Что делать если занижают оценки в школе. Насколько вероятно занижение оценок. Когда виноваты родители…

Эти слова - «учителя мне занижают оценки» - родители слышат нередко. Да что там говорить, многие родители и сами так считают. При этом одни полагают, что их долг - всеми мерами поддерживать авторитет школы и учителя. Они допускают, что учитель может ошибаться, но все равно считают, что у школьника такая мысль и появляться не должна, и стремятся всеми доступными средствами искоренить ее. Другие, напротив, легко принимают на веру такое заявление. Если у родителей к тому же вспыльчивый и не очень сдержанным характер, то рано или поздно они отправляются в школу «объясняться». А поскольку цель объяснения - не вникнуть, в чем дело, а «защитить несчастного ребенка от несправедливости», то, естественно, найти общий язык с учителем не удается. Возникают разговоры о переводе в другом класс, в другую школу. А хуже от всего этого становится только школьнику.

Например, в случаях, когда были несоответствующие требования, обычно есть хорошие шансы на изменение оценок. Даже если можно утверждать, что учитель был несправедливым или произвольным, шансы на успех противоречат. Интервью проводила Кристина Шолтен. Интервью с Джуссарой Хоффманн о методах и инструментах оценки знаний.

Оцените: уважайте сначала, воспитывайте позже. редактор. Интервьюер: Почему доказательство практики оценки, которая по-прежнему преобладает в большинстве школ сегодня? Джуссара: «Тесты» преобладают, потому что они являются очень важными инструментами оценки в процессе изучения результатов работы учащихся. Давайте проанализируем этот вопрос под следующим углом зрения: существует серьезная критика теоретиков в оценке практики экзаменов, так как соответствующие критические замечания, сделанные профессором Лакеси с годами.

Конечно, и полное недоверие к заявлениям о заниженной оценке, и безоговорочная уверенность, что так оно и есть, - крайности. Чаще всего взрослые просто не находят, что сказать. Может быть, сын или дочь заблуждаются, говоря о несправедливой оценке, а может, учитель ошибся; кто знает, что там было в классе.

Отчего же возникает у школьника мысль, что оценку ему занизили?

Однако эти критические замечания следует понимать в некоторых основных предположениях. То, что действительно насторожило, - это практика «экзаменов»: частичные или одиночные, заключительные тесты, целью которых является исключительно «проверка» и «регистрация», если учащийся узнал или не узнал, что было предназначено. В этом смысле термин «доказательство» означает, что ученик «доказывает» учителя, который знает, чему он учил, и в этом причина. за не соглашаясь с ним. Сопровождение учебно-воспитательного процесса с помощью многих оценочных задач имеет важное значение для того, чтобы иметь последовательные элементы, которые помогут учащимся продолжать, бросать вызов им, чтобы продвигать свои концепции и их обучение.

Было бы грубой ошибкой считать, будто подобного рода жалобы - не более чем стремление «выкрутиться», свалить на кого-то свою вину. Конечно, может быть и такое; в подобном случае родителям не составляет труда установить истину. Обычно же подобное мнение школьника вызвано вовсе не какими-то злостными побуждениями, а имеет реальные психологические обоснования. Какие же?

Грех так называемых экзаменов состоит в том, чтобы иметь целью судить результаты и назначать окончательные оценки вместо того, чтобы служить индикаторами действий медиатора в воспитателе. Интервьюер: Когда тест или какой-либо другой инструмент оценки могут, помимо приглашения учащегося задуматься над «тем, что он уже знает», также обеспечивают построение некоторых новых знаний? Другими словами, возможно ли, чтобы учащиеся узнали что-то новое во время самого оценочного процесса?

Юссара: Все «оценочные задачи» способствуют умственным трудностям для студентов и в этом смысле представляют собой важные моменты с точки зрения обучения в широком и многомерном смысле. Например, при выполнении письменной задачи студент будет иметь. «реорганизовать свои идеи», тем самым достигая качественно более высокого уровня мышления. Однако внимание должно быть уделено различной цели оценочных задач. Например: проведение лабораторного эксперимента отличается от того, что студент должен сообщить, как он это сделал, написав свои выводы об этом.

Когда виноват сам ребенок…

Причина первая: чрезмерные притязания

Школьнику хочется добиться успеха в учебе, получить одобрение коллектива и родителей. Но для этого необходимы постоянные и
долгие усилия. А похвалу хочется получить быстрее. И вот в памяти учащегося начинают фиксироваться все случаи занижения оценки. Он отмечает про себя, что сегодня ему поставили «четыре», хотя в общем-то можно было поставить и пятерку. И что подобный случай был два месяца назад. А те случаи, когда учитель поставил ему отметку даже выше, чем он заслужил, в сознании не задерживаются. Он запоминает только «несправедливости», и, естественно, через некоторое время у него накапливается целый набор обвинений против учителя.

Учитель должен проанализировать эти две ситуации с учетом различных аспектов учащегося: в каждый из этих моментов он придет к различным показателям о знании, создаваемом учеником, например о способности обрабатывать химические элементы в лаборатории или ясности и последовательности его рассказ в описании его опыта. Опять же, именно учитель должен задуматься над тем, что ученик узнал до этого момента. Это цель задач оценки, имеющих важное значение в медианной перспективе.

Интервьюер: В какой степени культурные аспекты определяют способ проектирования оценки? Джуссара: Оценка является этической деятельностью и, как таковая, включает нас как людей. Мы принимаем решения в классе из того, что мы и что знаем, потому что оценка показывает наше отношение к жизни. В дополнение к оценке, оценка - это «видеть, отражать и действовать» на благо учащихся - детей, молодых людей и взрослых, которые всегда очень разные и зависят от нашего руководства. Социокультурный контекст учителей и учеников сильно мешает установлению оценочных суждений.

…другие причины

Далеко не всегда такая односторонность связана с повышенным уровнем притязаний, как мы только что говорили. К этому же могут приводить и совсем другие вещи - например, чрезмерная мнительность или привычка останавливать внимание на отрицательных переживаниях, которую дети иногда перенимают у взрослых.

Кстати, порою у некоторых заботливых, но не очень рассудительных родителей существует прямо-таки болезненная чувствительность к оценкам. Они убеждены, что их ребенок должен учиться только на «пять». И любая другая оценка вызывает нотации, расспросы с пристрастием, а то и наказания. А между тем (об этом еще пойдет речь сегодня) в учении, как и в любом деле, неизбежны и неудачи, и задержки, и трудности, причем вполне закономерные. И ребенок, живущий под страхом «не той» отметки, невольно начинает искать оправдания, а не объяснения своим неудачам.

Школа должна следить за направлением сегодняшнего детства, сегодняшней молодежи. Дети и молодежь беспомощны, пренебрегают, родители слишком заняты или живут в семьях и неструктурированных и насильственных социальных центрах. Он не может основываться на практике исключения, основанной на строгих критериях и дисциплинарных нормах. Обучение в сегодняшней школе более сложное, чем «получение хороших оценок или сдача вступительных экзаменов в колледж» - учащимся необходимо сохранить свою самооценку, идентифицировать себя как граждан, учиться жить с различиями, строить моральные ценности, поддержка взрослых, которые формируют факультет этой школы.

Словом, причины могут быть совершенно разные. Важно подчеркнуть, что в этих случаях не следует подозревать школьника в сознательном обмане. Он, как правило, искренне убежден, что ему занижают оценки. Поэтому не упреки, не наказания, а кропотливое убеждение должно быть союзником родителей, если они столкнутся с подобными случаями,

Дети и молодежь должны испытывать здоровую окружающую среду без напряжения и наказания, доверия и привязанности, стать ответственными и самостоятельными людьми. Обязательство школы никогда не было таким большим. Интервьюер: Как обеспечить, чтобы инструмент оценки позволял учащемуся выражать свои идеи?

Юссара: Каждый раз, когда студент говорит, пишет, рисует, он выражает свои идеи и чувства. Даже при выполнении объективной задачи он раскрывает большую часть того, что он думает, о том, что он уже знает, о том, что он «еще не знает». Очень важно, например, проанализировать «неправильные» альтернативы, которые он указал в тесте с множественным выбором, чтобы следовать указаниям его мышления. Многие небольшие задачи способствуют более широкому выражению его мысли, «собственного» взгляда на развитие понятий, жизни, его чувств.

Как узнать, в чем дело

Прежде всего нужно пойти в школу. Конечно, нельзя начинать с претензий. Не надо забывать, сколько сил, труда и здоровья отдает детям учитель и какой обидой может оказаться для него даже одно только предположение о том, что он несправедливо ставит отметки. Лучше сначала выяснить мнение учителя о вашем сыне или дочери - как ему дается учеба; способный он или не очень; усидчив ли, умеет ли заниматься; чего ему не хватает, чтобы лучше учиться. Отсюда уже нетрудно перекинуть мостик к разговору о том, чем же был недоволен в каждом отдельном случае учитель, почему он поставил данную отметку, а не более высокую. Может быть, специального разговора об оценках и вообще не будет, а вы просто попросите учителя, чтобы он указывал школьнику недостатки его ответа, когда ставит отметку в журнал.

Оценочные задачи, наиболее благоприятствующие индивидуальному выражению, - это те, которые основаны на эссе. Анализ этих ответов, с другой стороны, требует от учителя большой серьезности и приверженности, поскольку он предполагает качественный анализ.

Интервьюер: Используют ли методы оценки, используемые в школе, дискурсивный потенциал, возможность устного выражения учеников? Джуссара: Большая трудность учителя, выполняющего устные задания, заключается в его неуверенности в толковании проявлений студентов - именно в качественном анализе. На такие ответы нет «документации», и учитель может считаться несправедливым, произвольным, предвзятым в своих мнениях. В такие моменты учитель может и должен записывать, делать записи друг о друге и других. Эти записи очень важны как инструменты оценки.

Не торопитесь с выводами!

Наконец, известный материал для выводов может вам дать выборочная проверка уроков. Конечно, вряд ли можно проверить дома, насколько соответствует полученная отметка реальным знаниям, если ученик решал у доски математическую задачу. Но, скажем, знание урока по истории или иностранному языку обычно поддается домашней проверке.

Запись наблюдений является инструментом. Многие поступают в университет, даже не понимая, что они читают. Интервьюер: В каких обстоятельствах результаты инструмента оценки действительно могут быть источником исследования образовательного процесса? Для этого необходимо изменить место вопросов в процессе оценки. В классической концепции человек просит себя «узнать, учился ли ученик» после его обучения. Два принципа основывают посреднический «процесс»: принцип условности; и принцип взаимодополняемости.

Следует отметить, что в этом смысле система оценки, основанная на окончательных оценках и вычислении арифметических средств, не является процедурной. Если студент продвинулся в заданиях, через систему средств он получит оценку. Это среднее исключает усилия самого учителя и самого ученика, отрицая прогресс, который произошел. Для того чтобы эти принципы соблюдались, система оценки должна учитывать эволюционный анализ всего обучения, чтобы представить в конце бифректора, квартала или семестра общий и значительный синтез процесса, который он или она испытал в течение этого периода или в течение всего учебного года.

Важно только при этом не торопиться с выводами, не делать поспешных заключений на основе одного разговора с учителем, либо проверки знаний дома. Не следует ожидать, что ваш разъяснительный разговор вмиг ослепит светом истины душу ребенка. Терпеливо и настойчиво напоминайте ему и о тех случаях, когда отметки, по его собственному мнению, были ему поставлены правильно или даже чуть завышены. Не бойтесь, что испортите дело, если признаете, что учитель тоже человек, что он может изредка ошибиться, - все разно школьник рано или поздно придет к этой мысли. В любом случае это лучше, чем убеждение, что учитель - злое существо, неизвестно почему невзлюбившее бедное дитя.

Интервьюер: В каких ситуациях ответы ученика на определенные вопросы считаются логичными? Юссара: Во всех ситуациях. Насколько вы поняли это понятие? Каковы ваши предыдущие концепции, подтвержденные ответом? Подумайте, на мой взгляд, оценить различные ответы студентов и вмешаться в педагогическую практику, принять во внимание продвижение прогресса в плане их обучения. Нельзя рисковать «соглашением о посредственности», полагая, что студенты будут учиться «со временем», что достаточно «усилий», чтобы все «росли».

Они многому научились все время, но они учатся гораздо больше с лучшими и требовательными возможностями обучения. Предложение их - это больший смысл опосредованной оценки - проявлять любящую строгость, как сказал бы Пауло Фрейре. Интервьюер: Как учесть субъективные аспекты студентов, в оценочных практиках, являющихся школой, по существу, коллективным пространством? Джуссара: Возможно, вопрос дополняется выражением «индивидуальный» - учитывайте «индивидуальные и субъективные» аспекты. Кроме того, каждый узнает о вещах по-своему.

Кто прав: мама или учительница?

Мы говорили пока о тех случаях, когда мнение «мне занижают оценки» порождается особенностями характера школьника. Но причиной такого мнения может быть и отсутствие некоторых навыков учебной деятельности. Каких же?

У учащихся начальной школы это обычно бывает связано с неумением осуществлять контроль и самооценку. Родители - и это естественно - всеми силами стараются помочь малышу с первых дней учебы. Во время приготовления домашних заданий мама или бабушка сидит рядом и наблюдает, все ли он делает правильно. Когда он приготовит уроки, старшие спрашивают его, просматривают тетрадки с письменными упражнениями, И уже они решают, достаточно ли хорошо выучен урок или надо пойти позаниматься еще.

Затем вещи также меняются, потому что они понимаются по-разному каждым субъектом ученика. Поэтому каждый ученик является объектом, который «учится» учителем, который видит это с его собственной точки зрения. Задача оценщика состоит в том, чтобы интерпретировать момент обучения, в котором находится ученик. Каждый раз, когда учитель оценивает, даже имея класс с 50 или 100 учениками, принимает решения о физических лицах, а не о группе.

Студент - это только разум, достаточно сильный и важный для группы коллег и учителя, которые должны быть вовлечены в смысл их вставки, адаптации, продвижения по службе как личности, достойной уважения и внимания всех. Интервьюер: Известно, что студенты имеют разные уровни знаний. Какие стратегии может использовать учитель, чтобы помочь учащимся, которые испытывают трудности с выполнением заданий?

Конечно, на первых порах ребенку нужна такая помощь. Ошибку делают не те родители, которые эту помощь оказывают, а те, кто стремится как можно дольше сохранить функцию контроля за собой. Естественно, умение контролировать себя у школьника не вырабатывается. По существу, он не знает, выучил урок или нет. А если выучил, то на какую оценку. Мама считает, что на «пять». И вдруг в классе - тройка! Малыш делает вывод: либо неправа мама, либо неправа учительница. В первом случае он, придя домой, говорит матери: «Из-за тебя получил тройку». Во втором заявляет: «Мне занижают оценки!» И не надо думать, что здесь какую-то роль играет желание школьника оправдаться, свалить свою вину на другого. Нам, взрослым, зачастую кажется невероятным, что, плохо отвечая урок, первоклассник или второклассник может не понимать этого и искренне думать, что его ответ хороший потому, что мама вчера проверяла и была им довольна. Почему-то мы понимаем, что если мы, например, не научим ребенка складывать в уме двузначные числа, то нельзя ожидать, что он сможет сосчитать, сколько будет, если к 11 прибавить 25. Что же касается гораздо более сложного процесса - самооценки, то здесь мы часто придерживаемся другой логики и требуем от ребенка того, что он заведомо не может сделать.

Джуссара: Мы должны сосредоточиться на оценке различий в группе. Мы должны делать ставку на разнообразие. Дети и молодые люди иногда учатся больше от сверстников, чем от родителей и учителей. Важно, например, собрать студентов в том же классе, которые уже грамотны с теми, кто еще не читал. Первый будет управлять процессом. По сути, преподаватели должны организовывать интерактивные пространства обучения: группы, парные и трио, которые могут и должны быть выбраны им с целью продвижения когнитивного конфликта, дебатов, обмена знаниями.

Для слов «Перренуда» необходимо создать пространство и время для «позитивной дискриминации» - больше времени и внимания для студентов, которые в них больше всего нуждаются. Интервьюер: Почему вы считаете присвоение нот под оценкой устаревшей процедурой?

«Я отвечал то же самое…»

Но не надо думать, что ошибочное мнение о заниженных отметках может появиться только у младшего школьника. Пожалуй, не раже мы встречаем его и у старшеклассника. В этом возрасте причиной, которая приводит в конце концов к появлению такого безрадостного мнения, нередко бывает неумение выделять в материале предмет усвоения.

Юссара: Заметки - это формы записей результатов оценки, принятых традиционными школами. Система присвоения оценок и средних показателей была отменена в лучших учебных заведениях мира, которые уже разработали концепции и отчеты о последующей деятельности студентов. Например, даже самые жесткие и консервативные университеты в Европе и Соединенных Штатах в течение многих лет эволюционировали по концепциям, а также к федеральным университетам в Бразилии. Критика системы заметок обусловлена ​​произволом и поверхностностью этих представлений.

Особенностью этого дефекта учебной деятельности является то, что очень часто ученик считает, будто материал он знает хорошо.

Например, слушая ответы одноклассников, он убеждается, что они не сообщают ничего такого, чего бы и он не знал. Между тем им - пятерки, а ему - тройка. А тот факт, что они выделили в материале один предмет, а он сам - совершенно другой, от школьника ускользает. Он не может понять, что его одноклассник отвечал точно на предложенную учителем тему, а он сам плавал где-то около, не понимая вопроса. И поэтому, естественно, он не понимает, почему же однокласснику поставлена оценка выше, чем ему самому. Повторится такое раз, другой, третий - и вот уже школьник, пытаясь осмыслить сложившуюся ситуацию, приходит к мысли: «Мне занижают оценки».

Или такой случай: школьник выполняет упражнения по русскому языку или по математике. И весь смысл работы для него-выполнить задание. Но ведь само задание дается для того, чтобы усвоить тот или иной навык. И бывает, что упражнение выполнено, а нужный навык усвоен нетвердо. И вот за задание, которое ученик считает хорошо приготовленным, учитель ставит тройку. «Ясное дело: придирается, чтобы снизить оценку». Дефекты в учебной деятельности вообще опасны еще тем, что школьник плохо понимает, что от него хотят, какими недостатками страдает его ответ. А отсюда широкие возможности для убеждения: «Мне занижают оценки».

Когда виноваты родители…

Оценки и воспитание

Наконец, третья группа причин, когда школьник начинает считать, что ему занижают оценки, связана с неправильным воспитанием. Корни его обычно лежат еще в дошкольном детстве.

…Мама купила шестилетнему сынишке барабан. И вот по квартире покатился барабанный грохот. А когда старушка соседка говорит, что у нее от шума болит голова, мама впадает в амбицию. Как это так? Ребенку хочется бить в барабан, а ему не велят. «Играй, маленький, стучи».

Вечером этот инцидент обсуждается за семейным столом. Мама горячо отстаивает правильность своей позиции. Ребенок на то и ребенок, чтобы ему хотелось играть. Что же касается беспокойства, которое шум причиняет соседям, то они могут и потерпеть. К тому же у старухи, конечно, голова вовсе не болит, просто она притворяется.

И постепенно ребенок усваивает мысль, что он - хороший и все, что он делает, тоже хорошо, а если кто-то бывает им недоволен, то это - лишь необоснованные придирки.

Нетрудно представить, к чему это приводит, когда ребенок становится школьником. Все сделанное им раньше всегда вызывало только восторги. Учительница первая начала выражать недовольство его работой - ну, значит, она и виновата. И вот по возвращении домой звучит пресловутое: «Мне занижают оценки!»

Дальше все зависит от родителей. Хорошо, если мама сумеет отказаться от своего слепого покровительства ребенку. Тогда она сообразит, что надо пойти в школу, поговорить с учителем, выяснить систему учебных требований, договориться о единстве действий. Хуже, если мама заражена той же болезнью, что и ребенок. Тогда она идет в школу защищать свое дитя от жестокого и несправедливого учителя. И каким бы опытным, тактичным, знающим и мягким этот учитель ни оказался, для нее он все равно будет воплощением всего самого дурного, ибо он ставит плохие отметки ее ребенку.

Одним словом, если ваш сын или дочь заявляют, что им в школе занижают оценки, то, пытаясь разобраться и помочь своим детям, обязательно задайте себе вопрос: а не является ли это мнение результатом ошибок в воспитании?

Когда виноват учитель…

Вероятность ошибки

А теперь поставим другой, гораздо более острый вопрос: а разве не бывает, что учителя действительно ошибаются, выставляя отметки?

Да, случается и такое. Но случается гораздо реже, чем принято думать и говорить. Это видно, во-первых, из всего сказанного сегодня: ведь все рассмотренные случаи неопытный человек отнес бы к числу занижений оценок, тогда как в действительности учитель выставлял отметки вполне объективно.

Во-вторых, ведь успехами ребят учитель проверяет и себя, он прямо заинтересован в том, чтобы оценить их работу возможно точнее. Нелепо думать поэтому, что он вдруг просто так, «из вредности» начнет ставить тройки вместо четверок и пятерок.

И все-таки бывает, что учитель именно занижает ребенку оценку. Речь пойдет не о случайных ошибках, которые могут быть в обе стороны - один раз занизил отметку, другой раз завысил, - а в целом уровень знаний школьника оценивается весьма точно. Речь пойдет о том, что действительно заслуживает названия педагогической ошибки.

Эта часть статьи будет, таким образом, адресована преимущественно к начинающим педагогам.

За что ставится оценка?

Нередко приходится сталкиваться с убеждением молодого учителя, что, выставляя отметки, он должен оценивать но данный ответ учащегося, а общий уровень знаний, о котором у педагога уже сложилось определенное мнение.

Конечно, Беляев отвечал сегодня на четверку,- рассуждает такой педагог. - Но если бы я поставил ему четверку за ответ, то пришлось бы выводить «четыре» в четверти. А больше чем на тройку он, конечно, не знает.

Такое рассуждение совершенно ошибочно, несмотря на то что оно кажется довольно справедливым.

Прежде всего, отметка ставится именно за сегодняшний ответ ученика. В противном случае вообще не нужен был бы опрос: выведи отметку сообразно сложившемуся мнению - и все тут.

Надо учесть, кроме того, что наши мнения и суждения о человеке всегда несколько отстают от действительности, фиксируют ее с известным запозданием. Как говорится, сначала человек работает на репутацию, а потом сложившаяся репутация начинает работать на него. Точно так же и в школе. Способные, но ленивые школьники умело пользуются этим. Сначала усердно работают, дабы снискать в глазах учителя репутацию сильного ученика, а потом на какое-то время расслабляются и снижают усилия. Но не этот случай нас сейчас волнует, а нечто другое.

Секреты успеха

У огромного большинства ребят учеба протекает не как плавне идущий по восходящей процесс, а как ряд успехов чередующихся с топтанием на месте. Освоение нового более эффективного приема умственной работы может дать неожиданный для учителя и для ученика взлет. Бывает, что у школьника внезапно просыпается интерес к какому-то предмету, который он раньше изучал лишь по обязанности. Иногда подросток с какого-то дня решает заняться самовоспитанием и начинает с того, что готовит уроки с особым рвением. Бывает, что не блиставший раньше ученик за счет постоянной и вдумчивой работы накопил знания, позволяющие ему выйти в число сильнейших в классе.

Естественно, что все эти и многие другие подобные обстоятельства самым непосредственным образом отражаются на учебных успехах. Отметка, выставляемая только за данный ответ, отражает происходящие изменения. Отметка, выставляемая с поправкой на сложившееся мнение учителя, отражает эти изменения с большим запозданием. Между тем все отмеченные сдвиги - сдвиги важные и положительные - нуждаются в немедленном подкреплении. Школьник открыл какой-то новый прием учения. Ему кажется, что сегодня он лучше знает урок, чем неделю назад. Если учитель поставит более высокую оценку, чем раньше, то это и подтвердит правильность найденного приема, и подтолкнет на систематические поиски других, более совершенных приемов. Если учитель поставит ту же оценку, что и неделю назад, это зачеркивает в глазах школьника все предпринятые им усилия. Я уж не говорю о том, что заниженная оценка очень часто наносит детям тяжелую моральную травму, отбивает охоту заниматься, вселяет убежденность в собственном бессилии.

Двойка … за пререкания

Иногда приходится сталкиваться и с тем, что педагоги используют снижение оценки как дисциплинарную меру. Не будучи в состоянии поддержать в классе порядок, они прибегают к этому последнему способу воздействия на учащихся: «А ну, кто там шумит? Сейчас к доске - и двойку!»

Бывает, что двойку ставят за подсказки. Причем одни учителя - тем, кто подсказывает, а другие - тем, кому подсказка адресуется. Самое интересное при этом, пожалуй, что двойка в таких случаях ставится как-то импульсивно: на десять подсказок учитель не обратил внимания или ограничился замечанием, а затем вдруг вышел из себя, нашумел, поставил двойку.

Иногда отметку снижают за пререкания, споры с учителем. И опять-таки это неверно.

Преподаватель должен хорошо усвоить, что перенесение своего эмоционального отношения с личности человека на уровень его знаний является педагогической ошибкой.

Есть ли у учителя «право на ошибку»

Да, конечно, случается ошибиться врачу, случается ошибиться судье. Случается ошибиться и педагогу, и родителям. Но пусть это не
звучит парадоксом: ошибаться имеет право только тот, кто не признает за собой этого права. Только тот, кто прилагает постоянные усилия, чтобы избежать ошибки, кто, допустив ее, принимает все меры к исправлению - только за таким человеком признается право на отдельные промахи.

Когда ученик говорит: «Мне занижают оценки» - это уже сигнал тревоги. Это значит, что появился брак в работе - может, в профессиональной работе учителя, может, в воспитательной работе родителей. Долг тех и других - совместными усилиями сделать все возможное, чтобы исправить допущенные ошибки.

Любой родитель понимает, что знания важнее формальной цифры в дневнике, но для ребенка, особенно в начальной школе, отметка играет большую роль в создании мотивации к учебе и формировании внутренней самооценки. Для учеников старших классов оценка влияет на средний балл в аттестате, кроме того, возможность получить золотую или серебряную медаль также зависит от соотношения «пятерок» и «четверок» в выпускных классах.

Насколько вероятно занижение оценок

Субъективный подход к оцениванию знаний может наблюдаться и со стороны ученика и родителей. Родители, ученики и учителя по законодательству являются субъектами образовательного процесса, поэтому прозрачность системы оценивания должна существовать для всех.

Необходимо знать каждому родителю, что учителю просто невыгодно искусственно занижать оценки, так как в конце каждой четверти он отчитывается по качеству успеваемости. А по результатам его отчета делается вывод о качестве его преподавания.

Возможно, родители, не имеющие педагогического образования , сами субъективно оценивают знания своего ребенка. В начальной школе родители просто обязаны познакомиться с учителем и прояснить ситуацию. Учитель обязан объяснить свои требования и дать рекомендации к их выполнению. Как вариант – можно найти возможность поприсутствовать на уроках, конечно, не с целью контроля деятельности учителя, а под предлогом ознакомления с методикой опроса и проведения сравнительного анализа знаний своего ребенка с другими детьми.

Ученик среднего звена или старшеклассник может подойти к учителю и сам поинтересоваться причиной занижения, на его взгляд, оценки. Как правило, пояснить критерии выполнения письменной работы и оценить ее степень соответствия им, учителю не составит труда. Сложнее с устным ответом. Однако родители должны быть в курсе, что по современным образовательным стандартам, простой пересказ учебника не практикуется. Школы переходят на проектную деятельность, а проект, как правило, выполняется в команде, причем участие родителей приветствуется.

Что делать, если необъективность учителя очевидна

Существует алгоритм решения спорных вопросов, связанных с оцениванием уровня знаний, описанный в ст. 45 Федерального закона «Об образовании в РФ». В соответствии со статьей законодательства, заявление подается на имя директора или в комиссию по урегулированию споров. Но это крайняя мера, итогом которой может стать создание комиссии по проверке фактических знаний.

Оптимальное решение доказательства своих знаний – это участие во Всероссийской

В продолжение темы:
Содержание ЕГЭ

Реальный шанс для наемных тружеников стать подлинными хозяевами своих предприятий, а вместе с тем и своей жизни, был упущен в конце 1980-х годов. Возвращение к капитализму...

Новые статьи
/
Популярные