Федоров апостол 1564. «Апостол

Начат печатанием в 1563 году 19 апреля, окончен в 1564 году 1 марта. , 261, [т.е. 268 ] л. кириллицей, фронтиспис, гравированный на доске, 48 гравированных заставок, 22 инициала и 24 строки заголовочной вязи, исполненной красным цветом. Переплет: доски обтянутые сафьяном, латунные застёжки, богатое золотое тиснение. Формат блока 26,5x17,5 см. Формат переплёта 31x19 см. В настоящее время в библиографии учтено 62 экземпляра. Именно этой книге принадлежит бренд первопечатной книги России! Ну, и цена соответствующая...

Библиографические источники:

1. Книжные сокровища ГБЛ. Выпуск 1. Книги кирилловской печати XV-XVIII веков. Каталог, Москва. 1979, № 13

2. Титов А.А. Старопечатные книги по Каталогу А.И. Кастерина, с обозначением их цен. Ростов, 1905, № 15 … 115 р. !!!

3. Каратаев И. «Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами». Том первый. С 1491 по 1652 г.г., Спб., 1883, № 69

4. Строев П. «Описание старопечатных книг славянских и российских, находящихся в библиотеке графа Ф. А. Толстова», М., 1829, № 16

5. Каратаев И. «Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами. 1491-1730». Спб., 1861, № 54

6. Ундольский В.М. «Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864-й год». Выпуск I-й. Москва, 1871, № 61

7. Сахаров И.П. Обозрение славяно-русской библиографии. Выпуск четвёртый. Хронологическая роспись славяно-русской библиографии. Издания, напечатанные кирилловскими и русскими буквами, с 1491до 1731 года. СПб, 1849, № 45

8. Немировский Е.Л. Книги кирилловской печати 1551-1600. Москва, 2009, № 69

9. Сопиков В.С. Опыт российской библиографии. Редакция, примечания, дополнения и указатель В.Н. Рогожина. Т.1-2, Ч.1-5, СПБ, издание А.С. Суворина, 1904-1906, № 73

10. Ширяев, Реестр старопечатных книг, № 5

11. Зернова А.С. «Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII веках. Сводный каталог. Москва, 1958. № 7

12. Строев П. «Описание старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке Царского», М., 1836, № 15

Ровно через десять лет после издания первого анонимного узкошрифтного Евангелия в Москве вышла книга, в которой указывалось место и время напечатания, имена не только печатников, но и издателей-заказчиков и даже излагались причины издания. Это был знаменитый первопечатный Апостол 1564 года - труд московских мастеров Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Благодаря этому изданию известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России. Если в начале 50-х годов XVI в. по указу царя Ивана IV "…начали изыскивать мастерство печатных дел…", то в начале 60-х царь "повелел устроить на средства царской казны дом, где производить печатное дело".

О том, где в Москве размещалась это первое государственное предприятие, организованное по приказу царя и выполнявшее программу, согласованную с царем и митрополитом, - неизвестно. Возможно в Троице-Сергиевом монастыре, где настоятелем в 1551 году стал Артемий, один из инициаторов печатного дела. Не сохранились или еще не обнаружены документы, показывающие, как была организована работа в печатне И. Федорова и П. Мстиславца, как она была оборудована, сколько работало человек, кто выполнял такие сложные полиграфические процессы как литье шрифтов, гравирование досок и т.д. Известно только, что царь "не жалея давал от своих царских сокровищ делателям… Ивану Федорову да Петру Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не пришло к завершению". Апостол (от греческого apostolos - посланник) - часть Нового Завета, богослужебная книга Православной Церкви, которая включает в себя написанные евангелистом Лукой деяния апостолов, соборные послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, 14 посланий апостола Павла и Апокалипсис. Считается, что славянский перевод Апостола выполнен Кириллом, Мефодием и их учениками. Издание такой солидной книги, как Апостол, требовало большой предварительной работы. Поэтому взяться за дело мастерам пришлось задолго до 1563 года, когда, по свидетельству самих печатников, они "начали печатать впервые эту святую книгу Деяния апостольские и послания соборные в год 7070 первый, апреля 19-го. Окончены же были в год 7070 второй марта в 1-й день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Руси…". Первопечатная русская книга по европейским меркам увидела свет довольно поздно - через 124 года после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка и устройства для отливки литер. К середине XVI столетия типографии существовали уже во многих крупных городах по всей Европе. Сам Иван Фёдоров в послесловии Апостола писал: «Начат помышляти, како бы изложите печатные книги, якоже в грекех, и в Венецыи, и во Фригии, и в прочих языцех». Это вовсе не означает, что попытки перенести типографское искусство Запада на российскую почву не предпринимались раньше. Документы сохранили несколько полных.драматизма свидетельств о судьбах пионеров книгоиздания в России. В любекской хронике Рейма-ра Кока 1556 года рассказывается о выходце из Магдебурга Бартоломее Готане, отправившемся в Москву печатать книги на русском и латинском языках, но не сумевшем осуществить свой замысел, так как «русские у него всё отобрали, бросили его в воду и утопили». Никаких подтверждений этой истории обнаружить не удалось, но нельзя не признать, что она, даже если и вымышлена, весьма характерна для той эпохи. О другом иностранце, немце Гансе Шлитте, известно, что в 1547 году он был послан царём Иваном IV «искать в Германии художников для книжного дела». Среди завербованных предприимчивым саксонцем мастеров имелись печатник, переплётчик и гравёр, но никто из них в Россию не попал, так как на обратном пути Шлитте задержали в Любеке и посадили в тюрьму. Однако сама повторяемость подобных неудач демонстрировала, что проблема назрела и требовала решения. Тому было много причин. Присоединение к Москве новгородских, тверских, псковских и рязанских земель, укрепление централизованного русского государства, расширение его торговых связей с европейскими странами способствовали заметному культурному подъёму на Руси в XVI веке. В окружение Ивана Грозного, о котором современники говорили, что он «словесной премудростью богат», в разные годы входили учёный митрополит Макарий, высоко ценивший книги царский любимец Алексей Адашев, псковский монах старец Филофей, впервые выдвинувший и обосновавший идею «третьего Рима», Максим Грек, в молодости изучавший книжное дело в Венеции, просвещённый протопоп Сильвестр, которому приписывают составление «Домостроя». Именно Сильвестра историки-книговеды называют организатором и владельцем первой московской так называемой «Анонимной» типографии, работавшей в 1553-1565 годах и выпустившей как минимум семь книг без указания выходных данных, места и года издания. Совершенно очевидно, что в Москве у Ивана Фёдорова были предшественники, но прорвать завесу анонимности, первым обрести профессиональное имя, а вместе с ним и благодарность потомков было суждено именно ему - дьякону церкви Николы Гостунского в Кремле. О начале жизни Ивана Фёдорова знают немного. Предполагают, что родился он около 1510 года. Известно, что в 1532 году человек с таким именем получил в Краковском университете учёное звание бакалавра. Установлено также, что в 1550-х годах Иван Фёдоров уже находился в Москве. Достоверная его биография прослеживается лишь с момента появления на свет Апостола 1564 года. История этого издания подробнейшим образом изучена и описана: над книгой работали сам Иван Фёдоров и его ближайший помощник Пётр Мстиславец. Руководящая роль принадлежала Ивану Фёдорову: он организовывал весь издательский процесс, редактировал текст, писал послесловие, держал корректуры. Пётр Мстиславец был, скорее всего, техническим редактором, гравёром и типографом. Уровень оформления и полиграфического исполнения Апостола специалисты единодушно оценивают как высокий для своего времени. Текст расположен обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. Завершающее Апостол послесловие Ивана Фёдорова учёные называют первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы. Новаторской явилась и применённая в процессе работы технология двухпрогонной раздельной печати текста киноварью и чёрной краской. Фронтиспис книги украшает изображение легендарного автора «Деяний апостолов» - евангелиста Луки. Гравюра искусно отпечатана с двух досок. Так что Апостол 1564 года важен не только как первая датированная книга в истории русского книгопечатания, но и как памятник полиграфического искусства, которому следовали и подражали в XVI и XVII веках и на Руси, и далеко за её пределами. Исследователи определяют тираж Апостола 1564 года по-разному - от 600 до 2000 экземпляров. В настоящее время в библиотеках и музеях разных стран хранится свыше 60 его экземпляров. Сведения эти не охватывают частные коллекции, однако можно смело утверждать, что и здесь речь может идти лишь о нескольких книгах. Судьба новаторов и первопроходцев редко бывает лёгкой: через год после издания Апостола Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец вынуждены были уехать из Москвы в Литву. Как писал об этом сам Иван Фёдоров, такое решение они приняли «по причине великих преследований, но не от самого государя, а от многих начальников и духовных властей и учителей, которые по зависти возводили на нас многие обвинения в ереси, желая добро обратить во зло и дело Божие вконец погубить, как это обычно для злонравных, невежественных и неразвитых людей, которые ни в грамматических тонкостях навыка не имеют и духовным разумом не наделены». Но труды русских первопечатников не пропали даром. В «Сказании достоверном об изобретении печатного дела» говорится: «А после тех мастеров иные мастера были, и от того времени пошло это дело крепко и без помех бесперебойно, как непрерывная ветвь». Московский Апостол 1564 года - произведение во многом новаторское. Иван Федоров освободил язык книги от архаизмов и неславянских выражений и оборотов, улучшил орфографию. Текст изложен очень обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание.

В Апостоле еще нет титульного листа, но есть послесловие, в котором содержатся все выходные данные книги и история ее выпуска: прославляются "благочестивый" царь - Великий князь Иван Васильевич, чьим повелением "начаша изыскавати мастерства печатных книг" и просвещенный митрополит Макарий, рассказывается о том, как была заведена типография в Москве. Это послесловие, скорее всего, было написано самим Иваном Федоровым и носит светский характер. Его можно считать первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы. Это было одно из лучших творений Ивана Федорова. Техника печати, качество набора, орнаментальных украшений намного превосходят качество анонимных изданий. Книга снабжена большой фронтисписной гравюрой, изображающей евангелиста Луку, вставленной в художественно выполненную рамку, которую Иван Федоров использовал и в других своих изданиях. В орнаментике Апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг Троице-Сергиева монастыря. В некоторых элементах этого орнамента усматривается отблеск Ренессанса. Новаторским в книге является применение технологии двухцветной печати в два прогона. Были внесены некоторые важные изменения и в шрифты. Нет многочисленных форм литеры "о", устранены широкие "е" и "с". Все это было отходом от рукописной традиции, но текст было легче и набирать и читать. Это было большим достижением Ивана Фёдорова. Его «Апостол» по технике выполнения не только превосходил своих предшественниц - анонимные книги, но и стал непревзойденным образцом печати в течение многих последующих десятилетий. Больше того, федоровский «Апостол» отличался технической оригинальностью по сравнению с древнерусскими анонимными книгами и с книжной продукцией зарубежных типографий того времени. За рубежом, на Западе, с конца XV века применялся двухпрокатный способ двуцветного печатания с двух наборных форм, одна из которых (основная) покрывалась черной краской, а другая -цветной, преимущественно красной, краской. При этом сначала печаталась форма с черной краской: ее оттиск на бумаге давал основной текст. Затем на тот же лист бумаги вторым прокатом наносился оттиск другой формы с красной (цветной) краской. В результате этого дополнительного оттиска на бумаге в незаполненных местах получались цветные детали текста: цветные заглавные буквы, заголовки, заставки, вязь и т. п. Именно в такой последовательности происходило печатание с двух наборных форм в зарубежных типографиях. Это подтверждается простым исследованием книг такой печати. Во всех случаях неправильной подгонки двух форм или ошибочного сдвига бумаги при ее накладке на вторую форму видно, что красная (цветная) краска лежит поверх черной краски. Следовательно, основная форма с черной краской была отпечатана первой, а детали с цветной краской допечатаны во вторую очередь. Как уже было сказано, при печатании первых древнерусских анонимных книг применялся иной, однопрокатный способ двуцветного печатания с одной наборной формы. Этот способ, совершенно оригинальный, русский, ни откуда не заимствованный, в анонимной «Триоди» при печатании ее средних листов был заменен более совершенным, но также оригинальным, отличным от зарубежной практики, двухпрокатным способом двуцветного печатания с одной наборной формы. При этом очередность двуцветной печати в анонимной «Триоди» была обратной по сравнению с зарубежным способом печатания: сначала, делался оттиск текста с красной (цветной) краской, а потом основного текста с черной краской. Изобретение этого оригинального способа печатания, впервые примененного при издании анонимной «Триоди», А. А. Сидоров основательно приписал Ивану Федорову. Таким же способом напечатан и его «Апостол» 1564 года. В результате кропотливых исследований В. В. Попова и А. А. Сидорова техника этого способа печатания предположительно представляется в таком виде. Сначала Иван Федоров и его помощники укладывали на одну форму набор всей страницы полностью, включая и те детали, которые надлежало печатать не черной, а красной краской. Затем эти, так сказать, цветные детали несколько приподнимались, и под них подкладывались снизу особые брусочки. Таким образом, получалась двухъярусная наборная форма.

После этого верхний ярус набора накатывали красной краской, накладывали на него лист бумаги и делали первый оттиск. На бумаге оставался отпечаток красных деталей текста. Наконец, вынув из наборной формы верхний ярус (красные детали), накатывали нижний ярус набора черной краской, накладывали на него тот же лист бумаги и делали второй оттиск. В результате этого на бумаге в соответствующих местах получался отпечаток основного текста. Следовательно, в отличие от зарубежного способа печатания, двуцветная печать Ивана Федорова получалась не с двух, а с одной наборной формы. И, кроме того, была иная последовательность печатания черного и красного текста: сначала печатались красные детали, а затем черный основной текст. В зарубежных печатных книгах того времени красное оказывалось на черном, а в федоровском «Апостоле» - наоборот: черное на красном. Это наглядно видно в случаях ошибочного сдвига бумаги при ее вторичнои накладке на нижнии ярус двухъярусной наборной формы. Способ печатания, изобретенный Иваном Федоровым, выгодно отличался от однопрокатного способа печатания анонимных книг. Во-первых, работа была менее кропотлива: не нужно было удалять с литер черную краску и затем покрывать их красной краской. Во-вторых, отпечатанный по способу Ивана Федорова текст получался чище, в нем было меньше помарок. Способ русского первопечатника имел некоторые преимущества и по сравнению с зарубежной техникой печатания: он давал экономию на материалах, так как обходился без второй наборной формы. Этим отчасти объясняется сравнительная продолжительность его существования: в типографиях Московской Руси по способу Ивана Федорова книги печатались в течение века. Большую изобретательность, изумительное мастерство первопечатник проявил при изготовлении шрифтов.

Шрифт «Апостола» изготовлен по особому образцу, отличавшемуся от современных ему западноевропейских и славянских шрифтов. Таким образцом для Ивана Федорова послужил тот крупный полуустав XVI века с небольшим наклоном вправо, который широко применялся в древнерусских рукописных книгах. Этот рукописный полуустав привлек внимание первопечатника прежде всего своей четкостью, простотой и изяществом очертаний букв. Имело большое значение также и то, что первопечатник не хотел отпугивать читателей ненужной новизной, стремился приблизить печатный шрифт к рукописным буквам, к которым русские люди давно привыкли. Наконец, такая стилизация книги под рукопись могла несколько ослабить нападки и возражения врагов печатной книги. Рисунки букв «Апостола» всегда очень четки, читабельны. Их наклон вправо строго соблюден, а величина всюду одинакова, и потому строчки ровны и стройны. Также последовательно выдержано одинаковое расстояние между буквами. Прописные буквы вдвое больше строчных. Начальные буквы глав даны в форме больших инициалов, разукрашенных стилизованной листвой. Оглавление книги напечатано нарядной вязью; это сплошной узор из причудливого сплетения крупных букв. Шрифт «Апостола» 1564 года настолько совершенен и привлекателен, что оказал влияние на западнославянское книгопечатание. В Московском же государстве этот шрифт считался образцовым в течение полувека, вплоть до начала XVII столетия. Рука большого мастера сказалась и в верстке «Апостола». Безукоризненно прямые линии строк, совершенно одинаковые расстояния между ними, точная подгонка заглавных инициалов к строчным буквам, строго выдержанные крайние линии справа и слева - все это создает впечатление подкупающей гармонии и облегчает чтение книги. Частным недостатком верстки «Апостола» является неравномерность промежутков или их отсутствие между словами, а также отсутствие знаков переноса слов. Вязь, инициалы, вставки в тексте и на полях напечатаны красной краской (киноварью), все остальное - черной краской. Киноварь и черная краска очень высокого качества. Благодаря этому текст книги хорошо сохранился. В «Апостоле» 534 страницы, причем на каждой странице при полном наборе 25 строк. За исключением двенадцати страниц, все остальные страницы прономерованы в нижнем правом углу кириллицей, т. е. буквами кирилловской азбуки. «Апостол» 1564 года богато украшен. В нем, кроме нарядной вязи, имеется серия заставок - сорок восемь чудесных рисунков, отпечатанных с двадцати гравировальных деревянных досок (некоторые заставки повторяются), двадцать два красивых инициала - узорные буквы, отпечатанные с пяти досок (инициалы тоже повторяются), пятьдесят четыре маргиналии (указания на главы и на порядок чтения текста) с одной доски и, наконец, превосходный фронтиспис. В одном из сохранившихся экземпляров книги на 162-й странице помещена плетеная концовка. В других экземплярах эта концовка отсутствует, видимо, потому, что она или не понравилась самому первопечатнику, или наоборот, включена им в последние экземпляры тиража книги. Рисунки заставок даны на черном фоне и состоят из причудливого переплетения пышных, широколистных трав с плодами в виде кедровых шишек, стручков, маковых головок. Эти растительные орнаменты очень пластичны, выразительны, полны живого движения растительных побегов. В заставках чувствуется опытная рука талантливого художника-гравера, самостоятельно, творчески перерабатывавшего мотивы заставок, известные ему по древнерусским рукописным книгам. Заставки разного размера. Перед началом книги и ее разделами помещены крупные заставки, а перед главами- небольшие заставки в форме узких, продолговатых лент. Все украшения книги: заставки, узорные буквы, вязь - выполнены в одном стиле и производят целостное впечатление. Особое место в книге занимает фронтиспис - замечательное произведение древнерусского художника-гравера, первая художественная гравюра на дереве в России. Фронтиспис состоит из рамки, художественно выполненной в виде арки на двух колонках, и помещенного в эту рамку изображения легендарного автора книги - апостола-евангелиста Луки, склонившегося над рукописью. Фронтиспис отпечатан с гравюры на дереве размером 26,25хI6,6 сантиметра, причем эта гравюра также составная: фигура Луки выполнена на отдельной доске, которая вплотную вставлялась в другую доску с изображением рамки. Такое устройство" двойной гравюры позволяло пользоваться не только всей композицией в целом, но; и каждой из ее составных частей в отдельности. Таким образом, можно было печатать или всю двойную гравюру целиком, или одну рамку с текстом внутри ее вместо изображения Луки, или рамку с изображением любой другой фигуры. Именно так и поступал Иван Федоров впоследствии при издании других книг. В этой гравюре большое мастерство художественного выполнения сочетается с глубоким и значительным замыслом: изображение человека, работающего над книгой под торжественно-великолепной триумфальной аркой, как бы прославляет вдохновенный труд создателя книги. Итак, оригинальная усовершенствованная техника двуцветной печати, четкий и красивый шрифт, отличная верстка, безупречно грамотный текст, богатое разнообразие и тонкое художественное выполнение заставок и узорных букв, превосходный фронтиспис - все это восхищает в первой книге Ивана Федорова, изданной им в государственной типографии. «Апостол» 1564 года является -синтезом всего лучшего, что было в древнерусских рукописных книгах и в практике анонимной типографии, итогом развития книжной техники прошлого, которая была значительно обогащена первопечатником, одаренным изобретателем и новатором в области книгопечатания. Примечательно, что итальянец Рафаэль Барберини, хорошо знакомый с мировыми достижениями итальянских типографов, в письме на родину с большой похвалой отозвался в 1564 году о московских печатниках, о работе московской государственной типографии: «В прошлом году ввели они у себя печатание...и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве». «Апостол» 1564 года - непревзойденный шедевр древнерусской печати, высшее достижение полиграфического мастерства XVI века. Это творение Ивана Федорова было образцом для его учеников и почитателей, для продолжателей его великого дела. Произведения всех русских печатников XVI века носят явные следы благотворного влияния фёдоровского мастерства. Но ни одно из этих произведений не могло превзойти технический и художественный уровень «Апостола» 1564 года.

Это - первая точно датированная русская печатная книга. Ученые установили, что и до «Апостола» 1564 г. в Москве работал типографский станок. Мастерскую, в которой он стоял, называют анонимной. На книгах, вышедших отсюда, не указано кто, где и когда их печатал. «Апостол» же завершен послесловием, в котором приведены сведения, называемые нами сегодня «выходными». Русское книгопечатание впервые во весь голос заявило о своем существовании.

«Апостол» 1564 г. редкой книгой не назовешь. Сегодня известно 62 экземпляра. И едва ли не каждый год находятся новые. Каким тиражом напечатана книга, мы не знаем. Сведения о тираже впервые появились в «Апостоле», напечатанном в 1597 г. учеником Ивана Федорова Андроником Тимофеевым Невежей. «А напечатано книг сих вкупе тысяча пятьдесят»,- сказано в послесловии книги. Условия, в которых веками хранились «Апостолы» 1564 и 1597 гг., были примерно одинаковы. Издание 1597 г. известно в 26 экземплярах. Поэтому мы можем предположить, что тираж первой, точно датированной московской печатной книги превышал 2000, а может быть, и 3000 экземпляров.

С первенцем Ивана Федорова можно ныне познакомиться в библиотеках Москвы и Ленинграда, Киева и Львова, Новосибирска и Риги, Вашингтона и Дублина, Лондона и Праги...

«Апостол» 1564 г. - памятник прекрасного полиграфического искусства, которым Иван Федоров владел, можно сказать, в совершенстве. Все здесь продумано, выверено.

Книга отпечатана «в лист». Это значит, что с каждой стороны бумажного листа размещено по две полосы. Фальцевали листы в один сгиб.

С определенностью установить формат издания сейчас трудно, ибо все сохранившиеся до наших дней экземпляры многократно переплетали и при этом, конечно, обрезали с трех сторон. Член-корреспондент Академии наук СССР А. А. Сидоров, в свое время изучавший «Апостол», установил, что его формат находится в пределах 1774-181x2724-283 мм. Формат полосы набора - 119×204 мм. Здесь уже сведения точные, ибо выключка в книгах первопечатника - хорошая.

Формат полосы набора приведен без учета подстрочных и надстрочных отсылок и индексации, вынесенной на поля. Если учитывать и эти тексты, печатавшиеся краской - киноварью, окажется, как писал А. А. Сидоров, что «Апостол» 1564 г. построен по правильному и четкому кратному отношению 3:2 (максимальная высота набора 21 см, ширина 14 см). Это близко к так называемому золотому сечению - гармонической взаимосвязи отрезков линий, площадей и объемов, о которой говорил Леонардо да Винчи.

«Апостол». Москва. 1564

В строгой продуманности пропорций и в совершенстве полиграфической техники кроется секрет того удивительного впечатления гармонии и стройности, которое производит книга.

Книжный блок «Апостола» 1564 г. составлен из 34 тетрадей, в каждой из которых по 8 листов, или по 16 страниц. Исключение - первая и последняя тетради, насчитывающие по 6 листов. Общее же количество листов -268. На первых шести из них фолиации нет. Остальные же перенумерованы кирилловской цифирью. Напомним читателю, что каждая буква кириллицы имела и численное значение: «аз» означал 1, «веди» -2, «глаголь» -3 и т.д.

Сигнатуры (нумерации тетрадей) в «Апостоле» 1564 г. нет. Но Иван Федоров превосходно понимал значение сигнатуры для обеспечения правильности подборки тетрадей. Любопытно, что малоформатные издания первопечатника сигнатуры имеют. Быть может, он нумеровал тетради и крупноформатных изданий, но ставил числа на самом краю листов и при переплете их обрезали.

Богато и своеобразно художественное убранство «Апостола» 1564 г., включающее фронтиспис, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок, 22 инициала -с 5 досок, 24 строки вязи. Думая об оформлении своего первенца, Иван Федоров во многом следовал традиции, сложившейся в древнерусских рукописных мастерских. Именно здесь был создан тот удивительно красивый стиль орнаментики, который впоследствии назвали «старопечатным». Ученые думали, что в рукописные книги он пришел из печатных. Но было все наоборот.

Заставка вообще характерна для византийских, сербских, древнерусских рукописей. В западноевропейской книге мы этот важный элемент художественного убранства не найдем. Заставка старопечатного стиля представляет собой удлиненный по горизонтали прямоугольник с навершиями и украшениями по углам, выступающими за пределы строгой геометрической формы. Композиционный центр заставки - черно-белое «клеймо», вписанное в узорное обрамление, играющее всеми цветами радуги.

Все элементы художественного убранства «Апостола» 1564 г. выполнены в технике ксилографии, или обрезной гравюры на дереве. Передать узорное многоцветье обрамления рукописных заставок этим способом можно, но исключительно трудно. Для этого число форм должно соответствовать количеству цветов. Важной технической проблемой, которую вряд ли мог решить в ту пору Иван Федоров, становится приводка. Поэтому типограф взял за основу своих заставок черно-белые клейма, рисунок которых, как доказали ученые, восходил к гравированному на меди алфавиту прописных букв немецко-нидерланд- ского мастера XV в. Израэля ван Мекенема.

Первая книга Ивана Федорова положила начало новому стилю орнаментики, который в XVI - первой половине XVII вв. господствовал в русской книге.

Концовки в наших древних рукописях не встречались. Иван Федоров попробовал было ввести концовки на страницы «Апостола», но потом передумал, решил следовать традиции. Из 62 сохранившихся до наших дней экземпляров издания 1564 г. концовку, завершающую лист 81, удалось обнаружить лишь в четырех.

Много писали искусствоведы о фронтисписе «Апостола». Изображен на нем один из легендарных авторов книги - апостол Лука. Он сидит на низкой скамеечке, на коленях у него книга. Перед Лукой - высокий пюпитр, на котором мы видим раскрытый свиток, подставку-горку для письма, чернильницу с гусиным пером. Фигура заключена в декоративное обрамление из триумфальной арки с полуциркульным сводом. Колонны с пышными капителями поддерживают горизонтальное перекрытие, на котором стоит ваза с цветами.

Ученые установили, что рисунок рамки напоминает арку с гравюр немецкого мастера Эргарда

Шена, работавшего в первой половине XVI в. Иван Федоров значительно переработал композицию оригинала, приблизив ее к отечественной традиции.

Изображение Луки, видимо, вставлялось в обрамление. Если изображение это мы больше никогда не встретим, то доску, с которой отпечатана рамка, Ивам Федоров сохранит и впоследствии будет использовать во Львове и Остроге. Рисунок рамки станет популярным, его будут копировать польские и литовские мастера.

Нужно сказать и о полиграфической технике «Апостола» 1564 г. В книге много красного цвета, который Иван Федоров использует для выделения отдельных текстов. Он учитывал и то, что второй цвет делает книгу нарядной, праздничной. Наш первый типограф печатал методом двухпрогонной печати с одной формы. При наборе под литеры, которые следовало воспроизвести красным, подкладывался пробельный материал. При этом литеры несколько поднимались над основным набором. На приподнятые участки наносили киноварь и накладывали сверху лист бумаги. Затем «красный» набор удаляли, оставляя подкладки. Форму набивали черной краской и притискивали к ней красный оттиск.

Любопытен прием так называемого слепого тиснения, при котором некоторые участки формы заполняли не пробельным материалом, но литерами, краску на которые не наносили. На оттиске эти литеры образовывали рельефный узор.

«Апо́стол» 1564 года («Моско́вский Апо́стол» , «Деяния святых апостол списана святым апостолом и евангелистом Лукою» ) - первая датированная напечатанная книга в России. Напечатана в 1563-1564 годах Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем .

История создания

«Апостол» не был первой книгой, изданной в Москве. Шесть так называемых анонимных изданий (три Евангелия , две Псалтыри и Триодь) были выпущены в 1550-х годах незадолго до первых изданий Ивана Фёдорова (самые поздние из них - возможно, вскоре после выхода «Апостола») .

Характеристики издания

Впервые в московском издании появляется гравированный фронтиспис - фигура евангелиста Луки в триумфальной арке . Помимо этой гравюры, в книге 48 заставок (с 20 досок ), 22 буквицы (с 5 досок ), 51 цветок-рамка (с одной доски). Названия разделов набраны вязью .

Гравюра на фронтисписе - составная (для арки и для евангелиста использованы отдельные доски). Арку Фёдоров использовал и в других изданиях. Известно, что её основой послужила гравюра художника Э. Шёна из Библии, напечатанной в Нюрнберге в 1524 году Пейпусом. Подобная практика была обычной в книгопечатании, однако в «Апостоле» рисунок арки творчески переработан. Евангелист Лука, изображенный в обратной перспективе, совершенно самобытен. Ближайшие прототипы следует искать в русских церковных фресках. Скорее всего, рамка и евангелист исполнены разными гравёрами. Автором рамки, возможно, является сам Иван Фёдоров .

Заставки с лиственным орнаментом одновременно похожи на традиционные русские рукописные заставки, готический орнамент немецких инкунабул и на «венецианский» орнамент современных «Апостолу» западных печатных книг. Ренессансное влияние последних особенно заметно в орнаменте «Часовников » Фёдорова, напечатанных вслед за «Апостолом» .

Шрифт «Апостола» исполнен гораздо более аккуратно и точно, чем шрифты анонимных изданий. Основные и дополнительные линии - одной толщины. В основе шрифта - рукописный полуустав XVI века .

«Апостол» Фёдорова - подлинный шедевр русской первопечатной книги. Он превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания», так и последовавшие издания самого Фёдорова. В «Апостоле» впервые в славянской книге наборная полоса была выключена как по левой, так и по правой стороне . Слова разделяются шпациями, но не всегда.

«Часовники», отпечатанные Фёдоровым и Мстиславцем ещё в Москве, исполнены значительно скромнее. Зарубежные издания Фёдорова сильно отличаются и по набору, и по оформлению от московских. Фёдоров применяет в них более мелкий шрифт, набор в две колонки. Вместе с рамкой из Московского «Апостола» им используется более скромная по своему достоинству гравюра с изображением царя Давида .

Особенности печати

При издании «Апостола» Фёдоров использовал два изобретения, характерные для русского книгопечатания. Во-первых, это использовавшийся уже в анонимных изданиях принцип «перекрещивания строк» (термин Е. Л. Немировского), когда диакритические знаки набираются отдельными от букв литерами . Во-вторых - оригинальный, изобретённый, видимо, самим Фёдоровым, метод печати в два прогона (краски) с одной формы. Сперва литеры, которые следовало отпечатать красным (киноварью), приподнимали над поверхностью формы и производили оттиск. Затем их извлекали из набора, после чего основной текст впечатывали на те же листы чёрной краской .

Известные экземпляры

Е. Л. Немировский предполагает, что было напечатано около 2000 экземпляров «Апостола». Из них 23 экземпляра находятся в Москве, 13 - в Санкт-Петербурге , 3 - в Киеве , по 2 - в Екатеринбурге , Львове и Новосибирске . Ещё около двадцати - в различных городах мира .

Другое

Напишите отзыв о статье "Апостол (книга, 1564)"

Примечания

  1. Сборник «Иван Фёдоров Первопечатник», Л. , 1935, стр. 56.
  2. «…царь… Иван Васильевич… повелел святые книги… покупать и в святые церкви вкладывать: …Но среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов. Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».
  3. Сидоров А. А. История оформления русской книги. М ., Л. , 1946. С. 52-53.
  4. Сидоров А. А. История оформления русской книги. М ., Л. , 1946. С. 64. См. также: Немировский Е. Л. Большая книга о книге. М ., 2010. С. 368.
  5. Сидоров А. А. История оформления русской книги. М ., Л. , 1946. С. 54.
  6. Немировский Е. Л. Большая книга о книге. М ., 2010. С. 369. См. также: .
  7. Сидоров А. А. История оформления русской книги. М ., Л. , 1946. С. 56-59, 66.
  8. Щелкунов М. И. История, техника, искусство книгопечатания. М ., Л. , 1926. С. 310.
  9. Булгаков Ф. И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства. Т. I. СПб. , 1889. С. 220.
  10. Сидоров А. А. История оформления русской книги. М ., Л. , 1946. С. 55, 63, 67.
  11. Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гуттенберга. М ., 2000. С. 166-167.
  12. Немировский Е. Л. Большая книга о книге. М ., 2010. С. 370.

Ссылки

  • на сайте РГБ
  • на сайте ГПНТБ СО РАН

Отрывок, характеризующий Апостол (книга, 1564)

И вдруг, как в яркой вспышке, я очень чётко увидела «картинку» своего светящегося слепящим зелёным цветом тела, и своих старых «звёздных друзей», которые, улыбаясь, показывали на этот зелёный свет... Видимо каким-то образом моему «паникующему» мозгу удалось их откуда-то призвать, и теперь они пытались мне по-своему «подсказать», что я должна делать. Долго не думая, я закрыла глаза и попыталась сосредоточиться, пробуя мысленно призвать давно забытое ощущение… И буквально через долю секунды вся «вспыхнула» тем же самым изумительно ярким зелёным светом, который только что видела на показанной друзьями «картинке». Моё тело сияло так сильно, что освещало почти что всю комнату, вместе с кишащими в ней мерзкими существами. Я не была уверенна, что делать дальше, но чувствовала, что должна направить этот «свет» (или точнее, энергию) на всех тех извивающихся «ужастиков», чтобы как можно скорее заставить их исчезнуть из нашего поля зрения, а также, из и без них достаточно сложной, жизни Артура. Комната вспыхнула зелёным, и я почувствовала как из моих ладоней вырвался очень «густой» зелёный луч и направился прямиком в цель… Тут же послышался дикий визг, перешедший в настоящий «потусторонний» вой… Я почти уже успела обрадоваться, что наконец-то будет всё хорошо и они прямо сейчас исчезнут навсегда, но, как оказалось, до «счастливого конца» пока ещё было чуточку далековато… Существа судорожно цеплялись когтями и лапами за всё ещё машущего руками «папу» и отбивающуюся от них малышку, и пока что явно не собирались сдаваться. Я поняла, что второй «атаки» Вэста уже не выдержит, и тем же самым потеряет свой единственный шанс последний раз поговорить со своим отцом. А вот этого, как раз-то, я допустить никак не могла. Тогда я ещё раз собралась и, что было сил, «швырнула» зелёные лучи теперь уже на всех «монстров» одновременно. Что-то звонко хлопнуло… и наступила полная тишина.
Наконец-то все монстроподобные страшилища куда-то исчезли, и мы могли позволить себе свободно вздохнуть...
Это была моя первая, совсем ещё «детская» война с настоящими нижнеастральными существами. И не могу сказать, что она была очень приятной или, что я совершенно не испугалась. Это теперь, когда мы живём в буквально «заваленном» компьютерными играми двадцать первом веке, мы ко всему привыкли и почти что полностью перестали удивляться какой-либо жути… И даже маленькие дети, полностью освоившись в мире вампиров, оборотней, убийц и насильников, сами точно также в восторге убивают, режут, пожирают и стреляют, всего лишь для того, чтобы «пройти на следующий уровень» какой-то им полюбившейся компьютерной игры… И наверное, появись у них в тот момент в комнате какой-нибудь настоящий страшенный монстр – они даже и не подумали бы испугаться, а не задумываясь, спокойно свалили бы всё на, так хорошо знакомые им, спецэффекты, голографию, перемещение во времени, и т.д., несмотря на то, что того же самого «перемещения во времени» или других любимых ими «эффектов» ещё никому из них в реальности пока что не удалось пережить.
И те же самые дети гордо чувствуют себя «бесстрашными героями» своих любимых, жестоких игр, хотя вряд ли бы эти герои себя бы так же «геройски» повели, увидь они в реальности любого ЖИВОГО нижнеастрального монстра…
Но, вернёмся в нашу, теперь уже «очищенную» от всей когтисто-клыкастой грязи, комнату…
Понемногу я пришла в себя и опять уже была в состоянии общаться со своими новыми знакомыми.
Артур сидел окаменевший в своём кресле и теперь уже ошарашено глядел на меня.
Весь алкоголь из него за это время выветрился, и теперь на меня смотрел очень приятный, но безумно несчастный молодой человек.
– Кто ты?.. Ты тоже ангел? – очень тихо спросил он.
Этот вопрос (только без «тоже») при встречах с душами, мне задавался очень часто, и я уже привыкла на него не реагировать, хотя в начале, признаться честно, он довольно долго продолжал меня очень и очень смущать.
Меня это чем-то насторожило.
– Почему – «тоже»?– озадачено спросила я.
– Ко мне приходил кто-то, кто называл себя «ангелом», но я знаю, что это была не ты… – грустно ответил Артур.
Тут меня осенила очень неприятная догадка...
– А вам не становилось плохо после того, как этот «ангел» приходил? – уже поняв в чём дело, спросила я.
– Откуда знаешь?.. – очень удивился он.
– Это был не ангел, а скорее наоборот. Вами просто пользовались, но я не могу вам этого правильно объяснить, потому, что не знаю пока ещё сама. Я просто чувствую, когда это происходит. Вам надо быть очень осторожным. – Только и смогла тогда сказать ему я.
– Это чем-то похоже на то, что я видел сегодня? – задумчиво спросил Артур.
– В каком-то смысле да, – ответила я.
Было видно, что он очень сильно старается что-то для себя понять. Но, к сожалению, я не в состоянии была тогда ещё толком ему что-либо объяснить, так как сама была всего лишь маленькой девочкой, которая старалась своими силами «докопаться» до какой-то сути, руководствуясь в своих «поисках» всего лишь, ещё самой не совсем понятным, своим «особым талантом»...
Артур был, видимо, сильным человеком и, даже не понимая происходящего, он его просто принимал. Но каким бы сильным не был этот измученный болью человек, было видно, что снова скрывшиеся от него родные образы его любимой дочери и жены, заставляли его опять также нестерпимо и глубоко страдать... И надо было иметь каменное сердце, чтобы спокойно наблюдать, как он озирается вокруг глазами растерянного ребёнка, стараясь хоть на короткое мгновение ещё раз «вернуть» свою любимую жену Кристину и своего храброго, милого «лисёнка» – Вэсту. Но, к сожалению, его мозг, видимо не выдержавший такой огромной для него нагрузки, намертво замкнулся от мира дочери и жены, больше уже не давая возможности с ними соприкоснуться даже в самом коротком спасительном мгновении…
Артур не умолял о помощи и не возмущался... К моему огромному облегчению, он с удивительным спокойствием и благодарностью принимал то оставшееся, что жизнь ещё могла ему сегодня подарить. Видимо слишком бурный «шквал», как положительных, так и отрицательных эмоций полностью опустошил его бедное, измученное сердце, и теперь он лишь с надеждой ждал, что же ещё я смогу ему предложить…
Они говорили долго, заставляя плакать даже меня, хотя я была уже вроде бы привыкшая к подобному, если конечно к такому можно привыкнуть вообще...
Примерно через час я уже чувствовала себя, как выжатый лимон и начала немножко волноваться, думая о возвращении домой, но всё никак не решалась прервать этой, хоть теперь уже и более счастливой, но, к сожалению, их последней встречи. Очень многие, которым я пыталась таким образом помочь, умоляли меня прийти опять, но я, скрепив сердце, категорически в этом отказывала. И не потому, что мне их не было жалко, а лишь потому, что их было множество, а я, к сожалению, была одна… И у меня также ещё была какая-то моя собственная жизнь, которую я очень любила, и которую всегда мечтала, как можно полнее и интереснее прожить.

Назрела необходимость издания печатных книг. Иван Грозный отдает приказание устроить типографию. Тому было несколько причин, среди которых: потребность в книгах в связи с расширением территории (завоевание Казани), развитием ремесел и торговли вообще; «необходимость упрочения государственной цензуры»; «политика централизации и унификации идеологического воздействия» . Иван Фёдоров в послесловии к «Апостолу» говорит о необходимости исправления текста рукописных книг, которые часто искажались переписчиками .

«Апостол» не был первой книгой, изданной в Москве. Шесть так называемых анонимных изданий (три Евангелия , две Псалтыри и Триодь) были выпущены в 1550-х годах незадолго до первых изданий Ивана Фёдорова (самые поздние из них - возможно, вскоре после выхода «Апостола») .

Характеристики издания

Впервые в московском издании появляется гравированный фронтиспис - фигура евангелиста Луки в триумфальной арке . Помимо этой гравюры, в книге 48 заставок (с 20 досок ), 22 буквицы (с 5 досок ), 51 цветок-рамка (с одной доски). Названия разделов набраны вязью .

Гравюра на фронтисписе - составная (для арки и для евангелиста использованы отдельные доски). Арку Фёдоров использовал и в других изданиях. Известно, что её основой послужила гравюра художника Э. Шёна из Библии, напечатанной в Нюрнберге в 1524 году Пейпусом. Подобная практика была обычной в книгопечатании, однако в «Апостоле» рисунок арки творчески переработан. Евангелист Лука, изображенный в обратной перспективе, совершенно самобытен. Ближайшие прототипы следует искать в русских церковных фресках. Скорее всего, рамка и евангелист исполнены разными гравёрами. Автором рамки, возможно, является сам Иван Фёдоров .

Заставки с лиственным орнаментом одновременно похожи на традиционные русские рукописные заставки, готический орнамент немецких инкунабул и на «венецианский» орнамент современных «Апостолу» западных печатных книг. Ренессансное влияние последних особенно заметно в орнаменте «Часовников » Фёдорова, напечатанных вслед за «Апостолом» .

Шрифт «Апостола» исполнен гораздо более аккуратно и точно, чем шрифты анонимных изданий. Основные и дополнительные линии - одной толщины. В основе шрифта - рукописный полуустав XVI века .

«Апостол» Фёдорова - подлинный шедевр русской первопечатной книги. Он превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания», так и последовавшие издания самого Фёдорова. В «Апостоле» впервые в славянской книге наборная полоса была выключена как по левой, так и по правой стороне . Слова разделяются шпациями , но не всегда.

«Часовники», отпечатанные Фёдоровым и Мстиславцем ещё в Москве, исполнены значительно скромнее. Зарубежные издания Фёдорова сильно отличаются и по набору, и по оформлению от московских. Фёдоров применяет в них более мелкий шрифт, набор в две колонки. Вместе с рамкой из Московского «Апостола» им используется более скромная по своему достоинству гравюра с изображением царя Давида .

Особенности печати

При издании «Апостола» Фёдоров использовал два изобретения, характерные для русского книгопечатания. Во-первых, это использовавшийся уже в анонимных изданиях принцип «перекрещивания строк» (термин Е. Л. Немировского), когда диакритические знаки набираются отдельными от букв литерами . Во-вторых - оригинальный, изобретённый, видимо, самим Фёдоровым, метод печати в два прогона (краски) с одной формы. Сперва литеры, которые следовало отпечатать красным (киноварью), приподнимали над поверхностью формы и производили оттиск. Затем их извлекали из набора, после чего основной текст впечатывали на те же листы чёрной краской

Апостол (значения)

«Апо́стол» 1564 года («Моско́вский Апо́стол» , «Деяния святых апостол списана святым апостолом и евангелистом Лукою» ) - первая датированная напечатанная книга в России. Напечатана в 1563-1564 гг. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.

История создания

К 1550-м годам в Русском царстве назрела необходимость издания печатных книг. Иван Грозный отдает приказание устроить типографию. Тому было несколько причин, среди которых: потребность в книгах в связи с расширением территории (завоевание Казани), развитием ремесел и торговли вообще; «необходимость упрочения государственной цензуры»; «политика централизации и унификации идеологического воздействия». Иван Фёдоров в послесловии к «Апостолу» говорит о необходимости исправления текста рукописных книг, которые часто искажались переписчиками.

«Апостол» не был первой книгой, изданной в Москве. Шесть так называемых анонимных изданий (три Евангелия , две Псалтыри и Триодь) были выпущены в 1550-х гг. незадолго до первых изданий Ивана Фёдорова (самые поздние из них - возможно, вскоре после выхода «Апостола»).

Характеристики издания

«Апостол» напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата. В книге 267 листов (534 стр.), на каждой странице - 25 строк. Первые 6 листов - без помет. Нумерация - буквенная кириллическая, начинается с 7-го листа. Оригинальный формат точно не известен (все существующие экземпляры обрезаны переплётчиками), но примерно составляет 28×18 см (1:1,56). Пропорции наборной полосы (1:1,72) также стремятся к золотому сечению.

Впервые в московском издании появляется гравированный фронтиспис - фигура евангелиста Луки в триумфальной арке. Помимо этой гравюры в книге 48 заставок (с 20 досок), 22 буквицы (с 5 досок), 51 цветок-рамка (с одной доски). Названия разделов набраны вязью.

Гравюра на фронтисписе - составная (для арки и для евангелиста использованы отдельные доски). Арку Фёдоров использовал и в других изданиях. Известно, что её основой послужила гравюра художника Э. Шёна из Библии, напечатанной в Нюрнберге в 1524 г. Пейпусом. Подобная практика была обычной в книгопечатании, однако в «Апостоле» рисунок арки творчески переработан. Евангелист Лука, изображенный в обратной перспективе, совершенно самобытен. Ближайшие прототипы следует искать в русских церковных фресках. Скорее всего, рамка и евангелист исполнены разными гравёрами. Автором рамки, возможно, является сам Иван Фёдоров.

Заставки с лиственным орнаментом одновременно похожи на традиционные русские рукописные заставки, готический орнамент немецких инкунабул и на «венецианский» орнамент современных «Апостолу» западных печатных книг. Ренессансное влияние последних особенно заметно в орнаменте «Часовников» Фёдорова, напечатанных вслед за «Апостолом».

Шрифт «Апостола» исполнен гораздо более аккуратно и точно, чем шрифты анонимных изданий. Основные и дополнительные линии - одной толщины. В основе шрифта - рукописный полуустав XVI века.

«Апостол» Фёдорова - подлинный шедевр русской первопечатной книги. Он превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания», так и последовавшие издания самого Фёдорова. В «Апостоле» впервые в славянской книге наборная полоса была выключена как по левой, так и по правой стороне. Слова разделяются шпациями, но не всегда.

«Часовники», отпечатанные Фёдоровым и Мстиславцем ещё в Москве, исполнены значительно скромнее. Зарубежные издания Фёдорова сильно отличаются и по набору, и по оформлению от московских. Фёдоров применяет в них более мелкий шрифт, набор в две колонки. Вместе с рамкой из Московского «Апостола» им используется более скромная по своему достоинству гравюра с изображением царя Давида.

Особенности печати

При издании «Апостола» Фёдоров использовал два изобретения, характерные для русского книгопечатания. Во-первых, это использовавшийся уже в анонимных изданиях принцип «перекрещивания строк» (термин Е. Л. Немировского), когда диакритические знаки набираются отдельными от букв литерами. Во-вторых - оригинальный, изобретенный, видимо, самим Фёдоровым, метод печати в два прогона (краски) с одной формы. Сперва литеры, которые следовало отпечатать красным (киноварью), приподнимали над поверхностью формы и производили оттиск. Затем их извлекали из набора, после чего основной текст впечатывали на те же листы чёрной краской.

Известные экземпляры

Е. Л. Немировский предполагает, что было напечатано около 2000 экземпляров Апостола. Из них 23 экземпляра остались в Москве, 13 находятся в Санкт-Петербурге, 3 - в Киеве, по 2 - в Екатеринбурге, Львове и Новосибирске. Ещё около двадцати - в различных городах мира.

Другое

25 декабря 2009 года решением Священного Синода Русской православной церкви учреждён День православной книги, приуроченный к дате выпуска первой на Руси печатной книги - 1 марта 1564 года (14 марта по новому стилю).

В продолжение темы:
Содержание ЕГЭ

Реальный шанс для наемных тружеников стать подлинными хозяевами своих предприятий, а вместе с тем и своей жизни, был упущен в конце 1980-х годов. Возвращение к капитализму...

Новые статьи
/
Популярные