome, открытый при отеле «Шератон-Сигайя», занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как самый большой водный парк в мире. Аквапарк снабжен раздвижной крышей, позволяющей отдыхающим загорать в солнечную погоду. В плохую погоду и по вечерам крыша закрывается, а в парке включают уникальную систему освещения с ультрафиолетовыми лучами. Внутри аквапарка - искусственный океан, рукотворный тропический лес и мини-вулкан, который извергается каждый час. Температура воздуха тут всегда 30 ˚С, воды - 28.

4). Europa Park, Фрайбург, Германия.

Европа-парк по праву считается самым большим на европейском континенте, аттракционов здесь такое количество, что «обкатывать» их придется минимум пару дней. Парк разделен на зоны по географическому принципу -- вот уже более тридцати лет идея единой Европы здесь воплощена в жизнь.
В каждой стране свои карусели и аттракционы, фирменная кухня и достопримечательности. Греция гордится водной горкой «Посейдон», в Скандинавии посетители сплавляются на плотах, в Германии детишек катают на раритетных автомобилях, в Италии показывают комедию дель Артэ. «Россия» представлена настоящей русской деревней, космической станцией «Мир» и отличными горками «Евро-мир»: пузатые вагонетки с туристами поднимаются на высоту 28 метров, а затем летят вниз со скоростью 80км/ч, при этом вращаясь вокруг собственной оси.
Впрочем, любителям безумных скоростей есть из чего выбрать -- «Европа-парк» рекордсмен по американским горкам -- на его территории можно покататься на самых быстрых и высоких в Старом Свете. Поездка на «Silver Star» будет полна самых острых ощущений: во время падения с высоты 73 метров на скорости более 130км/ч начинаешь прощаться с жизнью, испытывая перегрузки в 4G.
Традиционно пышно в «Европа-парке» отмечают праздники --Пасху, Хеллоуин и Рождество. Знаменитый парад Санта-Клаусов привлекает в начале декабря множество туристов, которые спешат увидеть немыслимое количество рождественских дедов, катающихся одновременно на аттракционах парка.




На юго-западном побережье Финляндии, недалеко от Турку, поздней весной происходят удивительные события. В это время семейство Муми)-троллей просыпается от зимней спячки и начинает готовиться к встрече гостей со всей планеты на своем чудесном острове. Муми-парк, тематической основой которого стали сказки финской писательницы Туве Янсон, работает всего три месяца в году, но, тем не менее, его успевают посетить более 200 тысяч гостей. В парке нет ни одной карусели, зато есть Синий дом, где можно все перевернуть вверх дном, корабль Муми-папы, пещера Морры, лагерь Снорка и дача Мумми-бабушки, где дети занимаются Мумми-творчеством. Шалить здесь разрешается везде, лазить и озорничать вместе с Мумми-Троллем -- там, где захочется. Можно даже пообниматься со сказочными героями -- они ведь такие мягкие! Программу для детей предлагает и старинный театр Эммы, где Мумми-тролли несколько раз в день играют в веселых спектаклях.

6). Парк аттракционов Asterix


Парк аттракционов Asterix , расположенный севернее Парижа, основан на популярности известных французских мультиков и комиксов про римлян и галлов. Посетители путешествуют по галльской истории, минуя карусель Цезаря и молнии Зевса, сплавляясь на лодках по реке Эллис, участвуя в драках и сражениях. Кроме того, отдыхающих ждут эффектные зрелища, невероятный кинотеатры и бесконечный французский юмор. Здесь меньше туристов, меньше очередей и много водных аттракционов, которых нет в Диснейленде.
Астерикс – это, прежде всего, увлекательное путешествие по страницам мировой истории, фантастические аттракционы, эффектные зрелища, волшебный кинотеатр, авантюрные приключения, новые встречи и знакомства.
По сравнению с Диснейлендом здесь меньше туристов, меньше очередей. И - множество водных аттракционов, которых нет в Диснейленде. Водяные горки, водопады и лабиринты, дельфинарий и пруды с карпами, которых можно покормить с руки.
Астерикс - это путешествие по 6 периодам истории от Древней Галлии до наших дней.

7). Сеть парков Six Flags

Сеть парков Six Flags - самая большая в мире, только на территории США находится 21 парк, еще несколько успешно работают в Европе. Главная изюминка парков - суперсовременные американские горки, ежегодно бьющие рекорды на континенте по скорости, километражу, крутым винтам и поворотам. Самый известный аттракцион, Viper, находится в парке Волшебная гора в Калифорнии. За километр с лишним пути стальные вагонетки разгоняются до 112,65 км в час, срываются семь раз в «мертвые» петли и горизонтальные спирали с высоты больше 50 м. В этом же парке можно покататься на инновационной горке Superman: the escape: 15-местная гондола запускается на высоту 236,5 м, и там вертикально переворачивается на скорости 160 км в час. Тех, кого в силу возраста или роста не пускают на головокружительные аттракционы, на каруселях попроще ждут веселые герои популярных мультиков.

8). Три парка Universal studios, Islands of Adventure и Wet ’ n Wild

Основной конкурент Walt Disney, кинокомпания Universal studios, также открыла два огромных парка аттракционов с одноименным названием в Орландо и Голливуде. Посетителям предлагается на выбор три парка Universal studios, Islands of Adventure и Wet ’ n Wild (парк водных аттракционов). Для тех, кто путешествует с детьми среднего и старшего школьного возраста, перечисленные парки, пожалуй, будут интересней даже самого Диснейленда. Герои популярных фильмов, экстремальные высокотехнологичные аттракционы, ожившие сцены из фильмов, участниками которых становятся гости парка, не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.

9). Аквапарк Aquafan

Аквапарк Aquafan, расположенный в Римини, является самым крупным в Европе. Парк располагает огромным количеством водных аттракционов как для детей, так и для взрослых: водяных горок с узкими лабиринтами, стремительных горных рек - и является обладателем пяти бассейнов с подогревом и искусственными пляжами и волнами. Площадь одного из таких бассейнов составляет 2800 кв. м, и волны в нем настоящие - океанические. В аквапарке работает школа подводного плавания, а по вечерам, когда дети отправляются спать, здесь устраивают ночные купания и дискотеки для взрослых.

10). Port Aventura

Самый известный испанский парк Port Aventura расположен на побережье Коста-Дорада, в 100 км от Барселоны. Парк открывается в конце марта и работает каждый день до конца октября
Всего в парке представлено более 40 аттракционов. Площадь парка составляет 117 га и представляет собой огромный мегаполис из пяти тематических зон: Средиземноморье, Полинезия, Китай, Мексика и Дикий Запад с широким выбором аттракционов как для детей, так и для взрослых.

Среди аттракционов наиболее известным и популарным среди посетителей является "Свободное падение" (Hurakan Condor) открытый только в Мае 2005 года и представляющий собой башню высотой 86 метров, с которой и осуществляется падение и американская горка «Дракон Хан» - самая высокая во всей Европе, состоит из восьми «мертвых петель» и позволяет развить огромную скорость - 110 км в час.

В погоне за сильными ощущениями люди готовы ехать на край света и расставаться с внушительными денежными суммами. Индустрия развлечений на сегодняшний день является одной из самых высокотехнологичных, капиталоемких, стремительно растущих и развивающихся отраслей. Сложнейшие инженерные проекты, многомиллионные инвестиции и грандиозные стройки выливаются в море адреналина для смелых посетителей. В индустрии развлечений ставятся самые впечатляющие рекорды скорости, высоты, ускорений и стоимости проектов. Но в то же время эти рекорды и самые недолговечные: изголодавшийся по сильным эмоциям зритель постоянно требует новых зрелищ, и новые горки, карусели и обзорные колеса растут, как грибы после дождя.

Прообразы современных парков развлечений появились в средневековой Европе: во время ярмарок и карнавалов на площадях выставлялись аттракционы (от французского attraction — привлекать) — летом качели, а зимой — ледяные горки. В 1583 году неподалеку от Копенгагена был построен первый и старейший из ныне действующих парков «Баккен».

Как гласит предание, одна девочка заметила в Королевском оленьем парке бьющий из-под земли родник с целебной водой. К нему потянулись бесконечные толпы страждущих исцелиться, а предприимчивые люди начали строить вокруг источника постоялые дворы, балаганы и аттракционы. Место оказалось настолько удачным, что парк «Баккен» существует до сих пор, насчитывая сегодня более 150 аттракционов и принимая 2,5 млн посетителей ежегодно.

В России устройством парков для развлечения царских особ и придворных начали заниматься только в эпоху правления Петра Первого. В середине XVIII века знаменитый российский ученый-инженер Андрей Нартов изобрел механические катальные горы. Однако популярное во всем мире название «Русские горки» появилось только в XIX веке: своим происхождением оно обязано солдатам армии Наполеона, которые полюбили русскую национальную забаву катания с гор во время похода 1812 года. Тогда же в России было налажено промышленное производство катальных гор — классики аттракционов. Первые механизированные горки со спуском по рельсам в специальных тележках на роликах появились в Нью-Йорке в 1884 году. А уже в 1897 году такой аттракцион был установлен в Японии.

Катальные (гуляльные) горы были главным увеселением на каждой большой ярмарочной площади. И говорили не «погулять на ярмарке», а «погулять на горах» или «погулять под горами».
Горы эти строились из деревянных брусьев, высотой до 10—12 метров. Покатую часть выкладывали льдом и поливали водой; прежде чем пустить публику, обкатывали особыми «каталями». Высота горки и угол были такие, что санки неслись еще метров 100. Позже появились летние катальные горы, с которых спускались на маленьких тележках, на «лубках» (дощечках), рогожках и ковриках.

В механические сооружения с вагонетками и рельсами они были превращены инженером-изобретателем Андреем Нартовым, личным токарем Петра I. Это была воистину буквально революция в катании.

На горках Нартова катались только придворные, а для народа механические горки возвели впервые только через много лет — в 1896 году на Нижегородской выставке.

Однако настоящий бум открытия новых парков аттракционов начался в Америке, причем поспособствовали этому, как ни странно, троллейбусы: в выходные дни количество пассажиров неизменно уменьшалось, и опытные коммерсанты решили привлекать клиентов поездками в парки, расположив их на конечных станциях троллейбусных маршрутов. В результате всего за четверть прошлого века в Америке построили около полутора тысяч парков, а вход на их территорию стал платным. В СССР парковый бум начался в конце 1920-х годов прошлого столетия, но длился недолго. В 1928 году появился крупнейший из ныне существующих в Восточной Европе Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького.

Вторая мировая война надолго прервала мировое развитие индустрии аттракционов. Даже спустя десятилетие после ее окончания, когда в 1955 году Уолт Дисней обратился к деловым партнерам с просьбой о крупном займе в 100 000 долларов на строительство парка аттракционов для семейного отдыха, он везде получил отказ. Неизвестно, что было бы с парковой индустрией сегодня, если бы тогда Дисней не заложил все свои акции под строительство Диснейленда в Орландо. Парк был задуман как захватывающее путешествие по волшебной стране знаменитых мультфильмов.

После появления Диснейленда США взялись за строительство парков по всей территории Америки. Через несколько лет в Арлингтоне (штат Техас) появляется парк «Шесть флагов над Техасом», посвященный американской истории, в Нэшвилле (штат Теннесси) строится Оприленд, представляющий стиль «кантри». Возведенные в Джексоне (штат Нью-Джерси) несколько парков — «Большое приключение» и «Сафари в стране львов» — объединяют аттракционы с открытым зоопарком, где животные содержатся в естественных условиях. В других странах пауза в строительстве парков продолжалась еще несколько десятилетий: самый известный европейский парк аттракционов — парижский Диснейленд — был построен лишь в 1992 году.

Чуть раньше, в 1988 году, открылся самый крупный в Азии корейский крытый парк аттракционов в Сеуле — «Лоте Уорлд». Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире закрытый парк (его площадь составляет 7562 кв. м).



Об "американских" горках.

По количеству адреналина, выбрасываемого в кровь, они считаются самым экстремальным аттракционом во всём мире. По словам специалистов, во время спуска на пассажиров действует сила в 4G, что сопоставимо с нагрузкой на пилотов реактивных самолётов во время выполнения сложных манёвров или даже с условиями космического полёта.

Считается, что механизированные горки со спуском на огромной скорости по рельсам в специальных тележках на роликах, т.е. в виде, близком к современному, были изобретены в Америке. Однако это не так. Название «американские горки» придумано русскими. В США, где первый подобный аттракцион был установлен в Нью-Йорке в 80-х гг. XIX в., он поначалу именовался «Искривлённая железная дорога» (Inclined Railway). Но в обиходе за ним закрепилось другое название — «русские горки». Что вполне справедливо, так как придумка наша — российская, и первые катальные механические горы появились в России на сто лет раньше, чем за океаном, — в середине XVIII в. (см. выше).

Само же название «русские горки» своим происхождением обязано солдатам армии Наполеона, полюбившим катание с гор во время похода 1812 г. Рассказы о русской национальной забаве они завезли во Францию, и в 1846 г. в Париже были открыты первые Les Montagnes Russes а Belleville — «Русские горки в Бельвилле». Одноместные вагонетки этих горок перемещались по замкнутой траектории круглой формы диаметром 4 м и были оборудованы колёсами, которые фиксировались в рельсе и обеспечивали безопасность при больших скоростях.

В 1884 г. в нью-йоркском парке на Кони-Айленде желающим прокатиться на горках предлагалось сначала самостоятельно, «ножками», подняться на платформу, а уже оттуда они могли съехать вниз в вагонетках, похожих на скамейки. Происходило это так: промчавшись около 180 м, состав поднимался на вторую платформу, после чего переставлялся на обратный путь, и пассажиры съезжали обратно. Год спустя конструкция была усовершенствована и заменена на замкнутую дорогу овальной формы, в которой использовался автоматический подъёмник.

Похожим развлечениям американцы начали предаваться лет за тридцать до этого. Всего за 50 центов любители экстремальных ощущений могли «прокатиться с ветерком» по «гравитационной дороге», как называлась 14-километровая железная дорога для перемещения угля от места добычи в место отгрузки (от обычных её отличало использование для движения силы тяжести), запущенная в 1827 г. горнодобывающей компанией в Пенсильвании. Спрос на захватывающую дух развлекуху на угольных вагонетках и подсказал предприимчивому изобретателю Джону Тейлору идею запатентовать её под названием «Искривлённая железная дорога». Ещё больше увлёкся этой идеей инженер Эдна Томпсон, широко развернувший строительство горок в других городах Соединённых Штатов и запатентовавший более 30 различных усовершенствований, относящихся к ним.

Инженерная идея «американских горок» (будем называть их так, привычно для русского уха) особой сложностью не отличается. Они представляют собой железнодорожную систему специальной конструкции, спроектированную так, чтобы состав вагонеток с пассажирами, проходящий по ней, резко изменял направление и скорость движения. А так как собственного источника энергии вагонетки не имеют, для ускорения используется преобразование потенциальной энергии в кинетическую и наоборот. Однако, благодаря применению новейших технологий, сегодня аттракцион стал не только фантастически красивым, но и фантастически изощрённым.

Особенно отличаются в этом деле японцы, строящие «американские горки» сверхгигантских размеров, на которых достигаются запредельные скорости. К примеру, в одном из парков неподалёку от Токио длина горок составляет 1200 м, механический поезд во время заезда преодолевает спуск, расстояние между верхней и нижней точкой которого достигает 52 м, а максимальная скорость кабинок составляет 172 км/ч. На старте кабинки набирают скорость до 100 км/ч меньше чем за 2 с! (Для сравнения: в «Формуле-1» болиды набирают скорость 100 км/ч примерно за 2,5 с.) Легко представить, какое эмоциональное и физическое напряжение переживает при этом «катальщик»!

Не случайно же именно с «американскими горками» связано самое большое количество несчастных случаев, происходящих в парках развлечений. Специалисты делят их на три категории. К первым двум относятся несчастные случаи, произошедшие по вине самих посетителей из-за несоблюдения правил безопасности, и неисправность оборудования. Третья — сугубо медицинская. Не всякий организм в состоянии выдержать перегрузки, возникающие во время аттракциона. Даже у более или менее здоровых людей поднимается давление, рвутся сосуды, обостряются язвенные болезни, начинается аритмия сердца, способная привести к серьёзному приступу и даже внезапной смерти. Как свидетельствует статистика, большая часть умерших на «американских горках» оказались жертвами инсультов, мозговых гематом и нарушений функций каротидных артерий. Медики также обратили внимание на участившиеся среди пользователей аттракционов случаи приступов эпилепсии, вызванные громким шумом и вспышками света.

Впрочем, чего стоят цифры каких-то статистик по сравнению с властью огромной стальной змеи, скрученной зигзагами, пусть всего на несколько минут, но дающей ни с чем не сравнимое по остроте ощущение свободного полёта.

Сегодня на рынке развлечений происходит настоящая революция. Множество крупных компаний с удовольствием вкладывает миллионы долларов в сооружение грандиозных аттракционов. Причём, они поражают не только дороговизной, но и размахом фантазии их создателей. Хотите узнать о самых удивительных аттракционах в мире? Тогда читайте дальше.

Прогулки в небеса

Вот, к примеру, на красоты Лондона можно полюбоваться с колеса обозрения «London Eye». Знаменитое 135-метровое колесо было занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое высокое. Чтобы сделать полный оборот, ему требуется 30 минут. «Глаз Лондона» никогда не останавливается, ведь его скорость настолько мала, что пассажиры спокойно садятся и высаживаются на ходу. Но совсем недавно создателей этого чуда превзошли, и теперь самое высокое колесо обозрения находится в Китае. Оно выше лондонского на целых 25 метров.
В Нидерландах есть колесо обозрения, которое катает всех желающих вместе с их машинами. Представляете, какое это удовольствие - глазеть на живописные пейзажи, не выходя из любимого автомобиля? Колесо оборачивается примерно за 10 минут и может одновременно катать 4 машины с пассажирами, поочередно поднимая их на 35-метровую высоту.

В погоне за острыми ощущениями

Специально для любителей скорости и жаждущих наиболее острых ощущений был создан самый быстрый и высокий аттракцион в мире. Он возносит пассажиров на 125 метров вверх со скоростью под 200 км/ч, а потом устремляется вниз под прямым углом. Стоит только представить себе такое, и уже дух захватывает! Плюс ко всему, поездка сопровождается рёвом моторов и запахом выхлопных газов. Это создаёт иллюзию настоящей гонки.

Компания Walt Disney воистину не пожалела денег и открыла самый дорогой и приближённый к реальности аттракцион. Создатели потратили на создание ракеты «Миссия: Космос» 100 миллионов долларов. Но, по отзывам посетителей, оно того стоило. Для оснащения ракеты использовалась та же техника, что и при подготовке настоящих космонавтов. Посетители испытывают весь комплект острых ощущений: от перегрузок, которые вдавливают их в кресла, до коротких мгновений невесомости.

Лас-Вегас может похвастаться самой высокой башней свободного падения. Это гигантские качели, установленные на крыше отеля. Кабина качелей раскачивается на такой огромной высоте, что кажется, будто она практически взмывает в небо. Аттракцион работает только ночью, поэтому создаётся полное ощущение космического полёта. Однако и это ещё не всё! Потом человека пристёгивают к креслу на рельсе, расположенной на 340-метровой высоте. Рельса наклоняется вниз и у края бездны резко тормозит. Причём, несчастный пассажир буквально зависает над пропастью на ремне. Наверняка, ощущения просто непередаваемые.

Сумасшедший поезд

В мире американских горок существуют две лиги рекордов — для металлических и деревянных аттракционов. Разумеется, в деревянных горках из дерева делаются лишь опорные конструкции, рельсы же остаются стальными. Дерево выдерживает значительно меньшие нагрузки, чем металл, поэтому и скорость, и высоты, и перегрузки на таких горках меньше. Деревянные аттракционы берут не динамикой, а зрелищностью: декорациями, ретро-антуражем.

Kinga Ka

Страна: США пригород Нью-Йорка Год открытия: 2005 Высота: 139 м. Самая высокая металлическая горка в мире Гидравлический механизм разгоняет вагонетку до 205 км/ч за 3,5 секунды, что делает Kinga Ka одним из самых динамичных аттракционов в мире. В мае 2009 года в горку ударила молния, что повлекло за собой необходимость сложного ремонта. В настоящее время аттракцион находится в полной боевой готовности

Son of beast

Страна: США Цинциннати Год открытия: 2000 Высота: 66 м Самая высокая деревянная горка в мире. До 2006 года была единственной деревянной горкой с мертвой петлей. Опасный элемент был демонтирован после инцидента с 27 пострадавшими.

Steel Dragon

Страна: Япония Нагашима Год открытия: 2000 Длина: 2479 м Самая длинная горка в мире. Горка с красноречивым названием «Стальной дракон 2000» имеет форму гребня дракона и была построена в 2000 году - в год дракона.

Superman: Krypton coaster

Страна: США Город: Орландо Год открытия: 2009 Горка морской тематики по аква-парку SeaWorld Orlando. Значительная часть пути Manta проходит по прозрачным туннелям внутри десяти аквариумов. Наслаждаясь скоростью, посетители могут также увидеть более 60 видов морских животных, в том числе редких скатов. Manta — «летающий» аттракцион, на котором можно испытать состояние невесомости.

Червивое путешествие

Австралийцы тоже не уступают в оригинальности своих идей. Они создали первый и единственный в мире музей червей. Само его здание «извивается» в форме гигантского червя, а табличка у входа приглашает проползти по музею на четвереньках через подземные ходы. В их полумраке встречаются макеты огромных червей и коконов, а один из главных аттракционов - туннель, который в подробностях знакомит с внутренностями этих милых животных. В музее, кстати, достаточно и живых экспонатов самых разных видов и величин.

Ожившие легенды фараона

И снова вернёмся в Америку. Есть здесь развлечение, представляющее собой воплощение компьютерного «квеста» - с загадками, ловушками, головоломками. Сделан он в виде гробницы фараона, через лабиринты которой и перестоит пройти храбрым исследователям. Тут есть чему удивиться: обрушивающиеся потолки, туманы и водопады, преследующий дух фараона, множество загадок и тайн.

Top Thrill Dragster («Головокружительный драгстер») в Cedar Point, США

Высота этой конструкции - от 100 до 152 м. Поезд развивает скорость 193 км/ч. Одна поездка длится всего 17 секунд, чего не скажешь об очереди к аттракциону. Тем не менее, ожидание того стоит.

Xcelerator («Акселератор») в парке развлечений Knott"s Berry Farm, США

«Акселератор» оснащен мощным мотором с гидравлической катапультой, которая сообщает вагонам ускорение свыше 132 км/ч. всего за 1,8 секунды. На горке можно развить скорость 188 км/ч., при этом силы толчка достаточно, чтобы послать поезд вверх-вниз по крутым дорожкам аттракциона.

Катание на аттракционах по праву можно считать одним из лучших видов отдыха. Они дарят радость, от них захватывает дух, а сердце бьётся чаще. Парки развлечений - это сосредоточение смеха, острых ощущений и хорошего настроения. Одним словом, настоящий праздник жизни! Именно поэтому они вполне заслуживают нашего с вами внимания.

Как появились аттракционы

Первые парки развлечений появились очень давно, ещё в средневековой Европе. Летом на ярмарочных площадях устанавливались качели, а зимой – ледяные горки. Первый и старейший из ныне действующих парков с множеством разных аттракционов был построен в Копенгагене.

В России поначалу это было развлечение лишь для придворных и царских особ, о котором впервые позаботился Пётр Первый. А вот популярное название «русские горки» появилось гораздо позже. Своим происхождением оно обязано солдатам наполеоновской армии, которым очень уж по душе пришлась русская забава катания с гор.

Но настоящий бум открытия парков развлечений начался гораздо позже в Америке. Как ни странно, поспособствовали этому троллейбусы. В выходные дни количество пассажиров заметно уменьшалось, и предприимчивые коммерсанты решили привлекать клиентов поездками в парки, расположив их на конечных станциях маршрутов. Прервала стремительное развитие этой индустрии Вторая мировая война. Лишь легендарный Уолт Дисней не побоялся заложить всё своё состояние под строительство Диснейленда спустя десятилетие после её окончания. Оказалось ли вложение успешным? Ответ вы знаете сами. После появления этого парка США взялись за строительство аттракционов по всей Америке. А вот парижский Диснейленд был построен гораздо позже, только в 1992 году.

Сегодня на рынке развлечений происходит настоящая революция. Множество крупных компаний с удовольствием вкладывает миллионы долларов в сооружение грандиозных аттракционов. Причём, они поражают не только дороговизной, но и размахом фантазии их создателей. Хотите узнать о самых удивительных аттракционах в мире? Тогда читайте дальше.

Прогулки в небеса

Вот, к примеру, на красоты Лондона можно полюбоваться с колеса обозрения «London Eye». Знаменитое 135-метровое колесо было занесено в Книгу рекордов Гиннеса как самое высокое. Чтобы сделать полный оборот, ему требуется 30 минут. «Глаз Лондона» никогда не останавливается, ведь его скорость настолько мала, что пассажиры спокойно садятся и высаживаются на ходу. Но совсем недавно создателей этого чуда превзошли, и теперь самое высокое колесо обозрения находится в Китае. Оно выше лондонского на целых 25 метров.
В Нидерландах есть колесо обозрения, которое катает всех желающих вместе с их машинами. Представляете, какое это удовольствие – глазеть на живописные пейзажи, не выходя из любимого автомобиля? Колесо оборачивается примерно за 10 минут и может одновременно катать 4 машины с пассажирами, поочередно поднимая их на 35-метровую высоту.

В погоне за острыми ощущениями

Специально для любителей скорости и жаждущих наиболее острых ощущений был создан самый быстрый и высокий аттракцион в мире. Он возносит пассажиров на 125 метров вверх со скоростью под 200 км/ч, а потом устремляется вниз под прямым углом. Стоит только представить себе такое, и уже дух захватывает! Плюс ко всему, поездка сопровождается рёвом моторов и запахом выхлопных газов. Это создаёт иллюзию настоящей гонки.

Компания Walt Disney воистину не пожалела денег и открыла самый дорогой и приближённый к реальности аттракцион. Создатели потратили на создание ракеты «Миссия: Космос» 100 миллионов долларов. Но, по отзывам посетителей, оно того стоило. Для оснащения ракеты использовалась та же техника, что и при подготовке настоящих космонавтов. Посетители испытывают весь комплект острых ощущений: от перегрузок, которые вдавливают их в кресла, до коротких мгновений невесомости.

Лас-Вегас может похвастаться самой высокой башней свободного падения. Это гигантские качели, установленные на крыше отеля. Кабина качелей раскачивается на такой огромной высоте, что кажется, будто она практически взмывает в небо. Аттракцион работает только ночью, поэтому создаётся полное ощущение космического полёта. Однако и это ещё не всё! Потом человека пристёгивают к креслу на рельсе, расположенной на 340-метровой высоте. Рельса наклоняется вниз и у края бездны резко тормозит. Причём, несчастный пассажир буквально зависает над пропастью на ремне. Наверняка, ощущения просто непередаваемые.

Червивое путешествие

Австралийцы тоже не уступают в оригинальности своих идей. Они создали первый и единственный в мире музей червей. Само его здание «извивается» в форме гигантского червя, а табличка у входа приглашает проползти по музею на четвереньках через подземные ходы. В их полумраке встречаются макеты огромных червей и коконов, а один из главных аттракционов – туннель, который в подробностях знакомит с внутренностями этих милых животных. В музее, кстати, достаточно и живых экспонатов самых разных видов и величин.

Ожившие легенды фараона

И снова вернёмся в Америку. Есть здесь развлечение, представляющее собой воплощение компьютерного «квеста» – с загадками, ловушками, головоломками. Сделан он в виде гробницы фараона, через лабиринты которой и перестоит пройти храбрым исследователям. Тут есть чему удивиться: обрушивающиеся потолки, туманы и водопады, преследующий дух фараона, множество загадок и тайн.

Недетское занятие

А вы знаете, что взрослые обожают аттракционы не меньше детей? Причём, иногда так сильно, что вообще не хотят их покидать. Например, 43-летний преподаватель из Чикаго установил рекорд катания на американских горках. Провёл на них рекордсмен 8 суток подряд. Вот и говорите после этого, что все учителя зануды!

Я уже знакомила Вас с этикетом,одеждой,обычаями,украшениями Средневековья,архитектура замков средневековья регулярно освещается в постах,а теперь дошел черед и до развлечений.ну,не хлебом единым сыт человек....хочется фейерверков и эмоций,чай не короли

Поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и другие способы развлечься, доступные жителям городов в Средние века…

Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности.

Каким образом можно было убить это время?

Сходить в церковь и послушать проповедника

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX-X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе.

В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики по крайней мере декларативно осуждали такое времяпрепровождение.

Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Посмотреть представление

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы.

В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний.

Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.

Моралите — нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.

О спектаклях объявляли заранее, на городских воротах вывешивались плакаты, а во время представления город тщательно охраняли, «чтобы никакие неведомые люди не вошли в упомянутый город в этот день», как написано в одном из документов 1390 года, хранящемся в архиве городской ратуши в Туре.

При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.

Можно было развлечься и без нравоучений. Например, поглазеть на бродячих артистов. Примерно с XIV века во Франции образуются труппы профессиональных актеров — «Братство страстей», «Беззаботные ребята» и тому подобные.

Странствующие актеры — гистрионы, шпильманы, жонглеры — старались всевозможными приемами удивить и рассмешить публику. «Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглеру» (он жил в начале XIII века) содержит целый список необходимых актеру умений:

«…[Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…»

Послушать музыку или стихи

Миниатюра из «Истории» Гирона ле Куртуа. 1380-1390 годы.

Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов.

Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.

Переходя с места на место, жонглеры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII-XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.

На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами. Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров. Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.

Как и ремесленники, поэты-горожане составляли целые общества, подобные цехам. В Ипре, Антверпене, Брюсселе, Генте и Брюгге проводились праздники цеха так называемых риториков — ремесленников и купцов, взявших на себя попечение о поэзии. У каждого цеха был свой герб и девиз в виде шарады, а также особая иерархическая структура: декан, знаменосец, шут и другие члены «бюро старейшин».

Городские власти финансировали состязания риториков в области поэзии и актерского мастерства, по результатам которых вручали несколько призов: за литературные успехи, за лучшую реплику шута, за самый богатый костюм, за самый роскошный въезд в город.

Потанцевать

Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов.

Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома.

Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

В баварском Нордлингене танцевальный дом располагался в трехэтажном помещении. Первый этаж во время ярмарок соединялся переходами с расположенными рядом лавками мясников и пивной, и посетители могли курсировать между заведениями.

Там, где танцевальные дома занимали несколько этажей, залы верхнего этажа обычно предназначались для бюргеров благородного происхождения, а нижние были в распоряжении простых горожан. В некоторых городах в таком доме, помимо прочего, располагалась гостиница, а в Мюнхене и Регенсбурге в подвале городского «танцхауза» даже содержались заключенные.

Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины.

Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

Сходить на ярмарку

Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.

Например, ярмарка в Сен-Дени у стен Парижа происходила раз в год, зато длилась целый месяц. На это время вся торговля в Париже прекращалась и перемещалась в Сен-Дени. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран, на выступления жонглеров, акробатов и дрессированных медведей, послушать истории, которые рассказывали купцы, побывавшие в заморских странах.

Зрелище было настолько популярным, что Карл Великий дал своим управляющим особый наказ «следить, чтобы наши люди выполняли работу, которую они обязаны делать по закону, а не теряли время, болтаясь на рынках и ярмарках».

Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки. Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникавшие между участниками ярмарки.

В средневековой Англии даже существовали особые суды с упрощенной судебной процедурой, которая обеспечивала скорое решение дел. Они назвались «суды запыленных ног» (court of piepowder, pie poudre или pepowder) — в 1471 году английский парламент постановил, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать для себя именно такого суда.

Поучаствовать в карнавале

Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах.

Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию.

Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:

«Можно видеть священников и клириков, во время службы носящих маски и чудовищные личины. Они танцуют в хоре, переодетые женщинами, сводниками и менестрелями. Они поют непристойные песни. Они едят по углам алтаря колбасы, в то время как священник служит обедню. Там же они играют в кости. Они кадят вонючим дымом, исходящим от подошв старых башмаков. Они прыгают, бегают по церкви, не стесняясь. А затем разъезжают по городу в грязных повозках и тележках, вызывая смех своих спутников и сотоварищей, проделывая непристойные жесты и произнося постыдные и грязные слова».

Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

Поприветствовать гостя или правителя

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями.

Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства.

От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной

В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.

Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город.

Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Посмотреть рыцарский турнир

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь.

Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

Под влиянием рыцарских романов турниры постепенно приобрели большую организованность, участники стали использовать особое оружие, рыцари сходились для поединка один на один, а ристалище обносили забором.Для зрителей строили трибуны, причем каждая из них имела свою «королеву», а приз лучшему турнирному бойцу традиционно вручали женщины.


В 1364 году Франческо Петрарка так описывает атмосферу, царившую во время венецианской джостры (от итальянского слова giostre — «поединок»):«Внизу нет свободного местечка… огромная площадь, самый храм [Святого Марка], башни, крыши, портики, окна не только полны, но переполнены и набиты: невероятное множество народа скрывает лицо земли, и радостное, многочисленное население города, разлившись вокруг по улицам, еще увеличивает веселье».

В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.

Горожане отвечали на это пародийным «рыцарским турниром» (часто он устраивался во время большого карнавала на Масленицу), на котором весь рыцарский ритуал переворачивался с ног на голову. Человек, имитировавший рыцаря, выезжал на поединок со шлемом-корзиной на голове, сидя на старой кляче или бочке, и угрожал противнику граблями или чем-нибудь из кухонной утвари вместо копья.

После окончания события все немедленно отправлялись отметить его веселой пирушкой.

Принять участие в спортивных состязаниях

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде.

Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства.

Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы.

В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту.

В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.

Поиграть

Для тех, кому уличное веселье было не по душе, существовали домашние развлечения. Например, жмурки и «Лягушка посередине». Правила последней игры такие: человек садился в центр, а остальные дразнили и били его. Задачей было поймать одного из игроков, не выходя из круга, и тогда тот становился «лягушкой».

Были и спокойные игры: по правилам одних нужно было без утайки ответить на вопрос ведущих, других — рассказать историю. Кроме того, играли в «Святого Косму»: один из участников брал на себя роль святого, а другие становились перед ним по очереди на колени. Ведущий должен был любым способом рассмешить коленопреклоненного игрока, и тогда тот выполнял какое-нибудь задание.

Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.

Правила игры в карты были разные: например, один из участников вынимал из колоды карту, все присутствующие ставили на нее деньги. Если после этого из колоды вынимались три или четыре карты той же масти подряд, то игрок, вынувший первую карту, получал всю поставленную на нее сумму.

Еще одна популярная средневековая игра — трик-трак, буквально: игра в таблички. Трик-трак, пожалуй, была более известна и доступна, чем шахматы. Ума большого не надо, да и затраты не т. е. Играли при помощи самих табличек и костей. Сегодня эта игра известна, как нарды, и корни ее надо искать на Востоке.

Считается, что эту игру в Европе распространили крестоносцы, вернувшиеся из Палестины. Отдельно игра в кости — кубики с числовыми вариантами на гранях — самое любимое времяпрепровождение мужчин-вояк. И конечно, на кону стояли деньги. А то ведь просто так играть как-то не интересно. Существовало несколько способов игры в кости.

Каждый уважающий себя рыцарь и даже простой солдат имел кости для игры и готов был играть в любое время дня и ночи. Власти боролись с азартными играми уже тогда. Церковники грозили проклятиями, король Людовик Святой пошел на крайние меры — запретил азартные игры под страхом сурового наказания. Во время пути из Святой земли, куда Людовик ходил с войском в крестовый поход, больной, а потому не в лучшем настроении, король даже вышвырнул игровую доску, за которой играл его брат и еще один вельможа, за борт. Вельможа, однако, успел прикарманить денежки, лежавшие на кону, пока король и его брат препирались.

Впрочем, напрасно запрещать и в наши дни играть в азартные игры — в этом плане мало что поменялось. Играли и будут играть. Карты в Средние века поначалу игрой не были. Изображали на картах разные картинки… для детей, в обучающих и развивающих целях. Разумеется, для детей дворян. Первые такие карты — наибис — появились в Италии. Со временем придумали приспособить карты для азартных игр, упорядочив достоинство карт, масти и количество. Были колоды и по 52 карты, и по 48.

Но самой популярной игрой были кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели.

К тому же нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.

Наряду с интеллектуальными играми средневековый человек любил и подвижные. Игра «охотники и зайцы» была довольно известна в Европе. Игра «ударь по горшку» тоже была весьма популярна. Для этого развлечения необходимы горшок или кувшин и палка. Игрок с завязанными глазами пытался найти горшок и попасть по нему палкой. Болельщики помогали ему подсказками, типа «горячо-холодно», «близко-далеко».

Обычные салочки и жмурки доставляли радость и веселье средневековым взрослым почти столько же, сколько и детям. В Средние века так забавлялись простолюдины, равно как и перетягиванием канатов — весьма популярной игры в средневековой Англии. А вот знать английская очень любила играть в «шары». Король Генрих VIII Тюдор любил поиграть в эту игру. Остается добавить и обычную игру в мяч, с постоянно меняющимися правилами: все зависело от количества и желания игроков. В мяч играли даже священнослужители. Забавно представить себе церковника в сутане, гоняющего мяч по полю.

Охота — настоящая страсть знати, бесспорный фаворит среди активных развлечений. Кроме того, охота несла в себе и практический момент: лишних съестных припасов не бывает и любая дичь всегда кстати. Для охоты специально держали псарню, обучали ловле птиц охотничьих соколов. Обученный охотиться кречет — великолепный подарок во времена Средневековья, причем даже для женщин, которые любили охотиться не меньше мужчин.

Сходить в баню и хорошенько выпить

В большинстве средневековых городов существовали городские бани. В Париже в конце XIII века числилось 26 бань, полвека спустя в Нюрнберге — 12, в Эрфурте — 10, в Вене — 29, во Вроцлаве — 12.

Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.В немецких городах виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось только для нескольких дней в году, например Дня святого Мартина, когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди стояли, сидели и лежали на улицах — и пили вино.

Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к услугам горожан были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги проституток, которых часто называли «банщицами».

Вообще же проституция хотя и осуждалась церковью, считалась неизбежным явлением. «Дома для женщин», или «славные дома», принадлежали знатным семьям, купцам, королевским чиновникам и даже епископам и аббатам, а самые престижные из них нередко находились вблизи магистрата или здания суда.В Высокое Средневековье посещение публичного дома неженатыми мужчинами не считалось постыдным — в этом видели скорее признак здоровья и благополучия.

Далеко не все горожане могли позволить себе иметь отдельный сад или водоем, сооруженный за домом: многие жили в комнатах, каморках и пристройках, взятых внаем.

Часослов Этьена Шевалье

Воду для хозяйства брали в общественном колодце или фонтане, расположенном на площади, обычно недалеко от церкви. В Позднее Средневековье такие фонтаны служили не только украшением и источником питьевой воды, но и местом встреч и прогулок горожан.

Посмотреть казнь

Лобное место могло располагаться перед городом, по другую сторону крепостного рва, могло — на площади или даже перед домом потерпевшего, но казнь неизменно была публичным действом. Место и время казни, а также путь преступника были заранее известны всем горожанам.

Часослов Этьена Шевалье

Зрителей созывали глашатаи. Оптимальным временем считался полдень, часто власти устраивали казни в рыночный день, чтобы добиться максимального стечения народа, — правда, не в дни религиозных праздников.

Толпа собиралась вокруг преступника постепенно, по мере продвижения процессии по городу. Весь ритуал наказания провинившегося был рассчитан на зрителей, медлительное театральное действо предполагало участие окружающих в церемонии.В некоторых случаях преступнику предоставлялось право на поединок с палачом и люди могли способствовать его освобождению. Так произошло в Сен-Кантене в 1403 году, когда во время борьбы палач упал на землю и толпа горожан потребовала от королевского прево отпустить победителя. Зрители следили за точным исполнением ритуала и могли потребовать пересмотра дела, если что-то шло не так.Тела преступников было запрещено хоронить на кладбище, и трупы их оставались на виселице по многу лет до полного разложения, служа назиданием для гуляющей вокруг публики.

В продолжение темы:
Содержание ЕГЭ

Реальный шанс для наемных тружеников стать подлинными хозяевами своих предприятий, а вместе с тем и своей жизни, был упущен в конце 1980-х годов. Возвращение к капитализму...

Новые статьи
/
Популярные