Методическое формирование учебно методического комплекса. Умк, или учебно-методические комплексы для начальной школы
4.18. Учебно-методические комплексы: цели и принципы создания, структура и содержание
Учебно-методический комплекс может создаваться на специальность (учебную специальность), профессию, предмет, тему, урок, уч. занятие. УМК обеспечивает двустороннюю д-ть преп-ля и обуч-ся, включает компоненты для обеспечения процессов преподавания и учения в их единстве.
Структура УМК может включать следующие компоненты:
Средства нормативного обеспечения ( нормативные документы, техническая документация, ПКХ, типовые уч. программы и планы )
Средства учебно-методического обеспечения (методика преподавания предметов, метод.рекомендации).
Средства обучения (уч. издания, ТСО, электр., аудиовизу-ые ср-ва и т.д).
Средства контроля: Средства поурочного, тематического, промежуточного, итогового контроля.
Исходными принципами создания УМК являются следующие:
Принцип целостности . Заключается в том, что УМК выступает, как органическая часть проектируемой пед.системы, обеспечивающая реализацию всех ее осн-х ф-ций: образ-ой, воспитательной, развивающей.
Принцип экономичности . Означает создание оптимальных условий для интенсификации учебно-производственного труда и обеспечения необходимых удобств, содействующих разв-ю разносторонних спос-ей уч-ся.
Принцип открытости и доступности . Означает постоянную оптимизацию, модернизацию и расширение компонентов комплекса и свободный доступ к нему при необходимости всех педагогических работников с целью заимствования передового опыта. Реализация принципа обеспечивается созданием на ур-не респуб-ки открытого банка данных о компонентах УМК.
Принцип информатизации . Предполагает информационную коммуникацию на основе использ-ия компьютерных телекоммуникационных технологий.
Принцип преемственности . Предполагает создание УМК на основе использования накопленного опыта ранее разработанных средств.
Принцип автономности . Заключается в предоставлении права каждому педагогу на формирование собственного варианта компоновки УМК.
Принцип локальности . Предполагает самостоятельность в разработке и изготовлении отдельных компонентов УМК.
УМК должен вып-ть следующ. ф-ции: 1-выступать в кач-ве обязательного компонента образовательного процесса; 2-объединять в единое целое различные нормативные, учебно-пограммные док-ты, ср-ва учебно-методич-го обеспечения, обуч-я и к-ля, подчиняя их целям обуч., воспитания и развития; 3-способст-ть мотивации и активизации самост-ой уч.-познавательной д-ти уч-ся, индивидуализации и дифференциации обуч. в. и разв.; 4-обеспечивать интенсификацию образов-ого процесса; 5-позволять объективно оценивать ход и результаты обуч.; 6-раскрывать требования к содерж-ю образ-ия, способствуя реал-ции образов-го стандарта; 7-повышать наглядность обуч., делать доступным для уч-ся уч. материал; 8-явл-ся самостоят-ым источником инф-ции; 9-явл-ся ср-вом управ-ия познав-ой д-ью уч-ся; 10-обеспечивать повышение эфф-сти уч-ой д-ти уч-ся в образов-ном процессе; 11-служить накоплению пед. опыта, стимулировать разв-ю творч-го потенциала пед коллективов; 12-разв-ть познав-е и творч-ие спос-ти уч-ся.
Компонент УМК, как составная часть целостной системы, в отличие от отдельно взятого компонента должен соответствовать следующим требованиям: быть необходимым, обеспечивая устойчивость системы; быть во взаимосвязи и взаимозависимости с другими компонентами; иметь только ему характерную форму (книжную, плоскостную, объемную и т. п.); нести определенную функциональную нагрузку в решении образовательных задач; соответствовать возрастным особенностям учащихся, их образовательному цензу.
4.19. Контроль – выявление, измерение и оценивание ЗУНов об-ся.
Роль контроля: Предупредить становление ошибочных навыков, сделать обобщающие выводы о методе об-ния, определить уровень подготовки уч-ся, оценить их работу, изменить приёмы об-ния, наличие или ожидание контроля стимулируют уч действия уч-ся, явл дополнительным мотивом их уч деят-ти.
Требования : 1)К-ль д. носить регулярный хар-р.2)К-ль д. охватывать макс-ое кол-во уч-ся за единицу времени. 3)Объём контролируемого материала дб небольшим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения/неусвоения, владения/невладения им уч-ся можно было судить, присвоили ли они необх-ые зн. и ум-я.
Функции контр: 1.Воспитывающая: воздействие на психич.особенности учащегося (разв. воли, памяти,). 2.Корректировочная: корректировка происходит после к., 3.Функция обратной связи: позволяет препод. управлять уч пр-сом, действовать осмысленно и сист-ки обесп-ть уч-ся подкреплением. 4.Стимулирующая: в осн-ом связывают с отметкой.
Формы : Устная ф. спос-ет выраб-ке быстр.реакц. на вопрос, разв-ю памяти уч-ся.
Писмен . контр: им можно охватить одновременно всех уч-ся; гораздо удобнее обраб-ть письм.работы. Эффективнее развив. логич.мышл., приучает к точ-ти в ответах.
Фронтальн – позв-ет соблюдать осн-ые правила к-ля – регулярность и макс. охват уч-ся за единицу времени. Преимущество- держит в напряжении весь коллектив, их внимание сосредоточено, мысли сконцентр-ы. Явл. более совершенной формой проверки.
Индивид к. В процессе и. к. происходит общение «препод – ученик». Недостаток - вынужденная пассивность группы в течение значительной части урока.
Диагностика – прояснение обстоятельств протекания дидакт. процесса, точное определение его результата. Диагностирование включ. в себя к-ль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Д. призвана: оптимизировать процесс индивид обучения; обеспечить правильное определение результатов обучения и свести к мини ошибки при переводе уч-ся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения.
Виды контроля: Текущий контроль , осуществляемый на основе непроизвольной формы внимания. На уроке уч-ся не знают, что их контролируют. Препод. же отмечает, насколько новый материал усвоен на уроке.
Итоговый контроль, вкл как тематический, так и периодический контроль. Темат к. проводится обычно по завершении изучении темы. Периодич.к. проводится по усвоении большого по объёму материала.
Методы контр : проверка знаний и умений учащихся (устная, письменная, практическая); текущие наблюдения-осуществляется на протяжении всего процесса обуч. без выделения для них спец-го времени и проводится на любом этапе процесса усвоения. К-ль содержит в себе оцен-ние (процесс) и отметку (как рез-т оценки, выраж-ый в баллах).
Тестирование : предназначены для оценивания успешности овладения конкретными знаниями и отдельными разделами учебных дисциплин, и явл более объективным показателем обученности, чем оценка Т=ТЗ(тестовое задание)+Э талон.
Виды (Беспалько) :
На опознание (ответ да или нет)
На различение (выбор ответа из вариантов а.б.в)
На классиф-цию (соединение стрелками рисунка и текста к этому рис)
Подстановки (вставить пропущенное слово)
Копии (дать определение, перечислить последовательность действий)
Тест типовая задача
Творческое задание.
По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными.
4.20. Урок ПО в учебных мастерских проводится по операционно-комплексной системе. Сущность этой системы - все трудовые приёмы и способы выполнения работ распределяются на ряд комплексов. Каждый комплекс включает 3-4труд. операции и комплексные работы, кот выполняются при помощи этих операций. Т.о. процесс ПО включает изучение приёмов, операций и их многократное повторение, т.е их закрепление. Поэтому процесс ПО, можно раздел на 2 периода:1-операционный (основная цель ПО - формир-е у уч-ся умений качественно вып-ть осн. труд-е приёмы и их сочетания, составляющие операцию),2-выполнение комплексных работ (цель - формир-е у уч-ся умений, сочетать изученные операции в конкретном технологическом процессе выполнения учебно-произв. работ, развитие скоростных и точностных навыков, навыков планирования труда).Макиенко выделил следующте типы уроков производственного обучения:- выполнение трудовых приемов и операций;- выполнение комплексных работ;- урок контроля.Дидактическая структура урока определяется дидактическими задачами. Выделяют сл. дидактические задачи:
1 Мотивация деятельности учащихся. Целевая установка. Актуализация опорных знаний.
2 Формирование практических знаний, приемов и способов действий.
3 Применение практических знаний, приемов и способов действий
4 Контроль практических знаний, приемов и способов действий
Методическая подструктура определяется целями урока ПО, типом урока. Методическая подструктура урока определяется:
Методами обучения, - методическими приемами и их содержанием, - средствами обучения, - формами организации деятельности учащихся
Логико-психологическая подструктура определяется логикой усвоения учебного материала: восприятие, осознание, запоминание; осмысление учебного материала, обобщение, систематизация.В зависимости от вида инструктажа урок ПО делится на 3 этапа: 1 вводный инструктаж,2 текущий (самост.работа уч-ся), 3 заключительный.
Транскрипт
1 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «С ы кты вкарский государственный университет» Утверждено на заседании Ученого Совета Сыктывкарского госуниверситета Протокол 4 (435) от 25 декабря 2013 г. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины, реализуемой в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
2 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от г.; Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) по направлениям подготовки (специальностям), утвержденными соответствующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации; Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования» от г. 1953; другими нормативными документами, регламентирующими учебнометодическое обеспечение дисциплин основных образовательных программ высшего образования. 1.2 Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (далее - УМКД) определяет единые требования к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемые во всех институтах и факультетах Сыктывкарского государственного университета (далее - университет). 1.3 Настоящее Положение регламентирует процесс разработки, согласования и утверждения УМКД с точки зрения содержания и формы в целях создания условий, позволяющих эффективно организовать учебный процесс, поддерживать самостоятельную работу студента и сохранять преемственность в преподавании учебных дисциплин. 1.4 Требования Положения являются обязательными для всех преподавателей университета.
3 2. Цель и задачи учебно-методического комплекса дисциплины 2.1 УМКД является составной частью методического и организационного обеспечения основной образовательной программы (далее - ООП), разрабатываемой по каждому направлению подготовки (специальности) ФГОС ВПО. 2.2 УМКД представляет собой совокупность различных дидактических средств обучения, призванных управлять самостоятельной работой студента в процессе изучения дисциплины. 2.3 УМКД выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по дисциплине, его предварительного п роектирования: объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания; раскрывает требования к содержанию изучаемой дисциплины, умениям и навыкам обучающихся в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности); служит накоплению новых идей и разработок, стимулируя развитие творческого потенциала педагогов. 2.4 Учебно-методический комплекс разрабатывается и апробируется преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей реализацию дисциплины в соответствии с учебным планом по направлению подготовки (специальности). 2.5 Ответственность за содержание и качество разработки УМКД, соответствие рабочей программы дисциплины требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности), обеспечение своевременного заказа на приобретение основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для научной библиотеки университета, на издание учебнометодических материалов, подготовленных преподавателями кафедры, возлагается на заведующих кафедрами-разработчиками УМКД. Рабочие программы входят в номенклатуру дел кафедры.
4 2.6 Общий контроль за наличием УМКД и соответствием предъявляемым требованиям осуществляет выпускающая кафедра, ответственная за основную образовательную программу по направлению подготовки (специальности). 2.7 Рабочая программа и методические рекомендации и материалы по сопровождению дисциплины, предназначенные для студентов, размещаются в электронном виде в сети Интернет и/или локальной сети университета (в соответствии с требованиями ФГОС ВПО). 3. Структура и содержание учебно-методического комплекса дисциплины 3.1 В состав УМКД входят [Приложение 1]: о титульный лист; «рабочая программа дисциплины; «учебно-методические материалы дисциплины. 3.2 Рабочая программа дисциплины, включает следующие компоненты: титульный лист; лист согласования и утверждения рабочей программы; аннотация дисциплины. 3.3 В рабочей программе указываются: 1. Цели освоения дисциплины. 2. Место дисциплины в структуре ООП. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. 4. Структура и содержание дисциплины (календарно-тематический план отдельно для каждой формы обучения). 5. Образовательные технологии (в том числе с учётом специфики разных форм обучения). 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 9. Карта обеспеченности литературой [Приложение 2].
5 3.4 Учебно-методические материалы дисциплины, включают: 1. Методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям. 2. Методические указания к самостоятельной работе студентов. 3. Методические указания к текущей и промежуточной аттестации. 4. Другие учебно-методические разделы и материалы (на усмотрение преподавателя). 3.5 Рабочая программа дисциплины Рабочая программа дисциплины, определяет структуру и содержание учебного материала. Рабочая программа дисциплины является структурным элементом УМКД и входит в содержательную часть ООП, обеспечивая ее реализацию в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) Рабочая программа дисциплины разрабатывается преподавателем, обеспечивающим реализацию этой дисциплины. Наличие рабочей программы является обязательным условием допуска преподавателя к ведению занятий по данной дисциплине Рабочие программы разрабатываются для всех дисциплин (в том числе и для дисциплин по выбору), включённых в рабочие учебные планы направления подготовки (специальности). Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения Рабочая программа: должна быть компетентностно ориентированной; должна определять цель, место дисциплины и конечные результаты обучения в увязке со знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями; должна определять формы и содержание текущего и итогового контроля по дисциплине Программа рассматривается на заседании кафедры. При наличии замечаний по содержанию и оформлению программа возвращается авторам на доработку. Программа утверждается директором института/деканом факультета.
6 3.5.6 Рабочая программа дисциплины составляется на учебный год и ежегодно обновляется (до 20 июня) с учетом последних изменений в законодательстве, с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 3.6 Карта обеспеченности литературой Литература к учебному курсу делится на основную и дополнительную. Требования к основной и дополнительной литературе определяются ФГОС по направлению подготовки (специальности) Список основной литературы представляет собой перечень рекомендованных к обязательному изучению учебников и учебных пособий. Издания, указанные в перечне основной литературы, должны быть в наличии в фонде Научной библиотеки университета и/или в электронно-библиотечной системе, к которой подключен университет Дополнительная литература (включая периодические издания и доступные Интернет-ресурсы) содержит материал к разделам дисциплины, необходимый для ее изучения Норматив обеспеченности студентов основной литературой должен быть не ниже 0,25. Норматив обеспеченности для дополнительной литературы - в соответствии с ФГОС по направлению подготовки (специальности) Список основной и дополнительной литературы отражается в карте обеспеченности (Приложение 2), согласованной с представителем библиотеки СыктГУ. 3.7 Учебно-методические материалы дисциплины Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМКД, разрабатываются в накопительном порядке и должны отражать современный уровень развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы Учебно-методические материалы должны предусматривать логически последовательное изложение содержания дисциплины, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса.
7 3.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины. К материальнотехническому обеспечению дисциплины относятся: аудитории, лаборатории, оборудование, технические средства, измерительные материалы, программы и т.д.
8 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт / Факультет... Кафедра... УЧЕБНО-М ЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ... (наименование дисциплины) Направление подготовки (специальность)... (код, наименование) Профиль подготовки... (наименование профиля) Квалификация (степень) выпускника (бакалавр/магистр/специалист) Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) Сыктывкар 20.
9 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт/Факультет... Кафедра... Утверждаю: Директор института/ Декан факультета Ф.И.О. 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... (наименование дисциплины) Направление подготовки (специальность)... (код, наименование) Профиль подготовки... (наименование профиля) Квалификация (степень) выпускника (бакалавр/магистр/специалист) Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) Блок дисциплин (iв соответствии с учебным планом по очной форме обучения) Семестр... Всего учебных занятий -... часов,... зач. ед. В том числе: Аудиторные -... час, из них: Лекции -...часов Практические занятия -... часов Лабораторные занятия -... часов Самостоятельная работа -... часов Интерактивные и активные -... часов Форма текущего контроля -... Промежуточный контроль - экзамен/зачет. Сыктывкар 20.
10 ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) задачами ООП и учебного плана направления подготовки (специальности) (код, наименование) Составитель рабочей программы (Должность, ученая степень, ученое звание) ФИО Сведения о рецензентах (<внешняя рецензия, при наличии): (Должность) ФИО Рабочая программа утверждена на заседании кафедры (наименование) Протокол заседания от г. Заведующий кафедрой (ученая степень, ученое звание) ФИО
11 Аннотация дисциплины Аннотация дисциплины представляет собой ее краткую характеристику и должна содержать цели изучения дисциплины, результаты изучения дисциплины и место в структуре ООП (блок и шифр дисциплины).
12 п/п... семестр Раздел 1 Тема 1... семестр Раздел... Тема... Итого 1. Цели освоения дисциплины: Целями освоения дисциплины являются: (указываются цели, соотнесенные с общими целями ООП) Задачами освоения дисциплины являются: (указываются задачи, соотнесенные с целями) 2. Место дисциплины в структуре ООП (Указывается цикл (раздел) учебного плана направления, к которому относится дисциплина, дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, практиками и т.п.). Указываются требования к «входным» знаниям и умениям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным при освоении предшествующих дисциплин. Указываются те дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Указать компетенции по ФГОС ВПО (с соответствующими номерами), на освоение которых направлено изучение данной дисциплины. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: Уметь: Владеть: 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных единиц, ауд. часа. Календарно-тематический план (форма обучения) (Составляется отдельно для каждой формы обучения) Наименование разделов и тем «Q. НО<У 2 <ц о Макс. нагрузк а студен тов (часов) Количество часов по учебному плану Всего (в том числе в и н тер а ктивно и форме) Аудиторная нагрузка Лекции (в том чис.че в интерак тинной форме) В том числе Практи ческие занятия, семинар ы (в том числе в интерак тивной форме) Лаборат орная работа (в том числе в интерак тивной форме) Самос тоя тельная работа Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
13 К видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). В университете могут быть установлены и другие виды учебных занятий. Активные и интерактивные формы проведения занятий: деловые и ролевые игры, кейсстади, тренинги и т.д. Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос на лекциях и практических занятиях, письменный опрос, защита отчета по практике, защита курсовых работ, собеседование по контрольным и лабораторным работам, тестирование (письменное или компьютерное), контроль самостоятельной работы обучающихся (в письменной или устной форме) и т.д. 5. Образовательные технологии Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных практических ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. 6 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (Приводятся виды самостоятельной работы, порядок их выполнения и контроля) 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: (2-3 наименования) б) дополнительная литература: (3-10 наименований) в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы; г) карта обеспеченности литературой (Приложение 2). 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины К материально-техническому обеспечению дисциплины относятся аудитории, лаборатории, оборудование, технические средства, измерительные материалы, программы и т.д. Минимально необходимый перечень материально-технического обеспечения для реализации основной образовательной программы определяется ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности).
14 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт / Факультет... Кафедра... УЧЕБНО-М ЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ... (наименование дисциплины) Направление подготовки (специальность)... (код, наименование) Профиль подготовки... (наименование профиля) Квалификация (степень) выпускника (бакалавр/магистр/специалист) Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) Сыктывкар 20.
15 1. Методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям. Методические указания и материалы по проведению конкретных видов учебных занятий должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическому применению изученного материала, по использованию информационных технологий и т.д. Могут включать конспекты лекций (на выбор автора: разбитые по темам полные конспекты; краткие опорные конспекты; развернутый план лекции, включающий проблемные вопросы; медиаматериалы по темам; видеолекции и др.). Объем текстового материала по теме лекции определяется преподавателем, читающим курс. Данный раздел должен содержать материалы для практических занятий (темы семинаров и коллоквиумов, задания для практических и лабораторных занятий, кейсы и др.) и методические рекомендации по их выполнению. 2. Методические указания к самостоятельной работе студентов. Должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по выполнению заданий для самостоятельной работы, включать материалы для самостоятельной работы стуоентов (полные тексты заданий самостоятельной работы, методические указания по их выполнению). 3. Методические указания к текущей и промежуточной аттестации. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций: вопросы к экзаменам и зачетам, примерные варианты контрольных работ, тестов и т.д. 4. Другие учебно-методические разделы и материалы (на усмотрение преподавателя).
16 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ Дисциплины «...» По направлению подготовки (специальности)... Институт/Факультет... Форма обучения... Блок дисциплин... Список литературы а) Основная литература: (не более 3 наименований) и т.д. б) Дополнительная литература и т.д. Кол-во экз. Число студентов на начало учебного года Кол-во экз. на 1студента в соответствии с требованиями ФГОС Примечание: В основной литературе и первых позициях дополнительной указывается литература, имеющаяся в библиотеке СыктГУ, в том числе указывается литература, содержащаяся в электронных библиотечных системах, приобретенных университетом для обеспечения учебного процесса. Составитель, преподаватель Ф.И.О. Зав. кафедрой Ф.И.О. Дата составления карты 20.. г. СОГЛАСОВАНО: Представитель библиотеки СыктГУ г. Ф.И.О.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ)
ТРЕБОВАНИЯ к содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины в Дагестанском государственном университете Программа учебной дисциплины основной рабочий документ преподавателя, определяющий
Приложение А (обязательное) А.1Форма титульного листа рабочей программы дисциплины подготовки бакалавра МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное образовательное
Приложение 4 Шаблон рабочей программы (модуля) ЧОУ ВО «УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ» Кафедра Экономики и управления УТВЕРЖДАЮ: Первый проректор Н.А.Куликова " " 20 г. Рабочая программа (модуля)
«Байкальский государственный университет» (далее Института), устанавливает общие требования к содержанию, структуре, оформлению рабочей программы дисциплины (модуля), регулирует порядок разработки и утверждения.
Макет рабочей программы ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.А. БУНИНА «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой / / 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Приложение 1 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова» факультет 1 Кафедра
1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ... 4 2 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ... 4 3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 8 4 СТРУКТУРА УМК... 9 5 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ХРАНЕНИЕ УМК... 10 6 ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЕ
1. Общие положения 1.1. Положение о рабочей программе дисциплины (модуля) по образовательным программам высшего образования программам подготовки научно-педагогических кадров в (далее филиал) составлено
Лист 1/12 ПРИНЯТО Решением Ученого совета ФГБОУ ВО ЧГПУ от 03.02.2015г., протокол 6 Грозный 2015 1 Лист 2/12 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет требования к структуре и содержанию учебно-методического
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕ- ЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Приложение 4 УТВЕРЖДЕНО приказом от 2008г. Положение о рабочих программах дисциплин 1. Общие положения 1.1. Рабочая программа дисциплины (далее РПД) это план учебных мероприятий и ресурсного обеспечения
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
С изменениями, одобренными и утвержденными Решением Ученого совета ФГБОУ ВО МГИК протокол 1 от 28.08.2017 г. С изменениями, одобренными и утвержденными Решением Ученого совета ФГБОУ ВО МГИК от 30.01.2017
Содержание Страница2 1. Общие положения... 3 2. Нормативные ссылки... 4 3. Задачи учебного плана... 4 4. Структура и содержание учебного плана... 4 5. Особенности разработки учебных планов... 7 6. Порядок
СТО Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Рабочая программа дисциплины (далее - РПД) разрабатывается профессорскопреподавательским составом кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины или цикла дисциплин в соответствии
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «БГУ») УТВЕРЖДАЮ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет» (Астраханский государственный университет)
Министерство образования Рязанской области ОГБПОУ «КТТ» per а Р ^» С. Бряков 16г. Положение об учебно - методическом комплексе дисциплины, МДК, учебной практики Рассмотрено на Педагогическом совете Учреждения
1 Настоящее Положение принимается на Педагогическом совете Института и утверждается директором Института. Изменения и дополнения в Положение принимаются на Педагогическом совете Института и утверждаются
Содержание Стр. 1. Общие положения...3 2 Термины, определения и сокращения применяемые в настоящем Положении...3 3. Разработка рабочей программы,...4 4. Структура и содержание рабочей программы дисциплины...5
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный академический университет гуманитарных
Положение рассмотрено на заседании Ученого Совета ЖАГУ, рекомендовано к утверждению. Протокол 7, 4 апреля 2018 г. ПОЛОЖЕНИЕ «УТВЕРЖДАЮ» "ектор ЖАГУ, профессор ^ У сенов К.Ж., 2018 г. W> Ш"ШШУ Об учебно-методическом
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени
1. Общие положения 1.1. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (УМКД) предназначено для введения единых требований к учебнометодическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы,
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Утверждено
I. Общие положения 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки
ПРИНЯТО Педсоветом ГБПОУ ВО «МИК» Протокол от 02.09.2015 года 1 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ ВО «МИК» Чернышев А.А. Приказ от 03.09.2015 года 257 ПОЛОЖЕНИЕ О требованиях к составлению учебно-методического
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО АСТРАХАНСКИЙ
ГНБУ «АКАДЕМИЯ НАУК РТ» УТВЕРЖДАЮ.Х. Салахов tf JL- 2016 г. ПОЛОЖЕНИЕ об основной профессиональной образовательной программе высшего образования - программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от «2» сентября 2016 г. 888 Правила формирования, разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ повышения
Приложение 1 к приказу Ректора от 31.12.2014 г._ 54 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «КРЫМСКИЙ
1 выпускников по специальности и требованиям к результатам освоения ОПОП, установленным ФГОС СПО по специальности; - соответствовать составу, содержанию и характеру междисциплинарных связей данной учебной
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета / / 2007 г. ЭКЗЕМПЛЯРНЫЙ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Кумертауский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» (Кумертауский
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Первый проректор, профессор 20 И.О.Фамилия Рег. УД- /уч. НАЗВАНИЕ УЧЕБНОЙ
Министерство образования Оренбургской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Бугурусланский нефтяной колледж» г. Бугуруслана Оренбургской области Положение об учебно-методическом
Изменение: Тип документа - вспомогательный Ревизия уровня - страница 2 из 41 С Т А Н Д А Р Т ВУЗА образования Учебная документация ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ СТВ
Обеспеченность студентов средствами самоконтроля уровня освоения учебной дисциплины/профессионального модуля; обязательное применение в преподавании учебной дисциплины/ профессионального модуля и отражение
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Первый проректор, профессор И.О.Фамилия Рег. УД- /уч. НАЗВАНИЕ УЧЕБНОЙ
Далее приводится текст Положения о рабочей программе дисциплины (модуля) образовательной программы высшего образования с изменениями 1 от 08.04.2016 24-д. 1.5 Рабочая программа дисциплины (модуля) регламентирует
ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» Отдел по качеству образования Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО ТюмГАСУ
Стр. 1 из 16 Стр. 2 из 16 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 3 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ... 4 3 НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ... 5 4 ОФОРМЛЕНИЕ УМКД И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИХ...
1 обеспечивать все формы обучения (очную, очно-заочную, заочную); обеспечивать возможность самостоятельного использования программы студентами при освоении дисциплины и планировании индивидуальных образовательных
Министерство образования и науки Удмуртской Республики Автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Техникум радиоэлектроники и информационных технологий» () УТВЕРЖДАЮ
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Н и
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ) СУРГУТСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ (филиал)
1. Общие положения 1.1. Положение о требованиях к составлению учебно-методического комплекса учебной дисциплины, профессионального модуля (далее Положение) федерального государственного бюджетного профессионального
Приложение 2 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) УТВЕРЖДЕНО приказом от
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.ж.баласагына «Рекомендовано» Председатель УМС КНУ им.ж.баласагына 20 г Утверждаю Ректор КНУ им.ж.баласагына
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Б.Б. ГОРОДОВИКОВА»
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Педагогический колледж 15 Система менеджмента качества 03-02-2014
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНДУСТРИАЛЬНО
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная фармацевтическая академия» УТВЕРЖДАЮ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Приложение
СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения... 3 2. Порядок составления рабочей программы учебной дисциплины... 4 2.6.1. Литература.... 7 (Перечень используемой базовой и основной литературы должен быть представлен
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Г(0)БОУ СПО «Задонский политехнический техникум» У СПО рнический техникум» В.В. Дорохин 2013 г.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Серия «Учебная
1 Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации Разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный аграрный университет» СИСТЕМА
«УТВЕРЖДЕНО» Решением Ученого совета МХПИ «УТВЕРЖДАЮ» Ректор МХПИ Протокол от 2014 г. А.А. Егоров 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ Об учебно-методическом комплексе ДАТА ВВЕДЕНИЯ: 2014 г. НОВАЯ РЕДАКЦИЯ. СРОК ПЕРЕСМОТРА
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Алтайский государственный аграрный университет» Принято на заседании ученого совета
Приложение 1 Образец МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.ж.баласагына Наименование структурного подразделения СОГЛАСОВАНО ПредседательУМС КНУ им.ж.баласагына
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ" АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ"
СОВРЕМЕННЫЙ УМК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (26.08.2015 Г.)
Фриауф Л.Н., учитель физики
МБОУ «Селекционная СОШ»
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
Основной целью УМК является духовно-нравственное, познавательное, эстетическое развитие личности, реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.
Формулировка задач УМК предполагает, что получаемые ребенком теоретические знания, культивируемые отношения к учебной деятельности должны стать одним из средств формирования личности.
Комплекс учебников для основного и среднего общего образования «Вертикаль» является целостной системой, построенной на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. УМК всех предметных линий обеспечивают устойчивую мотивацию подростков к обучению, реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов, обозначенных во ФГОС основного общего и среднего образования , формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться и готовности к саморазвитию.
Учебно-методический комплекс должен включать систему средств обучения, соответствующих государственным стандартам образования. В этот комплекс обычно входят основной учебник, рабочая тетрадь и несколько дополнительных учебных пособий, которым принадлежит существенная обучающая функция – не только расширять и углублять предметные знания, но и активно способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД). Дополнять такой комплекс могут интерактивные программные продукты.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.
Весь УМК должен пониматься учителем и учениками, в первую очередь, как программа учебной интеллектуальной деятельности, изначально заложенная в текстовое содержание и задания к нему. Для формирования же универсальных учебных действий в современных условиях доминирующую роль играют не столько учебники, сколько правильно отобранные дополнительные учебные пособия. Таким образом, УМК одновременно выполняет функции носителя содержания образования и функции проектирования учебного процесса, ориентированного, прежде всего, на развитие самого ученика.
В практике ведущим остается школьный учебник. Он является почти единственным стабильным средством обучения, а среди дополнительных учебных пособий не так много таких, которые бы обеспечивали самостоятельное целенаправленное руководство познавательной деятельностью учащихся. УМК должен обеспечивать усвоение всех компонентов содержания образования (знаний, репродуктивных и творческих умений, системы ценностей). Система заданий дополнительных учебных пособий, должна расширять аппарат усвоения учебника и целенаправленно организовывать учебную деятельность учащихся. Применение УМК должно быть технологичным и предусматривать возможности экономии учебного времени.
Важнейшую роль в УМК играют задания. Условно их можно разделить на следующие группы:
Задания на понимание текста (о чем говорится в тексте, что говорится в тексте об этом).
Задания на тренировку памяти (воспроизведение терминов, фактов, фрагментов текста).
Задания на определение понятий.
Задания на обобщение понятий или исключение понятия из ряда близких по смыслу.
Задания на репродуктивное применение знаний: выполнить практическую работу по инструкции, решить задачу по образцу, объяснить факт, знакомый по сходным ситуациям и т. д.
Такой подход к составлению заданий позволяет учитывать большинство проявлений интеллектуальной и практической деятельности (аналитической, синтетической, сравнительной, систематизирующей и т. д.) как на репродуктивном, так и на творческом уровнях.
На учебно-методический комплекс ложится функция организации приемов учения. В данном случае эта функция реализуется в виде системы заданий. Методический аппарат комплекса актуализирует такие учебные действия, как принятие и осознание цели учения, осуществление действия, указанного в задании, проверку результата выполнения действия. Сами задания своими формулировками, начинающимися со слов – выберите, соотнесите, установите связь, дайте определение, проанализируйте, найдите общее и т. д. выполняют, с одной стороны установочные функции, ориентируя учащихся на осуществление конкретных операций, а с другой предъявляют, в виде приемов, конкретное содержание образования, которое необходимо усвоить – способы выбора, соотнесения; установление связей; умение определять понятия, анализировать, обобщать и т.д.
Следовательно, УМК с помощью заданий, вопросов и задач разного типа, сформулированных в соответствии с конкретными целями обучения и обладающих либо отдельными функциями, либо их совокупностью, должен обеспечить управление деятельностью учащихся по формированию УУД. Сформированность этих умений станет объективным признаком усвоения предметного (специального) и внепредметного (прикладного) содержания. Результатом такого усвоения становятся:
осознанное выполнение необходимых действий;
определенная степень свободы ученика в применении сформированных умений как в знакомой, так и в новой ситуации.
Таким образом, роль учебно-методического комплекса и его системы заданий заключается в формировании как частно-предметных так и надпредметных умений, проявляемых, на репродуктивном и творческом уровнях усвоения содержания образования.
1В 2011–12 учебном году российские вузы перешли на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Их разработка осуществлялась в соответствии с комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации и планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования. Новый стандарт разработан в идеологии компетентностного подхода. Важной особенностью новых стандартов является учет принципов и положений Болонской конференции, которые должны упростить интеграцию нашей системы образования с общеевропейской, позволить выпускникам легко адаптироваться к рынку труда любой страны, подписавшей Болонскую декларацию. В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема совершенствования методического обеспечения образовательного процесса и как одна из ее составляющих – разработка и внедрение новых образовательных программ, создание учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД). УМКД предназначен для повышения эффективности и качества подготовки будущих специалистов путем систематизации содержания и организации изучения учебной дисциплины с учетом достижений науки, техники и производства; улучшения методического обеспечения образовательного процесса; эффективного планирования и организации самостоятельной учебной работы и контроля знаний студентов, оказания студентам методической помощи в усвоении учебного материала; оказания помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства. В связи с этим возникает вопрос о рациональном подходе к формированию структуры УМКД. В статье дан анализ возможных подходов к формированию структуры учебно-методических комплексов учебных дисциплин в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Цель работы – обоснование рационального подхода к формированию электронной версии учебно-методического комплекса дисциплины с использованием минимальных навыков в области компьютерных технологий. Предложен авторский вариант создания структуры электронного учебно-методического комплекса в форме простейшей иерархической базы данных.
учебно-методический комплекс
методическая документация
1. О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов. Письмо Минобразования РФ от 19.05.2000 № 14-52-357ин/13 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lawmix.ru (дата обращения 12.02.2014)
2. О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений. Письмо Рособрнадзора Минобразования РФ от 17.04.2006 № 02-55-77ин/ак URL: http://www.lawmix.ru (дата обращения 10.02.2014)
3. Савина А.Г., Блок А.В. Алгоритм формирования содержания рабочих программ учебных дисциплин // Инновационно-информационные технологии в анализе, экономике и финансах: материалы международной научно-практической конференции (Барселона, 18-25мая, 2013 г.) – Орел,2013. – С. 109–111.
4. Мендубаева З.А. Структура учебно-методического комплекса // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 216-219.
5. Балакирева Э.В., Власова Е.З. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения качества подготовки специалистов // Человек и образование. – 2012. – № 4(33). – С. 75–80.
Согласно действующей в настоящее время концепции образования неотъемлемой частью Основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) являются Учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД), которые разрабатываются на кафедрах, проходят процедуры согласования и утверждения, предусмотренные внутривузовскими Положениями, и обеспечивают преподавание учебных дисциплин в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) .
В настоящее время общепринятого определения понятия УМКД нет, и в качестве рабочей дефиниции мы воспользуемся следующим определением «Учебно-методический комплекс дисциплины - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля успеваемости, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)».
Анализ материалов, представленных на сайтах вузов в открытом доступе, показал, что реализация требований Минобрнауки РФ к структуре и содержанию УМКД осуществляется с учетом специфики образовательного процесса и сложившихся традиций в конкретном вузе. С этой целью в каждом вузе Ученым советом принимается «Положение об УМКД», в котором детально прописываются рекомендуемая структура и содержание документа, порядок его разработки, утверждения и внесения изменений. Кафедры на основании принятого Положения формируют учебно-методические комплексы входящих в их компетенцию дисциплин, добавляя при необходимости отдельные дополнительные элементы, отражающие специфику этих дисциплин.
Мы не будем обсуждать такие вопросы, как роль и место УМКД в учебном процессе, его содержание и дидактические принципы формирования отдельных компонентов - эти вопросы с необходимой детализацией рассматриваются в «Положениях об УМКД», составленных в соответствии с требованиями ФГОС . Цель настоящей работы - рассмотреть возможные подходы к выбору структуры УМКД и способы практической ее реализации, дать оценку этих подходов с точки зрения функциональности использования УМКД в учебном процессе. В работе также предлагается один из возможных вариантов формирования структуры УМКД как локальной электронной базы данных (ЭБД).
Анализ подходов к формированию структуры УМКД.
Несмотря на кажущееся разнообразие в деталях, применительно к реализации структуры УМКД существует два основных подхода.
1. УМКД как единый документ объемом 20-30 страниц текста стандартного формата, содержащий освещение всех позиций, предусмотренных требованиями Минобрнауки РФ для данного документа, и включающий в своем тексте ссылки на учебные, методические и нормативные документы, обеспечивающие реализацию требований, прописанных в УМКД, в ходе образовательного процесса. Все эти дополнительные документы рассматриваются как приложения к УМКД.
2. УМКД как комплекс нормативных, методических и учебных материалов, используемых в образовательном процессе по данной учебной дисциплине. В этом случае УМКД включает множество разнородных по своему функциональному назначению материалов (учебники, тексты лекций, практикумы, задания для самостоятельной работы студентов, тесты текущего, рубежного и промежуточного контроля успеваемости, рейтинг-планы учебных дисциплин и т.п.), объем которых может достигать сотен и даже тысяч страниц текста. Здесь уместно говорить об УМКД как о своего рода базе данных (БД), содержащей нормативные, методические и учебные материалы, используемые кафедрой в образовательном процессе по данной учебной дисциплине. Единая точка зрения на структуру УМКД (документ или база данных) в настоящее время отсутствует, и каждый вуз выбирает тот вариант УМКД, который более соответствует особенностям учебного процесса и традициям вуза.
Следующая проблема, возникающая при формировании УМКД, состоит в следующем: в каком виде его сохранять и использовать - в электронной форме, на бумажных носителях или в обеих формах одновременно. Здесь также нет общей точки зрения, и обычно решение принимается на основе личных предпочтений руководства вуза. Как правило, в целях перестраховки кафедрам дается указание готовить и сохранять УМКД в обеих формах. Каждая из форм представления УМКД (в электронном виде или на бумажном носителе) имеет свои достоинства и недостатки, рассмотренные ниже.
Материалы, представленные в электронном виде, имеют следующие преимущества:
- компактность (они не требуют для хранения громоздких папок и офисной мебели);
- мобильность (сохранение файлов на флеш-картах позволяет иметь всегда необходимую документацию «под рукой», работать с ней и, при необходимости, - передавать другим лицам);
- удобство редактирования (в содержание электронных документов можно внести изменения без существенных затрат ресурсов);
- удобство поиска документов (формируя УМКД в виде текстового документа с гиперссылками или в форме электронной базы данных, мы обеспечиваем удобство поиска отдельных материалов и доступа к их содержанию).
В качестве недостатков электронной формы представления документации можно указать следующее:
- необходимость наличия соответствующей компьютерной техники (при существующем в настоящее время уровне компьютеризации этот недостаток представляется несущественным);
- менее наглядное восприятие документа (восприятие текстовой информации с бумажного носителя остается пока для многих пользователей более привычным и комфортным, чем считывание ее с монитора);
- наличие проблем с утверждением электронных форм документов (на наш взгляд, это - проблема не столько образовательного процесса, сколько бюрократических процедур). Повседневная практика свидетельствует, что многочисленные согласования и утверждения практически не влияют на функциональные возможности создаваемых внутривузовских нормативных, методических и учебных материалов, но требуют дополнительных затрат усилий и времени и создают иллюзию серьезного и активного документотворчества. Кстати, в советских вузах (1970-1990 гг.) количество нормативно-методической и отчетной документации было как минимум на порядок меньше, что не мешало вузам реализовывать одну из наиболее качественных систем образования в мире.
Что касается достоинств и недостатков применительно к материалам на бумажном носителе, то они противоположны изложенным выше соответствующим характеристикам электронной формы документов, и детальное их обсуждение представляется излишним. Если УМКД рассматривается как единый документ сравнительно небольшого объема (20-30 страниц текста), то его наличие на бумажном носителе оправдано. Так, большинство УМКД, разработанных в соответствии с требованиями ГОС-2, имели в качестве основного именно такой формат.
Если же УМКД рассматривается как совокупность разнородных документов (от текстов базовых лекций до комплектов тестов и семестровых рейтинг-планов дисциплин) объемом в сотни страниц текста, то распечатка этих материалов с целью последующего их размещения в папках на стеллажах для подтверждения того, что кафедра разработала и имеет учебно-методический комплекс по конкретной дисциплине, в настоящее время представляется нерациональной. Учитывая, что кафедры осуществляют учебный процесс по десяткам дисциплин и направлениям подготовки, это сводится к бессмысленной трате ресурсов (бумаги, порошка для лазерных принтеров, времени и сил исполнителей) и генерации «информационного хлама», который пролежит без движения на стеллажах и через 1-2 года будет выброшен, поскольку значительная его часть окажется морально устаревшей. В соответствии с действующими принципами делопроизводства, внесение любых изменений в документацию на бумажных носителях требует выполнения специальных процедур (замена страниц в документе с фиксацией этого в листе учета изменений и т.п.). Как это ни парадоксально, но текстовые экземпляры материалов из этих папок обычно никак не используются в учебном процессе (даже их временное изъятие с целью практического применения преподавателем или студентом не предусмотрено), единственный смысл этих папок с сотнями страниц текста - показать аудиторам, что кафедра разработала и имеет в своем фонде соответствующие УМКД. Если организационно-методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине на кафедре продолжает развиваться (совершенствоваться), то УМКД будет весьма динамичным во времени информационным объектом, содержание которого будет постоянно изменяться: одни (устаревшие) материалы будут по мере разработки и апробации новых заменяться другими, более современными и эффективными. В этом плане электронная форма УМКД имеет неоспоримые достоинства, позволяя сохранять и сопоставлять различные их версии. Кроме того, передача фрагментов УМКД в электронном виде преподавателям и студентам для их использования в учебном процессе является гораздо более технологичной и эффективной процедурой, чем тиражирование и распространение материалов на бумажном носителе.
В соответствии с ФГОС, введенными с 01.09.2011 г., существенно изменились требования к содержанию УМКД, реализовать которые можно только в форме комплекса разнородных документов, «ядром» которого становится рабочая программа дисциплины (РПД) -своеобразный аналог УМКД как единого документа в рамках требований ГОС-2. Учитывая современные требования к содержанию, структуре и функциональным характеристикам УМКД, единственно рациональной и эффективной в использовании формой представляется его электронная версия (ЭУМКД) в виде некоторой локальной базы данных.
Структура ЭУМКД как базы данных
Наиболее часто используемыми форматами электронных баз данных (ЭБД) при применении компьютерных технологий в сфере документооборота являются реляционные ЭБД и иерархические ЭБД. Выбор формата ЭБД определяется целями, задачами и основными требованиями к указанным структурам.
Целью ЭУМКД как базы данных является систематизированное представление совокупности нормативных, методических, учебных и контрольно-измерительных материалов, предусмотренных для использования в образовательном процессе по конкретной образовательной дисциплине для данного направления подготовки бакалавров и магистров.
Задача ЭУМКД - обеспечивать полноценный и удобный доступ преподавателей и обучаемых (в рамках их компетенций) к материалам, используемым ими в образовательном процессе.
Требования, предъявляемые к ЭУМКД как к базе данных (БД), могут быть сформулированы следующим образом.
1. Компактность и простота структуры: формат должен быть максимально прост и компактен при обеспечении требуемого от него уровня функциональности, всякие дополнительные элементы, включенные в оболочку БД для реализации второстепенных сервисных функций, целесообразно исключить.
2. Функциональность использования: БД должна обеспечивать выполнение основных функций - хранение, систематизацию, поиск (в пределах разумных затрат времени и усилий пользователя) и передачу пользователям затребованных ими документов.
3. Функциональность обслуживания: структура оболочки БД должна обеспечивать удобство обновления содержания ЭУМКД (замену одних версий документов другими) и возможность редактирования отдельных входящих в него документов без внесения каких-либо существенных изменений в оболочку БД.
4. Функциональность программно-технической реализации: использование ЭУМКД должно быть максимально доступным пользователю в плане аппаратных и программных средств. Желательно при этом ориентироваться на наиболее распространенные программные продукты (например, на текстовой редактор Word MS Office), навыками работы с которым с различной степенью профессионализма владеют все современные пользователи персональных компьютеров.
5. Идентичность структуры и содержания: с точки зрения существующих требований к документообороту структура и основные элементы содержания ЭУМКД для различных дисциплин, кафедр и направлений подготовки должны быть одинаковыми в рамках вуза и соответствовать утвержденному руководством вуза Положению. В то же время следует избегать чрезмерной регламентации - идентичность структуры и основных элементов содержания должны сочетаться с определенной гибкостью в формировании содержания ЭУМКД (кафедры и составители должны иметь возможность включать отдельные дополнительные материалы (пособия, тематики и формы СРС и т.п.), если это апробировано и дальнейшее их использование признано кафедрой целесообразным.
6. Адаптированность оболочки БД к содержанию ЭУМКД: в настоящее время в сети Интернет можно найти десятки предложений (платных и бесплатных) по использованию баз данных самого различного назначения - от систематизации картинок и музыкальных файлов до весьма функциональных программ формирования электронных библиотек и фактографических баз данных.
На наш взгляд, использование такого рода программ в качестве оболочки ЭУМКД представляется нерациональным по следующим причинам:
- как правило, эти программы включают «лишние» для обсуждаемых нами задач функции и в то же время - не в полной мере обеспечивают требования, предъявляемые к ЭУМКД;
- подлинная адаптация структуры базы данных целям и задачам учебного процесса может быть обеспечена только при условии формирования оболочки БД, согласованной с содержанием и структурой ЭУМКД, утвержденной вузом.
Выбор формата БД для формирования оболочки ЭУМКД определяется структурой входящих в него данных, а также целями и формами их использования. Так, для систематизации данных, состоящих из большого количества однотипных документов, наиболее подходящим форматом являются реляционные БД, которые реализованы в программном продукте Access MS Office.
Проведенный нами анализ показал, что включаемые в состав ЭУМКД материалы представляют собой разнородные по объему и содержанию документы в количестве, не превышающем нескольких десятков (до сотни) единиц. Кроме того, процедура поиска документов в ЭУМКД выполняется эпизодически и не относится к основным и часто выполняемым операциям. Для такого рода массивов данных более подходящими являются иерархические БД, обеспечивающие достаточную наглядность структуры БД и разумные траты времени и усилий пользователя на поиск требуемого документа. Существует также достаточно много вариантов формирования структуры ЭУМКД с использованием различных программных средств и технологий, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Мы рассмотрим вариант формирования структуры ЭУМКД с использованием модульного принципа построения БД и применением самого популярного в РФ текстового редактора Word MS Office, поскольку этот же программный продукт используется для создания самих текстовых документов. Предлагаемая база данных имеет иерархическую структуру, включающую в себя несколько уровней (рисунок).
Структура ЭУМКД включает четыре документа общего характера в корневой папке: титульный лист ЭУМКД (файл titul.doc), аннотация учебной дисциплины, глоссарий по дисциплине (краткий словарь терминов в объеме 20-35 единиц), рабочая программа дисциплины (файл РПФГОС_(наименование дисциплины). doc), и три модуля первого уровня (М1, М2, М3), содержащих документы определенной функциональной направленности и соответствующих компетенций различных пользователей (преподавателей или обучаемых).
Каждый модуль первого уровня включает по три модуля второго уровня (М11, М12, М13 и т.д.), которые систематизируют документацию по ее функциональному назначению, облегчают навигацию по базе данных и поиск требуемых документов. Для облегчения навигации по базе данных в каждом модуле первого уровня предусмотрена индексная страница (index.doc), с которой по гиперссылкам можно быстро попасть в папку с требуемыми документами.
Модуль М1 содержит материалы, предназначаемые для преподавателей, и включает три модуля второго уровня:
М1.1 - методические материалы в помощь преподавателю при организации учебного процесса;
М1.2 - нормативная документация, регламентирующая учебный процесс по дисциплине (Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости, семестровые графики учебного процесса, тематические планы аудиторных занятий, рейтинг-планы учебной дисциплины и т.п.);
М1.3 - тексты базовых лекций по дисциплине.
Модуль М2 содержит материалы, предназначенные для студентов (обучаемых), и также состоит из трех модулей:
М2.1 - комплекты индивидуальных заданий, используемых при организации самостоятельной работы студентов (СРС);
М2.2 - фонд методических разработок (методические указания, практикумы и т.п.), предназначенных для непосредственного использования обучаемыми в аудиторных и внеаудиторных условиях;
М2.3 - фонд раздаточного материала по дисциплине, который выдается студентам в электронной форме или на бумажном носителе для последующего тиражирования и использования на аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной работы.
Модуль М3 содержит комплекты контрольно-измерительных материалов (КИМ) в форме тестов или вариантов письменных заданий и ключи к ним. В соответствии с требованиями ФГОС фонд КИМ состоит из трех модулей:
М3.1 - фонд КИМ для текущего контроля успеваемости;
М3.2 - фонд КИМ для рубежного контроля успеваемости;
М3.3 - фонд КИМ для промежуточного контроля.
Приведенная на рисунке структура ЭУМКД является базовой для всех кафедр, дисциплин и направлений подготовки. При необходимости в структуру БД могут быть включены дополнительные модули второго уровня с документацией по организации практик и выполнения квалификационной работы (для выпускающих кафедр). Конкретное содержание ЭУМКД формируется за счет текстовых (*.doc или *.pdf) или иных электронных документов, размещаемых разработчиками в девяти упомянутых выше модулях второго уровня. При необходимости с учетом содержания этих модулей выполняется корректировка соответствующих индексных файлов с использованием текстового редактора Word MS Office.
Основным недостатком рассмотренной БД является отсутствие средств автоматизированного поиска информации, однако эта функция применительно к ЭУМКД используется достаточно редко - основная функция ЭУМКД состоит в хранении в систематизированном виде разнородной по содержанию документации, обеспечивающей реализацию образовательного процесса по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС. Этот недостаток в значительной мере компенсируется использованием иерархической структуры базы данных (рисунок), которая соответствует содержанию УМКД, утвержденному руководством вуза.
Структура ЭУМКД
Апробация рассмотренного в данной работе варианта формирования структуры ЭУМКД свидетельствует о его функциональности: простота формирования и удобство использования, минимальные требования к программному обеспечению (достаточно наличия текстового редактора Word MS Office) и отсутствие специальных требований к уровню компьютерной грамотности пользователя.
Рецензенты:
Чекулина Т.А., д.э.н., профессор, декан факультета бизнеса и рекламы, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орел;
Воронкова И.Е., д.и.н., доцент, профессор Российской академии естествознания, член Европейской академии естествознания (Лондон), заведующая кафедрой истории, философии, рекламы и связи с общественностью, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орел.
Работа поступила в редакцию 26.03.2014.
Библиографическая ссылка
Савина А.Г., Блок А.В. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ДИСЦИПЛИН В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-5. – С. 1092-1098;URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34052 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»